ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти

Урок 6. Фактура. Как рисовать еду

В предыдущих уроках мы разбирали, как передавать объем штриховкой. Еще одной ее функцией является передача материала, фактуры предмета: гладкий он или шероховатый, пористый, с трещинами, с волокнистой структурой, покрытый листвой или шерстью. Чтобы передать все это разнообразие, не обойтись лишь классическим штрихом. 

Содержание:

Фактура в рисунке. Как ее рисовать.

Тут на помощь приходит декоративная штриховка: волнистые линии, крючки, зигзаги, точки, фигуры. Годится все, что сможет лучше раскрыть характер предмета. В рисунке «Кипарисы» Ван Гог создает ощущение ветра короткими закручивающимися линиями в листве, волнистыми – в траве. А в работе «Лодки на берегу в Сен-Мари» художник использует для песка точки и короткие штришки, движение воды передает завитками и дугами.

Декоративная штриховка примеры

Декоративная штриховка используются самостоятельно или в сочетании с классической. При этом в зависимости от стиля и задачи, которую ставит перед собой художник, фактура может намечаться условно или же подробно и реалистично. Обычно детали дальних объектов изображаются схематичнее, более бегло, для ближних – с большим вниманием.

При этом, если художник не ставит перед собой целью фотореализм, то работа будет выглядеть живее, если прорисовывать не все элементы фактуры подряд, а лишь часть. Воображение зрителя дорисует недостающие детали.

Примеры штриховки

Средства достижения разнообразных фактур

Средство 1. Форма штриха, его размер и направление. Например, плавные параллельные штрихи напоминают более гладкую фактуру, а мелкий перекрестный штрих с выраженной сеткой вызывает в воображении более рыхлые поверхности.

Форма штриха, его размер и направление

Средство 2. Твердость карандаша. Более рыхлым графитом мягких карандашей проще создавать природные шероховатые фактуры. 

Средство 3. Изменение угла наклона карандаша к бумаге. Более гладкий эффект получается при работе карандашом под острым углом (например, можно использовать в портрете для передачи мягкости кожи лица). Если расположить карандаш почти плашмя, то эффект будет более рыхлым. Сточенный о наждачку кончик грифеля дает более широкий штрих (почти как мазок кисти), который может использоваться для изображения фактуры кирпича, черепицы, коры деревьев. 

Твердость карандаша и изменение угла наклона карандаша к бумаге

Средство 4. Клячка и ластик. Меняя форму первой, можно провести тонкую линию или выбелить облака на заштрихованном небе. Ластик удобно разрезать на треугольники, чтобы острым кончиком рисовать траву, фактуру коры дерева. 

Клячка и ластик в штриховке

Средство 5. Обработка края предмета тоже говорит о материале. Выступающие за границу штрихи могут использоваться для изображения шерсти животного, покрытого травой холма, еловых веток.

Обработка края предмета тоже говорит о материале

Средство 6. Для создания интересных фактур можно использовать необычные карандаши. Например, утолщенным плоским грифелем легко создать зернистую фактурную поверхность. Можно найти размываемый водой графит, эффект от него напоминает акварель или тушь.

Можно использовать необычные карандаши

Средство 7. И сама бумага может применяться для лучшего раскрытия материала предмета. На фактурной проще изображать неровные поверхности, например, кору дерева или шерсть животного. Гладкая бумага хороша для портретов.

Упражнение. Создаем фактуру

Нет универсального рецепта изображения разнообразия фактур. Художник, присматриваясь к элементам ее узора, старается повторить их схематично или более реалистично. Что общего и различного между этими элементами: форма, размер, направление, тон? Создавая узор, важно отразить в нем и сходства, и отличия. Давайте потренируемся в изображении фактуры еды.

Для начала попробуем сделать это схематично. Ниже приведены четыре фактуры: спагетти, хлеб, листья салата и брокколи. Давайте изобразим их линиями, точками, пятнами. В процессе стараемся повторять изгибы и направления линий. Здесь не требуется стопроцентная точность. Однако чтобы узор выглядел более живым и лучше раскрывал характер, рисуя, сверяемся с натурой и помним о сравнении (ищем сходства и отличия). Например, изображая поверхность среза хлеба, делаем поры разными по тону, размеру, форме. При этом в одном пятне тон может быть неравномерным: темнее с одной стороны, светлее – с другой.

Создаем фактуру

Рисуем фактуру

Теперь создадим фактуру более реалистично и подробно. Давайте и здесь порисуем на глаз, больше внимания уделим фактуре. 

Наметим контур малины. Затем легко заштрихуем правую освещенную часть и более насыщенно – левую затененную. От тени к свету сделаем плавный переход. Накладываем штрихи плотно, чтобы рыхлость штриховки не отвлекала внимания от фактуры.

Наметим контур малины на рисунке

Без нажима на карандаш наметим ее округлые частички, меняя их форму и размер, обращая внимание на общий порядок расположения. Не в точности копируем, а стараемся уловить и передать характер узора, закономерности. Затем частички, расположенные на освещенной стороне ягоды, заштрихуем слева и снизу, создавая на них тень. Некоторые из них можно при этом пропускать. Для частичек, расположенных слева, усилим тень с правой стороны. Левая часть будет немного светлее – тут рефлексы. Мягким карандашом кое-где усилим тени, чтобы добиться большей объемности.

Без нажима на карандаш наметим ее округлые частички

Некоторые частички можно отделить друг от друга короткими линиями. Продолжаем работать мягким карандашом. Затем острым кончиком клячки высветлим мелкие блики. Чтобы они выглядели более ярко, можно немного темнее заштриховать область вокруг блика.

Некоторые частички можно отделить друг от друга короткими линиями

По необходимости в целом немного затемним полутень справа и тень слева и снизу. Последние штрихи – наметим короткие усики по бокам, меняя их форму и наклон. Рисунок готов!

Рисунок малины готов

Рисуем еду

Давайте нарисуем выпечку. Вновь по традиции предлагаем поработать с натуры с боковым освещением. Если рисуете с фотографии, то в ней должна быть хорошо видна светотень. При изображении фактурных объектов очень важно не забыть уделить достаточно внимания объему, светотени. Проработка фактуры не должна быть первостепенной.

Рисуем еду исходное изображение

Шаг 1. Замеряем общие пропорции выпечки (высота к ширине). Переносим на бумагу, оставляя место для падающей тени. Определяем, как соотносятся между собой передняя и боковая поверхности, сколько раз высота верхней плоскости укладывается во всей высоте. Ставим соответствующие метки. Проверяем, равны ли верхняя и нижняя половинки выпечки, а затем измеряем углы наклона основных линий, образующих контур. Намечаем их. Находим направление и положение падающей тени.

Замеряем общие пропорции рисунка

Шаг 2. Уточняем форму выпечки. Сглаживаем контур, не увлекаясь, чтобы не потерять важного. Добавляем в него деталей. Убираем лишние линии. Намечаем границы собственной и падающей тени. Чем определяется форма тени на боковой поверхности выпечки? Обратите внимание, что сбоку, справа, есть не только собственная тень, но и падающие. Сверху – от горки сахарной пудры над срезом. А на нижней половинке выпечки - от верхней.  

Уточняем формы рисунка еды

Шаг 3. Слегка затонируем собственную и падающую тень. Будем усиливать тон постепенно. Здесь важно не перетемнить тень на сахарной пудре.

Слегка затонируем собственную и падающую тень

Шаг 4. Очень легко твердым карандашом заштрихуем полутень на верхней плоскости. Сделаем темнее некоторые участки собственной тени.

Заштрихуем полутень

Шаг 5. Затемним еще падающую тень. Слегка заштрихуем освещенную переднюю плоскость выпечки – тесто. Тонкую полосу сахарной пудры сверху оставим белой. Поработаем с фоном. Горизонтальная плоскость здесь темнее вертикальной. Наполним первую горизонтальными штрихами. Для стены можно использовать вертикальное и близкое к нему диагональное направление.

Затемним еще падающую тень

Шаг 6. Прорисуем фактуру передней плоскости. Наметим изюм, разломы и другие детали, передающие неоднородность теста.

Прорисуем фактуру передней плоскости

Шаг 7. Кое-где затемним элементы фактуры теста. Сделаем темнее поверхность стола. В целом усилим собственную тень, при этом учитываем присутствие более светлых участков (сахарная пудра) и более темных (корочка теста). Выделим сбоку тоном самые темные пятнышки складок, ямок. Линию, которая отделяет верхнюю половинку от нижней, делаем неоднородной по темноте и толщине, варьируя степень нажима на острие мягкого карандаша. При этом на мягкий карандаш стоит давить с осторожностью. Его грифель более рыхлый и хрупкий. Аналогично можно создать трещинки на верхней плоскости, но в целом светлее и тоньше. Усилим падающую тень.

Затемним элементы фактуры еды

Шаг 8. Точками и разными по тону мелкими пятнами передадим рыхлую фактуру теста. Усилим собственную тень сбоку.

Усилим собственную тень сбоку

Шаг 9. Сделаем рисунок еще более контрастным и выразительным. Выделим наиболее темные участки теней. Их проще заметить, прищурив глаза. Падающую тень ближе к выпечке сделаем темнее. Кое-где тонкой прерывающейся линией, неравномерной по тону, подчеркнем тень под передней плоскостью. Рисунок готов!

Сделаем рисунок еще более контрастным и выразительным

При работе в тоне с фактурными предметами, очень важно прищуривать глаза, чтобы детали не отвлекали внимание. Также тональная неоднородность предмета создает определенную сложность в работе со светотенью. Помогает периодически отходить от рисунка и смотреть на него на расстоянии. А еще время от времени хорошо откладывать работу, отдыхать от нее, чтобы потом увидеть свежим взглядом. Когда завершаешь работу на одном дыхании, то проще что-то упустить.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.