Блог о саморазвитии

Стратегия разрешения конфликтов: как получать то, чего хочется

Стратегия разрешения конфликтов

У каждого человека есть масса желаний. Так уж мы устроены. И нередко это становится поводом для ссор. Вы любите работать в тишине, а коллеги слушают радио. Вам хочется спокойно отдохнуть, а супруга настаивает на походе в гости. Но дело не ограничивается лишь столкновениями личных интересов.

Существует большое количество разновидностей конфликтов: межличностные и межгрупповые (внутри коллектива), конфликты взглядов и знаний, вертикальные (начальник – подчиненный) и горизонтальные (руководители подразделений одного уровня), социальные и политические конфликты. Однако суть таких явлений одинакова: вы чего-то хотите, а другие люди — нет. И наоборот. Вместо отдельной личности как субъекта взаимодействия может выступать группа. Также распространены конфликты типа личность – коллектив.

Причины, повлекшие за собой развитие конфликта, могут быть серьезными и не очень. Случается, что разногласия по вопросам, которые и выеденного яйца не стоят, превращаются в самые настоящие войны. Как грамотно разрешить проблемную ситуацию и выйти из конфликта победителем, не задев при этом оппонентов? Попробуйте применить пошаговую стратегию, эффективность которой доказана на практике. Рассмотрим ее на примере межличностного конфликта.

1

Анализируйте происходящее

Самое первое, что нужно сделать, — успокоиться и отдышаться. Импульсивные поступки приносят больше вреда, чем пользы, поэтому их нужно избегать. Следующий шаг — полный анализ ситуации, который позволит оценить шансы на победу.

Иногда люди просто-напросто неправильно друг друга понимают. Может быть, никто не собирался затрагивать ваши интересы и чувства и даже с уважением к ним относится. Здесь важно занять отстраненную позицию и не попасть в плен субъективности. Если ваши права действительно ущемляются, тогда готовьтесь к «боевой операции». Выявите проблему: то, что вас беспокоит, нужно выразить в простой и понятной форме. Придумайте фразу, которая наиболее точно описывает влияние сложившейся ситуации на вас: «Когда ты громко включаешь музыку, я не могу читать». Другими словами, четко укажите на действие, которое приводит к определенным последствиям.

2

Начните беседу

Вспомните фразу, которую вы заранее приготовили, и сделайте ее ключевым моментом разговора. Ни в коем случае не переходите на личности. Вы обсуждаете только ваши чувства, а не характер родных, друзей и коллег. Более того, не фантазируйте на тему мотивов поступков окружающих. Говорите только за себя. Ясно и недвусмысленно опишите свое видение проблемы, а также чувства и эмоции, которые вызывает поведение другого человека. Стоит воспользоваться «я-высказываниями»: «Я не могу дочитать интересную книгу, потому что громкая музыка мне мешает». Это хороший прием, который позволяет смягчить ситуацию.

Важно не извиняться и не оправдываться за свои слова, мысли, переживания. В такие моменты вы транслируете и невербальные сигналы, которые еще больше усиливают вашу неуверенность в себе, готовность отказаться от своих слов, извиняющийся тон. Говорите спокойно, твердо, без заискиваний.

3

Выдвигайте требования

Пока мы не скажем окружающим, чего хотим, они об этом не узнают. По каким-то причинам эту банальную мысль игнорирует 90% взрослого населения земного шара. Полезный совет: говорите четко и ясно, не используйте метафор и иносказаний. Оставьте привязку к конкретной ситуации и изъясняйтесь простым языком: «Я хочу, чтобы ты не включал музыку поздно вечером», — но не: «Мне хочется, чтобы с моими чувствами считались».

Не лишним будет узнать, нет ли у вашего оппонента вариантов решения проблемы. Может быть, вам и придется в чем-то уступить, но компромисс удовлетворит обе стороны. Как правило, это наилучший выход из ситуации.

4

Обозначьте последствия

Объясните, что произойдет, если получится и не получится урегулировать конфликт мирным путем. Дайте возможность выбрать. Лучше не угрожать, а просто констатировать факт: «Если я дочитаю книгу, вечером мы сможем прогуляться».

Если вы знаете, что человек несговорчивый, укажите на прямое и естественное последствие его отказа: «Если я не дочитаю книгу, то завтра мы не сможем погулять, как планировали на выходные. А в будни у меня нет времени».

5

Будьте готовы к переговорам

Выслушайте точку зрения другого человека. Слушайте не для галочки, а попробуйте его услышать и понять. Умение встать на место другого очень помогает в разрешении споров. Кроме того, вероятность того, что вы не оказались неправы, существует всегда. Ее нельзя исключать. Так что будьте готовы извиниться и извлечь соответствующие уроки из случившегося.

Если же вам не скажут ничего вразумительного в ответ или отшутятся, значит, доводы не достигли цели. Не расстраивайтесь и повторите попытку. Возможно, придется объяснить суть своих требований несколько раз — до тех пор, пока собеседник не поймет, что вы настроены серьезно. Иногда стоит сделать два-три «захода». Людям нужно время, чтобы осознать происходящее.

Когда и если вас поймут так, как вам бы того хотелось, выскажите свое одобрение и поблагодарите человека. Не забывайте, что каждый стремится сохранить лицо, поэтому окончание спора нужно сгладить, чтобы не ранить оппонента.

Конфликты неизбежны. Более того, они имеют не только отрицательные, но и положительные последствия: в споре рождается истина. Однако если ситуация приобретает деструктивный характер, пора вмешиваться. Надеемся, наши рекомендации окажутся полезными.

По материалам книги «Психология вредных привычек».

Ключевые слова: