У каждого человека есть масса желаний. Так уж мы устроены. И нередко это становится поводом для ссор. Вы любите работать в тишине, а коллеги слушают радио. Вам хочется спокойно отдохнуть, а супруга настаивает на походе в гости. Но дело не ограничивается лишь столкновениями личных интересов.
Существует большое количество разновидностей конфликтов: межличностные и межгрупповые (внутри коллектива), конфликты взглядов и знаний, вертикальные (начальник – подчиненный) и горизонтальные (руководители подразделений одного уровня), социальные и политические конфликты. Однако суть таких явлений одинакова: вы чего-то хотите, а другие люди — нет. И наоборот. Вместо отдельной личности как субъекта взаимодействия может выступать группа. Также распространены конфликты типа личность – коллектив.
Причины, повлекшие за собой развитие конфликта, могут быть серьезными и не очень. Случается, что разногласия по вопросам, которые и выеденного яйца не стоят, превращаются в самые настоящие войны. Как грамотно разрешить проблемную ситуацию и выйти из конфликта победителем, не задев при этом оппонентов? Попробуйте применить пошаговую стратегию, эффективность которой доказана на практике. Рассмотрим ее на примере межличностного конфликта.
Анализируйте происходящее
Самое первое, что нужно сделать, — успокоиться и отдышаться. Импульсивные поступки приносят больше вреда, чем пользы, поэтому их нужно избегать. Следующий шаг — полный анализ ситуации, который позволит оценить шансы на победу.
Иногда люди просто-напросто неправильно друг друга понимают. Может быть, никто не собирался затрагивать ваши интересы и чувства и даже с уважением к ним относится. Здесь важно занять отстраненную позицию и не попасть в плен субъективности. Если ваши права действительно ущемляются, тогда готовьтесь к «боевой операции». Выявите проблему: то, что вас беспокоит, нужно выразить в простой и понятной форме. Придумайте фразу, которая наиболее точно описывает влияние сложившейся ситуации на вас: «Когда ты громко включаешь музыку, я не могу читать». Другими словами, четко укажите на действие, которое приводит к определенным последствиям.
Начните беседу
Вспомните фразу, которую вы заранее приготовили, и сделайте ее ключевым моментом разговора. Ни в коем случае не переходите на личности. Вы обсуждаете только ваши чувства, а не характер родных, друзей и коллег. Более того, не фантазируйте на тему мотивов поступков окружающих. Говорите только за себя. Ясно и недвусмысленно опишите свое видение проблемы, а также чувства и эмоции, которые вызывает поведение другого человека. Стоит воспользоваться «я-высказываниями»: «Я не могу дочитать интересную книгу, потому что громкая музыка мне мешает». Это хороший прием, который позволяет смягчить ситуацию.
Важно не извиняться и не оправдываться за свои слова, мысли, переживания. В такие моменты вы транслируете и невербальные сигналы, которые еще больше усиливают вашу неуверенность в себе, готовность отказаться от своих слов, извиняющийся тон. Говорите спокойно, твердо, без заискиваний.
Выдвигайте требования
Пока мы не скажем окружающим, чего хотим, они об этом не узнают. По каким-то причинам эту банальную мысль игнорирует 90% взрослого населения земного шара. Полезный совет: говорите четко и ясно, не используйте метафор и иносказаний. Оставьте привязку к конкретной ситуации и изъясняйтесь простым языком: «Я хочу, чтобы ты не включал музыку поздно вечером», — но не: «Мне хочется, чтобы с моими чувствами считались».
Не лишним будет узнать, нет ли у вашего оппонента вариантов решения проблемы. Может быть, вам и придется в чем-то уступить, но компромисс удовлетворит обе стороны. Как правило, это наилучший выход из ситуации.
Обозначьте последствия
Объясните, что произойдет, если получится и не получится урегулировать конфликт мирным путем. Дайте возможность выбрать. Лучше не угрожать, а просто констатировать факт: «Если я дочитаю книгу, вечером мы сможем прогуляться».
Если вы знаете, что человек несговорчивый, укажите на прямое и естественное последствие его отказа: «Если я не дочитаю книгу, то завтра мы не сможем погулять, как планировали на выходные. А в будни у меня нет времени».
Будьте готовы к переговорам
Выслушайте точку зрения другого человека. Слушайте не для галочки, а попробуйте его услышать и понять. Умение встать на место другого очень помогает в разрешении споров. Кроме того, вероятность того, что вы не оказались неправы, существует всегда. Ее нельзя исключать. Так что будьте готовы извиниться и извлечь соответствующие уроки из случившегося.
Если же вам не скажут ничего вразумительного в ответ или отшутятся, значит, доводы не достигли цели. Не расстраивайтесь и повторите попытку. Возможно, придется объяснить суть своих требований несколько раз — до тех пор, пока собеседник не поймет, что вы настроены серьезно. Иногда стоит сделать два-три «захода». Людям нужно время, чтобы осознать происходящее.
Когда и если вас поймут так, как вам бы того хотелось, выскажите свое одобрение и поблагодарите человека. Не забывайте, что каждый стремится сохранить лицо, поэтому окончание спора нужно сгладить, чтобы не ранить оппонента.
Конфликты неизбежны. Более того, они имеют не только отрицательные, но и положительные последствия: в споре рождается истина. Однако если ситуация приобретает деструктивный характер, пора вмешиваться. Надеемся, наши рекомендации окажутся полезными.
По материалам книги «Психология вредных привычек».