Блог о саморазвитии

Риторический треугольник

Риторический треугольник

Уходит ли ваша душа в пятки, когда вы получаете задание подготовить документ в письменной форме или представить некую информацию на публике? Если так, вы не одни. Подавляющее количество людей не только боятся выступать на публике, им страшно даже написать текст, который, как они знают, будет прочитан другими. То есть тут дело явно не в проблемах выражения мыслей, а в осознании того, что его кто-то увидит. Риторический треугольник поможет избавиться от страхов, потому что представляет собой по сути простую и понятную формулу, которую можно встраивать в любое сообщение, которое вы хотите донести до вашей аудитории.

Когда вы пишете текст, то понимаете, что у вас не будет второго шанса изменить точку зрения своего собеседника (аудитории). А если вашу точку зрения не примут с первого раза, вы можете потерять уважение, самоуважение или деньги. Поэтому психологический барьер в данном случае очевиден.

Риторика

Риторика — это древнее искусство переубеждения. Если вы владеете риторикой хорошо, аудитория поймет, что вы имели в виду и ваше сообщение повлияет на нее именно таким образом, каким вы и хотели. Овладев знаниями о том, как работают инструменты риторики, вы можете улучшить качество своего письма и сделать свою точку зрения внятной и четкой. Следует сразу сказать о том, что слово «риторика» имеет негативную коннотацию в последнее время. Мы же будем говорить об умении переубеждать, а не о намеренной манипуляции.

Риторический треугольник

Риторический треугольник состоит из трех компонентов, без которых невозможно донести аргумент:

  • Автор
  • Аудитория
  • Контекст

Любая форма коммуникации требует наличие этих трех компонентов и влияет на убедительность вашего аргумента.

1

Автор

Аудитория сознательно или бессознательно хочет знать мотивы вашей коммуникации. Если вы не покажете ей, зачем вообще именно вам доносить эту информацию, она начнет думать, что вы неискренни и что-то скрываете. Аудитория может задавать себе вопросы:

  • Вы хотите просто предоставить информацию ей?
  • Вы хотите обучить ее?
  • Вы пытаетесь побудить ее к действию?
  • Вы пытаетесь переубедить других изменить точку зрения или поставляете распространенное мнение?
  • Вы предоставляете идеи для решения проблем или анализа?
  • Вы пытаетесь просто развлечь публику?

Аудитория хочет четко знать, с кем она имеет дело и с чего бы ей вас слушать (читать). Так что позаботьтесь о том, чтобы прояснить:

  • Кто вы такой
  • Какова ваша компетенция по данной проблеме
  • Откуда исходит ваш авторитет

Также публика хочет знать, каковы ваши мотивы, ценности, убеждения. Эти данные помогают ей понять информацию и воспринимать ее через правильную призму.

2

Аудитория

Когда вы общаетесь в письменной форме или вербально вы должны понимать свою аудиторию. Понимание к кому вы обращаетесь поможет вам избежать многих проблем в использовании терминов. Вы должны задать себе такие вопросы:

  • Каковы ожидания аудитории?
  • Как она использует вашу информацию?
  • На чем нужно сделать акцент в первую очередь?

Когда вы разобрались, какая перед вами аудитория, вы можете увлекать ее за собой. Для этого потребуется ответить еще на три вопроса:

  • Какие эмоции вы хотите вызвать?
  • Имеете ли вы общие ценности с аудиторией, которые могли бы использовать?
  • Как именно убеждения аудитории будут сочетаться с вашим посланием?
3

Контекст

Аудитория анализирует содержимое вашего сообщения.

  • Какие события предшествовали коммуникации?
  • Какие аргументы используются?
  • Они логические и хорошо продуманные?
  • Каким образом эти аргументы поданы?
  • Где был представлен текст или речь?
  • Это сообщение было обязательным?

Чтобы публика поняла именно то, что вы хотели донести, ваши выражения должны быть правдоподобны. Спросите себя:

  • Я представил логичное и хорошо выстроенное послание?
  • Как я аргументировал свои утверждения?
  • Какие у меня есть доказательства?
  • Каковы контраргументы?

При подготовке любого документа или речи вы должны в первую очередь рассмотреть риторический треугольник для эффективного убеждения. Если хотя бы одного из этих элементов не достает, значит вам будет намного тяжелее донести свое сообщение.

Если вы используете принципы риторики при подготовке, то повышаете свои шансы быть услышанным многократно. Вы удивитесь, когда узнаете, что на таком уровне свою речь планируют очень немногие люди. А значит вы можете получить большое преимущество. Удачи вам в понимании самого себя и вашей аудитории!

Ключевые слова: