Все люди так или иначе откладывают на потом не очень приятные дела. Однако существуют разные уровни— некоторые лишь иногда позволяют себе отложить серьезный проект или задание, другие же являются хроническими прокрастинаторами. Во втором случае человек не развивает свой потенциал и упускает множество возможностей преуспеть в жизни и карьере. Мы уже неоднократно писали об этой проблеме, однако она настолько глобальна, что нужно время от времени напоминать людям о том, какую она таит опасность и как ее преодолеть.
Что такое прокрастинация?
Мы прокрастинируем, когда откладываем дела, которые нам нужно сделать прямо сейчас, обычно в пользу чего-то более приятного и комфортного. Про суть прокрастинации простыми словами смотрите в этом видео Евгения Буянова:
Согласно психологу профессору Кларри Лаю, видного специалиста в этой области, прокрастинация возникает когда появляется значительный временной разрыв между намерением и действенным поведением.
Как преодолеть прокрастинацию
Следуйте этим шагам:
Осознайте, что прокрастинируете
Если вы предельно честны перед собой, то, вероятно, осознаете, что прокрастинируете. Вот список показателей, чтобы вы могли в этом убедиться:
- Наполнение дня задачами с низким приоритетом из вашего списка дел.
- Прочтение электронной почты несколько раз в день без написания ответов или принятия решения насчет того, что делать с письмами. То есть вы по сути совершаете бесцельные действия, которые отнимают время и не приближают вас к цели.
- В ожидании начала работы над задачей с высоким приоритетом выполнять мелкие дела вроде приготовления кофе или похода по магазинам. Начните работу, а через какое-то время приготовьте себе кофе и сходите в магазин.
- Оставлять одно дело из списка дел невыполненным несколько дней подряд.
- Регулярно говорить «да» малозначительным делам, которых даже нет в вашем списке.
- Ожидание «хорошего настроения» и «правильного времени». Помните, что подходящего момента никогда не будет.
Когда вы откладываете в сторону малозначительные дела, то это не прокрастинация, а приоритизация. Также, если вы откладываете в сторону важное дело на короткий период времени ради отдыха — это тоже правильный поступок. Но если прошло несколько часов, а вы не принялись за это дело — значит прокрастинируете.
Выясните почему вы прокрастинируете
Причина может быть в вас или в задании. Например, вы не можете приняться за дело лишь потому, что испытываете нехватку информации и ресурсов.
Однако чаще всего причина именно в человеке.
- Задание кажется непривлекательным. Отметьте слово «кажется» — это не значит, что задание является таким на самом деле. Любое, даже самое приятное задание может показаться непривлекательным лишь потому, что нам нужно его выполнить во что бы то ни стало. Выберите себе правильное настроение — вы так или иначе сделаете работу, только в худшем случае с опозданием и плохим настроением.
- Человек не организован. Организованные люди умеют сопротивляться искушениям, потому что знают о своих приоритетах и составляют списки дел. Они также понимают, сколько времени займет выполнение задания и делят его на мелкие части. Неорганизованные люди подсознательно ощущают, что работу нужно сделать целиком и желательно быстро, поэтому не берутся за нее вообще.
- Большое количество дел. Если вам нужно сделать за день очень много, вы можете не сделать ничего. Помните закон инерции — стоит только начать.
- Перфекционизм. Удивительно, но перфекционисты тоже могут прокрастинировать. Они размышляют о том, что работу нужно выполнить идеально, а затем не берутся за нее потому что не чувствуют уверенности в своих силах.
- Неразвитые навыки принятия решений. Это навык, который можно и нужно развивать. Введите себе в привычку браться за дело сразу же, когда вам нужно его выполнить. Вы удивитесь тому, что ничего страшного в нем нет.
Примените анти-прокрастинационные стратегии
Прокрастинация — это глубоко укоренившаяся привычка и модель поведения. Это значит, что вы не сможете ее преодолеть за один день. Ирония в том, что некоторые люди откладывают борьбу с прокрастинацией и считают этот парадокс забавным.
Любую привычку можно изменить лишь при наличии осознанности, настойчивости, мотивации и дисциплины. Когда вы мотивированы, у вас все получается, но когда вы встали не с той ноги, вас выручит дисциплина.
Как стать более мотивированным?
- Поощряйте себя. Простой, но очень действенный прием, который правда подойдет только в начале вашего пути.
- Попросите знакомого человека контролировать вас. Это тоже работает и тоже в самом начале.
- Пофантазируйте на тему того, что будет, если вы не сделаете работу.
- Подумайте над тем, во сколько вам обходится промедление. Вы можете сделать работу за день, но выполняете ее за неделю. Сколько денег и возможностей для роста вы потеряли? Если вы будете себя так вести пять лет, во сколько потерянных денег это выльется?
- Развейте простую привычку: просто начните, несмотря на объем дела.
Как стать более организованным?
- Ведите список дел. Многие люди знают о его важности, однако все равно не ведут, аргументируя это тем, что и в голове все прекрасно запоминается. Однако дело даже не в памяти, а в осознанности. Лист бумаги вам постоянно напоминает о ваших обязанностях, а мысли в голове имеют свойство меняться сотни раз в день.
- Применяйте матрицу Эйзенхауэра.
- Овладейте искусством тайм-менеджмента. Это не скучно, как может показаться на первый взгляд, это умение жить на полную.
- Каждый день напоминайте утром и перед сном себе о своих целях в жизни и на ближайший год.
- Фокусируйтесь на одном деле за раз.
Как преодолеть ошеломленность от большого количества дел?
- Разбейте большое дело на маленькие части.
- Начните с какого-то быстрого и легкого дела, даже если в нем нет никакой логики. Вы почувствуете, что завершили дело и это придаст вам сил и энергии.
Как полюбить неприятное дело?
- Многие прокрастинаторы переоценивают неприятность задания. Сделайте хотя бы попытку. Одна помытая чашка может дать вам понять, что ничего страшного в горе грязной посуды нет.
- Всегда думайте над тем, что случится, если задание не будет выполнено. Последствий может быть очень много, придумайте их как можно больше, можете даже преувеличивать их и доводить до абсурда.
- Награждайте себя приятными мелочами.
Даже если вам очень не нравится работа, но выполнить ее все равно нужно, принимайтесь за нее немедленно. Чем больше вы о ней думаете впустую, тем больше боитесь и тем неприятнее она для вас становится.
Желаем вам удачи!