Блог о саморазвитии

Модель бизнес-мотивации

Модель бизнес-мотивации

Если вы когда-нибудь разрабатывали бизнес-план для своей организации, то знаете, насколько трудоемкий этот процесс. Существует множество факторов, которые стоит рассмотреть и вы можете легко упустить что-то значимое. Поэтому вам может пригодиться модель бизнес-мотивации (The Business Motivation Model). Это инструмент, который поможет оптимизировать план. Одна из самых необходимых черт любого бизнес-плана — гибкость. Модель бизнес-мотивации позволит вам исследовать внешние и внутренние факторы, а затем скорректировать план соответствующим образом.

О модели

Эта модель была разработана в конце 1990-х некоммерческой консалтинговой фирмой Business Rules Group. Цель модели — помочь людям подготовить бизнес-план в упорядоченной, эффективной и хорошо организованной манере.

Говоря проще, модель поможет бизнесмену задуматься о том, зачем он создает бизнес-план, определить ключевые моменты, которые стоит включить и понять, какие факторы взаимодействуют друг с другом.

Модель состоит из четырех элементов:

  1. Завершение. Это то, чего вы хотите достичь при помощи своего плана. Завершение состоит из видения, целей и задач.
  2. Средства. Они описывают, как именно вы собираетесь достичь своих целей (завершения). Включают миссию, общую стратегию, политику и правила компании.
  3. Факторы влияния. Здесь вы оцениваете влияние людей и обстоятельств внутри и снаружи организации, которые могут затронуть средства и завершение.
  4. Оценка. Здесь вы оцениваете факторы влияния, после чего корректируете элементы завершения и средств соответствующим образом.

Рассмотрим каждый элемент подробнее.

1

Завершение

Вы определяете свой финальный, желаемый результат. Можете начать с этого элемента, но более эффективной может быть работа над завершением и средствами одновременно.

  • Видение. Начните с изложения концепции. Она должна выразить то, чего ваша компания хочет делать или чем хочет стать в долгосрочной перспективе.
  • Цели и задачи. В модели бизнес-мотивации цель является скорее качественной (чем количественной), общей (чем специфической) и непрерывной. Задачи должны быть достижимыми и привязанными ко времени.
2

Средства

Как именно вы собираетесь достичь того, что прописали на стадии завершения?

  • Ваша миссия. Цель миссии — определить, что должна делать компания каждый день, с утра до вечера. Это вектор, который будет вас направлять. Миссия должна содержать три элемента: действие, продукт и услуга, рынок и потребитель.
  • Стратегия. Она является ключевым элементом для достижения долговременного успеха. Вы можете использовать модель ADL для этого.
  • Директивы. Это правила и политика компании. Помните, что директивы могут нести как позитивное, так и негативное влияние. Они должны не ограничивать свободу ваших людей, а помогать им раскрывать свой потенциал и при этом оставаться осознанными относительно целей и задач.
3

Факторы влияния

Здесь вы должны оценить факторы влияния — людей и обстоятельств, которые могут затронуть стадии средств и завершения. Они могут быть внутренними и внешними.

Внутренние:

  • Ресурсы;
  • Инфраструктура;
  • Организационные ценности;
  • Акционеры;
  • Персонал;
  • Организационная культура.

Внешние:

  • Технологии;
  • Потребители;
  • Бизнес-окружение;
  • Поставщики;
  • Конкуренты;
  • СМИ;
  • Нормативные акты и законы;
  • Политика государства.

Для того, чтобы определить эти факторы, воспользуйтесь моделью PEST.

4

Оценка

Когда вы определили все факторы влияния, пришло время оценить каждый из них. Выясните, как именно они затрагивают стадии средств и завершения. Используйте для этого модель SWOT: перечислите все факторы, а затем спросите себя, представляют ли они силу, слабость, возможности или угрозу для вас. После этого пересмотрите стадии средств и завершения — обновите их соответствующим образом.

Желаем вам удачи!

Ключевые слова: