«Секрет влияния на людей не в умении говорить, а в умении быть хорошим слушателем».
Дейл Карнеги
Чтобы стать хорошим собеседником, необходимо научиться слушать. Это противоречие объясняется очень просто: мы хотим прежде всего высказаться и редкий человек, который захочет нас выслушать, будет очень ценен. Перефразируя известное выражение, нам даны два уха для того, чтобы слушать, учиться и собирать информацию прежде, чем найдется повод что-либо сказать.
Хороших слушателей так мало потому, что из всех навыков общения это — самое трудное. Ведь нужно унять свое эго, обратить внимание на проблемы и мир другого человека и набраться терпения. Кажется, это практически невозможно. И все же есть теории и способы, которые помогут приобрести этот навык. Вот они.
Четыре стиля
В 1971 году Ларри Баркер предложил теорию четырех стилей активного слушания, которая затем была дополнена Китти Уотсон в 1995 году. Она гласит, что для того, чтобы стать хорошим слушателем, нужно использовать один из четырех стилей.
Ориентированный на людей. Если вы будете отдавать все свое внимание собеседнику, то проявите заботу. Необходимо понять жизненную позицию и историю другого человека, использовать его рассказы как средство понимания. Будьте сосредоточены на эмоциях.
Когда вам интересен человек, слушать его не составляет труда. Он это чувствует и с удовольствием продолжает свой рассказ.
Ориентированный на содержание. Вы можете ориентироваться на то, что было сказано, а не на самого человека. Стремитесь сосредоточиться на фактах и доказательствах, разбираться в деталях.
Не думайте о том, что хотите сказать, а внимательно оценивайте рассказ собеседника. Это значит не озвучивать заготовленные фразы, а строить беседу, исходя из сути рассказанного.
Ориентированный на действие. Обращайте внимание на то, к чему призывает диалог: на советы и следующие действия.
Ориентированный на время. Заранее определите, сколько времени можете выделить на беседу. Часто нам тяжело слушать, если непонятно, насколько затянется диалог. Мы нервничаем и получаем стресс вместо продуктивного общения. Если у вас будет доступно 30-40 минут — это позволит вести беседу неспешно, если 1-2 минуты, тогда придется говорить лишь по делу.
Плохие привычки слушателя
Чтобы стать хорошим слушателем, нужно понимать, чего делать не нужно. На этот счет имеется три подхода.
Николс и Стивенс в 1957 году предложили следующий список плохих привычек:
- Критика говорящего.
- Выслушивание исключительно фактов.
- Изображение внимательности.
- Создание отвлекающих факторов.
- Блокирование сказанного из-за эмоционального напряжения.
- Размышления о скорости речи и мысли собеседника.
Робертсон в 1994 году предлагает свой вариант:
- Отсутствие интереса к теме.
- Сосредоточенность на человеке, а не на теме.
- Перебивание.
- Фокусировка на деталях, а не на общей картине.
- Язык тела, который говорит о незаинтересованности.
Уже знакомые нам Баркер и Уотсон составили такой список грехов слушателя:
- Перебивать.
- Не смотреть на собеседника.
- Отвлекаться на что-нибудь другое.
- Заканчивать фразы собеседника.
- Произносить «Да, но…».
- Задавать слишком большое количество вопросов.
Интересно отметить пересечения в этих трех списках. К основным аспектам относятся: неуважение к собеседнику, зацикленность на деталях и отсутствие банальной вежливости.
Если вам характерно большое количество ошибок, попытайтесь искоренять их поочередно. Начните с того, чтобы не позволять себе перебивать собеседника, затем сосредоточьтесь на визуальном контакте или языке тела.
Активное слушание
Чтобы слушать активно, вы должны дать другому человеку говорить, поощряя его и используя соответствующий язык тела. Особенно, когда собеседник не уверен в себе. Поощрение способно превратить скучный диалог в увлекательный.
Отражение. Когда на вас отражается сказанное, вы демонстрируете, что слышали все, о чем сказал собеседник. Переживайте те эмоции, которые соответствуют ситуации, при помощи языка тела.
Тотальное слушание. Роджерс и Фарсон (1979) описывают активное слушание как «лучший способ добиться изменений в людях». Они рекомендуют три его вида:
- Слушать общий смысл: следить за темой и эмоциями собеседника.
- Отвечать на чувства: порой настоящая суть сообщения — это эмоция, лежащая на поверхности.
- Обращать внимание на сигналы. Язык тела зачастую говорит намного больше, чем слова.
Подведение итогов. Обратная связь показывает собеседнику, что его правильно поняли. Во время диалога несколько раз подводите итог его словам.
Демонстрация уважения. Как указывают Роджерс и Фарсон: «Уважение проявляется в активном слушании и полной вовлеченности в диалог».
Желаем вам удачи!