Продолжаем наше обучение эристике и её уловкам. Очередной урок от Артура Шопенгауэра повысит ваши шансы на победу в споре. Читайте, запоминайте, практикуйте и привыкайте извлекать максимум из любого спора.
Теория практике рознь
Можно легко нейтрализовать аргумент соперника или как минимум значительно ослабить его, если прибегнуть к уловке «может быть, это справедливо в теории, но на практике – совершенно ложно».
Все мы знаем, что не всегда теоретические выводы находят подтверждение на практике. Очень часто что-то оказывается неучтенным или слишком идеализировано. Этим можно воспользоваться.
Особенно хорошо этот приём работает в следующих условиях:
- Слишком радужная перспектива. Если ваш оппонент очень ярко описывает перспективу и много обещает, то это уже само по себе вызывает недоверие. Люди относятся с подозрением к тому, что слишком хорошо. Если вы скажете, что такое может быть только на словах, а на деле подобных чудес не бывает – это будет серьёзный удар по позиции соперника, хотя по существу вы ничего не оспорили.
- Множество деталей. Если в позиции соперника очень много мелких деталей, нюансов, факторов и т.п., то вам гораздо легче вызвать сомнения его в словах. Ведь не может быть никакой уверенности, что всё сложится именно так, как обещает оппонент, если в его позиции такое количество нюансов и деталей. Вы легко сможете убедить в этом окружающих и пошатнуть позицию визави.
- Прошлый опыт. Если, например, вам нужно оспорить проект вашего коллеги, а у вас на работе уже был опыт, когда теория не соответствовала практике – обязательно акцентируйте на этом внимание. Прошлый опыт оказывает большое давление на принятие решений, восприятие людей зависит от того, что они пережили ранее. «Нам уже не раз обещали золотые горы, но мы ещё ни разу их не видели. Стоит ли доверять столь самоуверенному в теории проекту на этот раз?» – после подобного высказывания шансы на принятие проекта заметно сократятся.
Очень здорово эта уловка работает в связке с доведением до абсурда:
— Если наш проект будет реализован, прибыль предприятия возрастёт на 20%.
— Ну да, конечно, сначала на 20, потом на 80, а потом на все 150%. Мне кажется, ваш проект столь прибылен только на бумаге, в жизни всё далеко не так оптимистично.
Влияние на волю вместо аргументации
Вот что пишет об этой уловке сам Артур Шопенгауэр:
«Данная уловка, если только ею можно воспользоваться, заменяет собою все остальные. Вместо того чтобы производить влияние на ум противника основаниями, надо при помощи мотивов действовать на волю противника и слушателей. Ничего, если слушатели склоняются на сторону противника, они сейчас обратятся к нашему мнению, хотя бы оно и происходило из сумасшедшего дома».
Осуществить такое влияние на соперника или слушателей можно следующими способами:
- Дайте оппоненту понять, что защита этого мнения может негативно сказаться на его собственных интересах. Таким образом, вы «подсказываете» сопернику, что если он продолжит защищать свой тезис, то накличет беду на себя. Только не стоит путать это с угрозой. Вы должны дать предпосылки, из которых оппонент самостоятельно должен понять, что сейчас лучше отступить. «Он тогда откажется от своего взгляда с такой быстротой, с какой обыкновенно бросают неосторожно взятый руками раскаленный кусок железа», – говорит Артур Шопенгауэр. Например, ваш оппонент утверждает, что смарт-часы очень полезная вещь, и при этом он является владельцем магазина обычных наручных часов. Намекните ему, что если смарт-часы действительно такая стоящая вещь, то его товар перестанет пользоваться спросом. Скорее всего, он перестанет так яро утверждать, что смарт-часы действительно столь хороши. Да, этот приём может сработать не всегда, особенно, когда нет сторонних наблюдателей, но если это получится – вы автоматически становитесь победителем в споре.
- Способ воздействия на слушателей прекрасно описал сам Шопенгауэр, процитирую:
«То же происходит, если слушатели принадлежат к одной с нами секте (роду занятия, оружия, клубу и так далее), а противник – к другой. Пусть его тезис будет верен, но если мы намекнем, что он противоречит «общим интересам» упомянутого цеха, все слушатели станут считать его аргументы слабыми и жалкими, хотя бы даже они были превосходны, наши же – на самом деле самые фантастические – покажутся им верными и хорошими. Присутствующие хором подадут за нас голос, а побежденный противник покинет поле боя, понуря голову».
Противодействие:
Если против вас применили первый приём, сначала оцените целесообразность продолжения спора. Действительно вам лучше отступить или так только кажется? Если второе, то вы можете превратить уловку соперника в свой аргумент: «как вы понимаете, мне очень невыгодно это говорить, но я просто не могу обманывать себя и вас…».
Если применили второй приём, используйте все известные вам уловки, чтобы убедить слушателей, что противоречия между вашей позицией и их взглядами нет. Ещё лучше если вы докажите, что ваши доводы наоборот соответствуют догматам, свойственным вашим слушателям.
Рекомендую прочитать статьи о манипуляции людьми и техниках защиты он манипуляций.
Спрячьтесь от поражения
Поскольку эристика терпима к любым приёмам и уловкам, об этом тоже следует упомянуть. Если ваш соперник прав, а вы нет, если его аргументация значительно сильнее вашей, он смог отразить все ваши уловки, а слушатели не поддаются манипуляциям, то вы должны избежать окончания спора. Если вы близитесь к поражению, то должны начать придираться к сопернику, вести себя немного грубовато и двулично, отвечать оппоненту нехотя и едко. Открытого хамства лучше избегать, чтобы слушатели не поняли, что вы выводите соперника из себя, чтобы убежать от спора. Ведь в таком случае вы всё равно проиграете, только ещё и с позором. Давите на болевые точки оппонента незаметно для окружающих или вообще не беритесь за это.
Применяйте эти и другие уловки для достижения победы в споре и всегда оставайтесь победителем.
Желаю успехов!
Автор: Игорь Болтовнин
Весь цикл статей об эристических уловках:
Как побеждать в спорах: уроки от Артура Шопенгауэра. Часть первая
Как побеждать в спорах: уроки от Артура Шопенгауэра. Часть вторая
Как побеждать в спорах: уроки от Артура Шопенгауэра. Часть третья
Как побеждать в спорах: уроки от Артура Шопенгауэра. Часть четвертая
Как побеждать в спорах: уроки от Артура Шопенгауэра. Часть пятая
Как побеждать в спорах: уроки от Артура Шопенгауэра. Часть седьмая