Влияет ли одиночество на сознание? Что происходит в мозгу, когда мы остаемся одни? Хорошо это или плохо – быть вдали от людей с психологической и нейрологической точек зрения? Ответы на эти вопросы мы постараемся дать в настоящей статье, так же как и осветить вопрос одиночества и его воздействия на наш мозг и психику емко, но кратко.
Но прежде чем начать, предлагаем вам проверить, разбираетесь ли вы уже сейчас в том, как одиночество воздействует на человека:
А теперь продолжим. И для начала стоит внести некоторую ясность в терминологию. Слово «одиночество» довольно неоднозначно, и обычно несет негативные коннотации. Это может быть и сам факт недостатка общения и людского участия по отношению к себе, и сопутствующие этому негативные переживания.
Некоторые определяют одиночество как неприятное чувство, возникающее у индивида, когда его социальные потребности субъективно не удовлетворяются количеством и, в особенности, качеством социальных связей. Подобные обстоятельства жизни могут быть тягостным и тяжелым психологическим явлением именно ввиду своей нежелательности и явной негативной оценки.
При этом под одиночеством может пониматься и уединение – нейтральный факт нахождения с самим собой без эмоционального контекста. Потому в статье стоит рассмотреть и ту, и другую стороны вопроса.
Тема воздействия уединения на сознание и мозг настолько обширна и разнообразна, что нарисовать исчерпывающую картину вряд ли представляется возможным. Более того, многое в данном вопросе еще не до конца ясно и научно изучено. Мы можем обозначить данный вопрос лишь общими штрихами и выделить главные моменты.
Обратимся сначала к позитивным аспектам.
Почему хорошо быть наедине с собой
Самым очевидным преимуществом уединения, наверное, будет потребность в отдыхе от других людей и общения. Такая перезагрузка особенно нужна интровертам, и это не просто общее наблюдение, а особенность, которую можно нейрологически объяснить.
Как показали современные исследования, люди-интроверты предпочитают использовать ацетилхолиновый мозговой путь и ацетилхолин как доминирующий нейромедиатор. Именно ацетилхолин помогает спокойно концентрироваться на одном деле, обдумывать или изучать что-то, запоминать и, кроме того, сохранять спокойствие и бдительность. И если экстраверты нуждаются в больших дозах дофамина, вырабатываемого во время активного взаимодействия с внешним миром, ярких сенсорных ощущений или достижений, то интровертов утомляет большое его количество. Потому последним необходимо время, когда они могут побыть наедине с собой, восполнить запасы ацетилхолина и восстановиться психически.
Другой интересный момент связан с тем, что называется сетью пассивного режима работы мозга или дефолт-системой мозга (режим мозга «по умолчанию», англ. default mode network). Данная нейронная сеть активна, когда человек не сосредоточен на выполнении конкретной задачи или достижении определенной цели. И в ситуациях, когда отсутствуют внешние задачи и стимулы, то есть в состоянии уединения и отдыха от активных взаимодействий с людьми, именно эта мозговая сеть работает активно. Как подчеркивал открывший данную нейросеть Маркус Райхль (Маркус Рэйчл), именно она позволяет мозгу заниматься процессами, которые можно определить как соотносящееся с самим собой: все, что относится к самому себе.
Именно в этом режиме человек четко ощущает и осознает себя как отдельное и индивидуальное существо, удерживает воспоминания, связанные с собой, чувствует свои психические процессы, такие как эмоции и желания, и оценивает поступающую информацию. И именно в одиночестве, без присутствия социальных взаимодействий, мы можем яснее всего ощущать и осознавать свою самость, а также возвращаться к себе истинному.
Вопрос о благотворном эффекте нахождения в одиночестве давно интересует ученых, и на этот счет были сделаны любопытные открытия. Ученые Кристофер Лонг и Джеймс Аверилл занимались подобными исследованиями, и вот к каким выводам они пришли: отсоединяясь от чужих нужд и стимулов, мы становимся в состоянии сосредоточиться на своих собственных потребностях и приоритетах. «Парадигма проживания уединения – состояние, характеризующееся отсоединением от непосредственных требований других – это состояние меньшей социальной зажатости и большей свободы выбирать свои умственные и физические занятия».
Другими словами, позволяя себе отдохнуть от общества других людей, вы освобождаете себе ментальное место для концентрации на собственных потребностях и долгосрочных, глобальных приоритетах. Работа Лонга и Аверилла раскрывает позитивные стороны уединения, так и называясь «Одиночество: Исследование преимуществ пребывания наедине с собой» [Long, Averill, 2003]
Среди данных преимуществ авторы называют свободу, креативность, близость и духовность. Но Лонг и Аверилл далеко не единственные, кто указывает на то, что время наедине с собой благотворно сказывается на творческих способностях. К слову сказать, Джулия Кэмерон, автор бестселлера «Путь художника», также рекомендует выделять такое время каждую неделю для того, чтобы посвятить его чему-то вдохновляющему и творческому. Для креативности и создания чего-то нового необходимо соединиться со своими внутренними ресурсами, а сделать это легче, абстрагировавших от внешних стимулов и отвлечений.
Уединение и перерыв в общении идут на пользу и взаимоотношениям в целом – мы получаем больше удовольствия от социальных взаимодействий после такого отдыха от них. Ничего нового – недаром есть поговорка «Дальше с глаз – ближе к сердцу», и парам рекомендуют иметь свои увлечения и друзей и проводить какое-то время врозь, чтобы оставаться интересными друг другу.
А теперь есть и новые данные, свидетельствующие о том, что одиночество может стимулировать последующую социальную активность, и не только у людей. Интересное исследование 2016 года показало, что даже мыши становятся более социальными после периода изолированности от себе подобных. Ученые подозревают, что одиночество схожим образом воздействует на различные виды млекопитающих, и возможно, встроено в нервную систему всех социальных животных, а не только хомо сапиенс.
И возможно именно в связи с тем, что все люди так крепко встроены в социальную структуру, одиночество воспринимается многими как неприятное или даже болезненное состояние. Многие страдают от ощущения ненужности и изолированности, и среди них не только те, кто оказался один, как перст, но и те, у кого есть и знакомые, и родные люди. Поэтому перейдем к вопросу о том, какие негативные моменты несет одиночество для нашего психического мира.
Что плохого в одиночестве
Ответ на данный вопрос напрашивается сам собой: одиночество – это плохо, потому что это значит, ты ненужный и нелюбимый, и от этого страдаешь. Однако порой это не больше, чем изначально неверная предпосылка и опасное приравнивание нахождения наедине с собой, без компании других людей, с «нежеланностью» себя и душевными страданиями. Чувство одиночество – это субъективное восприятие своей изолированности от желаемых контактов, и далеко не всегда оно коррелирует с объективной реальностью.
К сожалению, страх остаться наедине со своими мыслями, чувствами и переживаниями настолько велик, что порой толкает людей на неблагоразумные действия. Любопытнейшие заключения были сделаны в ходе одного научного исследования: для большого числа людей нахождение в одиночестве – настолько нестерпимо неприятный опыт, что многие предпочли подвергнуть себя ударам током, лишь бы не оставаться один на один со своим внутренним миром, без внешних стимулов. Среди мужчин таких оказалось больше, чем среди женщин: 75% и 25% соответственно [Wilson et al, 2014].
Если такой большой процент людей находит нахождение в течение 6-15 минут без чего-либо, на что можно направить свое внимание, кроме самого себя и своего внутреннего мира, настолько болезненным, ясно одно – перспектива оказаться в одиночестве пугает. Как известно, мы существа социальные, и страх изолированности от сородичей связан с инстинктом самосохранения. И если чувство одиночества рассматривать как психологический механизм, призванный регулировать наши социальные контакты и взаимодействия, а через них и наше выживание и благополучие, то удивительного в страхе одиночества мало.
И хотя ощущение одиночества и переживания, связанные с отсутствием или недостатком межличностных контактов, очень и очень субъективны, эмоциональная реальность одиноких весьма однозначна. Есть и научные исследования, демонстрирующие то, как сознание тех, кто считает себя одиноким, затачивается на негативные ассоциации с одиночеством. Так, одинокие респонденты одного исследования быстрее реагировали и выделяли характеристики социальной изолированности (такие слова как «непринимаемый», «нежеланный» и тому подобные) от нейтральных, чем те, кто не называл себя одиноким. Ученые, отметившие живой отклик в мозгу исследуемых и выборочное внимание к негативным социальным переживаниям, считают, что эти «игры разума» вполне вписываются в эволюционную модель одиночества [S.Cacioppo, Balogh, T.Cacioppo, 2015].
Разрушительное воздействие одиночества хорошо прослеживается по примерам тех, кто оказался в полной изоляции от других людей. Зафиксированы случаи, как узники сходят с ума в одиночном заключении, а у пленников и тех, кто очутился по воле судьбы вдали от цивилизации и социума, с психикой начинают происходить странные вещи.
Так, по словам Сары Шурд, которая провела 410 дней в иранской тюрьме в одиночной камере, после двух месяцев полной социальной изоляции у нее начались галлюцинации. Ей стали слышаться и видеться фантомные вещи, а когда ее освободили, она была в тяжелом состоянии как психически, так и физически. Помимо сильной депрессии и тревоги, у нее диагностировали и предраковое состояние. К счастью, вред здоровью оказался обратимым, и сегодня Шурд ведет полноценную и социально активную жизнь, и, среди прочего, привлекает внимание общества к проблеме одиночного заключения.
Нахождение в подобных экстремальных условиях – в абсолютной изолированности от людей и любых контактов, ударяет по психике весьма значительно. Исследования демонстрируют, что процент психических нарушений у одиночных заключенных оказывается на порядок выше, чем у тех, кто делит камеру с другими людьми – 28% против 15%. Главенствующим среди диагнозов оказывается расстройство адаптации, за которым следуют депрессивные расстройства. И те и другие развиваются на фоне крайне высокого уровня стресса [Andersen et al, 2000].
Такое разрушительное влияние оказывает одиночество в его предельных формах. Большинство из нас сталкивается с более житейскими и повседневными его проявлениями и последствиями. Но и здесь негативное воздействие на психическое здоровье и когнитивные способности значительно. В научной литературе отмечается, что воспринимаемое одиночество может повлечь за собой суицид, ухудшение интеллектуальных способностей и прогрессирующее снижение когнитивной функции, повышенный риск болезни Альцгеймера, снижение исполнительных функций сознания и увеличение депрессивных симптомов.
Весьма примечательно, что в другом экспериментальном исследовании, где участникам внушали чувство одиночества посредством гипноза, наблюдались не только признаки депрессии, но и высокий уровень воспринимаемого стресса, тревожность, страх негативной оценки, гнев, а также снижение оптимизма и уверенности в себе.
Помимо этого, в особой группе риска оказываются пожилые люди – как те, кто объективно лишен социальных связей и общения, так и те, кто субъективно ощущает себя одиноким. Разрушительным последствием ощущения оторванности от других оказывается угасание когнитивных способностей и деменция.
К сожалению, у чувства одиночества и изолированности большой список разрушительных последствий, охватывающих когнитивную функцию, поведение и физиологию, что освещено в науке [Hawkley, Cacioppo, 2010].
Заключение
Таким образом, то, как одиночество влияет на сознание, в большой степени зависит от обстоятельств и субъективного восприятия. Ощущение себя одиноким и всеми брошенным весьма опасно и в корне отличается от спокойного состояния уединения, которым можно наслаждаться. Если период пребывания наедине собой идет на пользу интровертам (и не только им), стимулирует креативность и последующую общительность, то нежеланное состояние отрезанности от других может сильно навредить. Помимо психологических расстройств такое чувство одиночества ведет к нейродегенеративным недугам.
Как же так получается, что в малых дозах одиночество даже позитивно, а в больших – разрушительно, и как же мозг и нервная система распознают допустимые уровни социальной изоляции? Какие структуры мозга ответственны за одиночество? Это все интересные вопросы, на которые мы постараемся дать ответ во второй части статьи. Мы также поговорим о том, что можно сделать, чтобы обезопасить себя от негативных последствий ощущения себя одиноким.
В заключение стоит напомнить, что наши ощущения и эмоции субъективны и поддаются коррекции и регуляции. Наше восприятие и образ мышления играют огромную роль в том, насколько мы счастливы и стрессоустойчивы. А навык управлять своими эмоциями и оставаться в психологически устойчивом и благополучном состоянии помогает легче пережить периоды жизненных бурь и социального вакуума. Так что приглашаем вас на нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция», целенаправленно работающую с прокачкой этого навыка.
Желаем вам быть всегда нужными и любимыми!