Многие из нас в этой жизни хотя бы несколько раз проходили тесты по психологии. Кто-то это делал из любопытства, случайно наткнувшись в Интернете на «заманушку» вроде «узнайте свой тип личности». Кто-то серьезно подошел к вопросу профориентации и заранее решил объективно оценить свои склонности к выбранной профессии или же подумать о профессии, исходя из выявленных способностей.
А кому-то предложили пройти тестирование на приеме у психолога или психотерапевта, к которому пришлось обратиться, чтобы подправить здоровье или найти выход из затруднительной жизненной ситуации. В итоге отношение к тестам по психологии у всех разное, от глубокого интереса и желания проходить больше тестов, хороших и разных, до резкого неприятия и обобщений наподобие «это все ерунда».
Где же правда и есть ли какой-то толк от психологических тестов в реальности? Правда, как всегда, где-то посередине, а ответ на вопрос «Есть ли какой-то толк?» нужно искать в таком понятии, как «валидность психологических тестов».
Вы и сами всегда сумеете докопаться до истины, если пройдете нашу программу «Когнитивистика». А понимать людей на невербальном уровне безо всякого тестирования вы научитесь на программе «Профайлинг». Прохождение программ может занять пару месяцев, а пока мы предлагаем вам поговорить про надежность и валидность психологических тестов и их пригодность для определения различных психологических характеристик человека.
Валидность психологического теста: что это такое?
Для начала уточним, что означает понятие «валидность психологического теста», и попытаемся объяснить это простыми словами. Итак, валидностью психологического теста называется способность теста определять и измерять те показатели, для определения и измерения которых данный тест разработан.
Условно говоря, тестом на определение типов личности не стоит пытаться определить степень эмоционального выгорания человека. Аналогично тому, как тестами по английскому языку не стоит пытаться определить уровень знаний по математике, или тестами по математике за 11-й класс не нужно определять уровень знаний программы за 9 классов.
Помимо этого, есть еще один важный момент. Тесты по психологии имеют разное назначение. Мы начали с того, что разным людям приходится сталкиваться с психологическими тестами при разных обстоятельствах. Кем-то движет любопытство и желание узнать, условно говоря, «кто я такой». А кому-то жизненно важно докопаться до причин своего неблагополучного психологического состояния и найти пути выхода из него.
Понятно, что для удовлетворения любопытства и диагностики психологического состояния нужны не только разные тесты, но и разная направленность тестирования, разная степень детализации вопросов и, само собой, разная степень точности измерений. Психологический тест – это практически всегда измерение. Кто проходил, тот знает, что результат обычно представляют в баллах, очках, процентах. Проще говоря, в неких исчисляемых единицах.
Разумеется, при любом измерении возможны неточности или погрешности. Если вы просто любопытствуете, являетесь ли вы сангвиником или, скорее, флегматиком, разные тесты могут дать разный результат, а истина, как всегда, может оказаться где-то посередине. Это нормально, потому что людей, у которых были бы выражены исключительно черты сангвиника или флегматика и совсем не было бы качеств, присущих, к примеру, меланхоликам, не так много.
Да и сам факт, что ваше любопытство не будет удовлетворено в полной мере и заставит вас либо искать другие тесты, либо забросить затею с тестированием, вряд ли может иметь какие-то далеко идущие последствия для душевного здоровья.
А вот если психотерапевту приходится иметь дело с пограничным расстройством и нужно понять, требуется ли пациенту медикаментозное лечение или можно ограничиться психотерапевтическими сеансами, здесь точность измерений различных параметров при тестировании обретает принципиально важное значение.
Более глубоко вникнуть в тему и содержание понятия валидности психологических тестов позволяют узкоспециальные научные издания [И. Кондаков, 2007]. А также публикации в специализированных журналах по психологи [Х. Гессман, Е. Шеронов, 2013]. А мы продолжим тему и поговорим о типах валидности психологических тестов.
Типы валидности психологических тестов
Итак, мы уже разобрались, что валидность включает в себя множество разных аспектов. Теперь посмотрим, какие бывают типы валидности и что они означают.
Основные типы валидности:
- Практическая валидность – возможность достижения с помощью тестирования конкретной цели (поставить диагноз, сделать прогноз, выдать рекомендации).
- Прогностическая валидность как разновидность практической – возможность прогнозировать род той или иной деятельности в исполнении испытуемого.
- Совпадающая валидность как разновидность практической – диагностика наличия у человека некоего качества или характеристики в текущий момент времени.
- Оценочная валидность – корреляция между результатами теста и мнением экспертов.
- Валидность генерализации, она же репрезентативность – на какие категории людей или ситуаций можно распространить результаты исследования.
- Валидность критерия – складывается из понятия «совместная валидность» и «предиктивная валидность».
- Совместная валидность – существует ли связь между результатом теста и прочими проявлениями свойства.
- Предиктивная валидность – насколько итог теста позволяет прогнозировать развитие исследуемого качества.
- Относительная валидность – соответствие результатам аналогичных тестов, предназначенным для измерения аналогичных показателей.
- Эмпирическая валидность – соответствие выбранной методики тестирования опыту и знаниям человека.
- Дискриминантная валидность – разновидность эмпирической, подразумевающая статистическую независимость тестовых показателей, направленных на измерение несвязанных характеристик.
Если почему-либо все вышеизложенное кажется сложным, заметим, что это не совсем так. Мы уже начали говорить, к примеру, об эмпирической валидности, только более простыми словами. В частности, когда сказали, что нельзя измерять уровень знаний за 9 класс тестами за программу средней школы. Тест за программу 11 классов не будет соответствовать опыту и знаниям школьника, полученным за 9 лет учебы.
Можно объяснить простыми словами и понятие оценочной валидности или степени корреляции между показателями, полученными испытуемым, и оценками экспертов. Так, если во время ЕГЭ школьник получает баллы намного выше или намного ниже, чем текущие и итоговые оценки в школе, выставляемые учителями (экспертами), есть все основания заподозрить, что тест не является валидным.
Это совсем общий пример, потому что в наших реалиях в этой ситуации можно заподозрить еще и коррупционную составляющую, когда высокие оценки ставят за деньги и потихоньку «гнобят» тех, чьи родители не могут оплатить вожделенные баллы. Итоги ЕГЭ пока что купить сложнее, поэтому такие вещи как раз и всплывают во время независимого тестирования. Но принцип, думается, понятен.
Точно так можно объяснить попроще понятие дискриминантной валидности. Например, корреляция между результатами теста на скорость чтения и теста на уровень мотивации будет крайне низкой, потому что способность к скорочтению мало связана с мотивацией, разве что с частным случаем мотивации научиться быстро читать. А вот если путем тестирования выявить ценностные ориентиры человека, тогда до выявления факторов, усиливающих мотивацию человека к каким-либо действиям, останется один шаг.
Для тех, кому и эти объяснения кажутся скучными и запутанными, поясним суть понятия «валидность психологического теста» совсем простым примером. Когда-то давно, в эпоху до изобретения мини-камер видеонаблюдения и GPS-трекеров, была популярной шутка про эксперимент ученых, исследовавших жизнь бродячих собак. Ученые закрепили на голове у собак видеокамеру и выяснили, что 90% всего времени собаки пытаются избавиться от камеры у себя на голове, а 10% времени убегают от ученых, которые их ловят, чтобы поменять разрядившийся аккумулятор.
Разумеется, в естественных условиях «рабочий день» бродячей собаки выглядит совсем иначе, потому что в естественных условиях у нее нет на голове мешающей камеры. Поэтому релевантность полученных в результате такого эксперимента данных стремится к нулю, а дело тут в неправильно выбранном методе исследования. Это, еще раз уточним, шутка, однако она весьма наглядно демонстрирует важность правильного выбора метода оценки тех или иных характеристик. Иначе валидность психологического теста будет низкой.
Желающим узнать больше о разных типах валидности можем рекомендовать научное исследование Validity of psychological assessment: Validation of inferences from persons’ responses and performances («Валидность психологической оценки: проверка выводов, сделанных на основе ответов и действий людей») [S. Messick, 1995].
Заметим, что исследования типологии валидности психологических тестов ведутся уже много десятилетий. Одной из первых серьезных работ в данном направлении стала статья Convergent and discriminant validation by the multitrait-multimethod matrix («Конвергентная и дискриминантная проверка по матрице мультипризнаков-мультиметодов») [D. Campbell, D. Fiske, 1959].
Это для тех, кто хочет знать больше, а мы далее обсудим, какие факторы влияют на валидность психологического теста. Если речь идет про валидность и надежность психологического теста, контрольная работа, план научной статьи, содержание публикации всегда включают в себя пункт, касающийся факторов, влияющих на валидность теста.
Факторы, влияющие на валидность психологического теста
Как вы уже поняли, составление психологических тестов, способных измерить требуемую характеристику, задача не такая уж простая. Достаточно посмотреть «Справочное руководство по конструированию тестов» объемом почти в 300 страниц, чтобы увидеть, сколько важных факторов нужно учесть при этом [П. Клайн, 1994]. Если кратко, формирование теста с высокой валидностью должно пройти несколько этапов и соответствовать ряду критериев:
- Четкое указание категории лиц, на которых рассчитан тест.
- Внятный список характеристик, качеств, знаний, прочих параметров, которые призван определить тест.
- Наличие внешней экспертизы на предмет полноты и обоснованности определяемых параметров.
- Задания и вопросы, адекватные поставленной задаче.
- Внешняя экспертиза составленных заданий и вопросов на предмет соответствия поставленной задаче.
Только после этого можно приступать к формированию окончательного варианта теста. Тогда есть все шансы поднять валидность психологического теста настолько, чтобы можно было полностью доверять полученным результатам.
Еще важнее при составлении теста не допустить грубых ошибок, сразу снижающих валидность теста. Какие же факторы нужно учесть, чтобы достичь максимальной валидности теста? Для начала следует помнить, что испытуемый – живой человек со своими взглядами, убеждениями и предрассудками, почти всегда склонный к конформному социально ожидаемому поведению и стремящийся получить групповое подкрепление своему мнению. И браться за составление теста, исходя из понимания данных факторов.
Топ-7 факторов, ухудшающих валидность психологического теста:
- Стремление давать социально ожидаемые ответы и желание представить себя в лучшем свете, поэтому вопросы следует составлять так, чтобы социально ожидаемый ответ не был очевиден.
- Конформность и стремление соглашаться, выбирая положительный ответ, поэтому вопросы следует формулировать и чередовать так, чтобы сплошные «да» не могли нивелировать результат исследования.
- Преднамеренно отрицательный ответ, если это позволяет выделиться, получить награду, оказаться в центре внимания, поэтому вопросы не должны провоцировать протестные ответы.
- Культурное смещение, когда одно и то же качество, термин, понятие могут иметь разное наполнение для разных культур и религий. Это важно иметь в виду, если тест планируется использовать в мультикультурной и полиэтничной среде.
- Гендерное смещение, когда одно и то же явление по-разному воспринимается и оценивается мужчинами и женщинами.
- Тестовое смещение, когда тест, пригодный для абсолютного большинства людей, может оказаться не пригодным для оценки людей, ведущих принципиально иной образ жизни (например, жителей глухих горных аулов или регионов Крайнего Севера).
- Смещение в предпосылках, когда составитель теста экстраполирует свои взгляды и оценки на всех, кто будет проходить тест, и считает, что они будут давать ответы, исходя из тех же взглядов и оценок.
Многие факторы взаимосвязаны между собой. Например, гендерное смещение, когда одно и то же явление по-разному воспринимается и оценивается мужчинами и женщинами, может спровоцировать смещение в предпосылках, когда тест составляет мужчина и думает, что женщины будут воспринимать составленные им вопросы точно так же, как и мужчины.
И, наконец, еще один аспект, который хотелось бы обсудить в контексте темы валидности психологических тестов. Очень часто в специальной литературе можно увидеть, что такие понятия, как валидность и надежность психологического теста употребляются вместе. Что такое «надежность психологического теста» и как она связана с валидностью? Давайте разбираться.
Валидность и надежность психологического теста: как они соотносятся?
Для начала уточним, что такое надежность психологического теста. Под надежностью теста подразумевается стабильность и воспроизводимость результатов, полученных в результате применения теста в аналогичных обстоятельствах.
Например, если психологический тест применяется для групп, одинаковых по возрастному, гендерному и социальному составу, результат должен быть примерно одинаковым с отклонением в пределах статистической погрешности. Для групп, отличающихся по гендерным и возрастным признакам, культурно-образовательному уровню результаты могут отличаться, и это нормально.
Надежность психологического теста может считаться достаточно высокой, если измерения дают относительно стабильные результаты для одного и того же человека при повторном тестировании. Или же результат, отличный от первоначального с учетом корреляционного коэффициента, если наличествуют факторы, способные объективно повлиять на исследуемые характеристики.
Так, например, отслеживают прогресс в ходе психотерапевтических процедур, потому что психокоррекция – дело небыстрое, однако при правильно подобранной методике прогресс всегда заметен. Надежный тест позволяет с высокой степенью достоверности установить, насколько верно подобрано лечение и/или комплекс психотерапевтических процедур.
Правда, у повторной или ретестовой проверки имеются некоторые издержки. Например, у человека может меняться настроение или самочувствие, а под их влиянием в разное время вероятны разные ответы на одни и те же вопросы. Кроме того, испытуемый может запомнить «правильные» или социально ожидаемые ответы на те или иные вопросы теста, и при повторном тестировании стараться «подстроиться» под них и представить себя в лучшем свете. Поэтому некоторые отклонения, связанные собственно с процессом тестирования, всегда возможны.
Итак, как же соотносятся валидность и надежность психологического теста? В идеале, тест должен быть и надежным, и валидным. В реальности это не всегда так. Мы уже приводили самый простой шутливый пример с исследованием поведения бродячих собак. Тест не валидный, однако, при этом обладает высокой степенью воспроизводимости. Практически каждый пес, которому на голову крепят посторонний предмет, пытается от него избавиться. Так что если бы требовалось составить валидный тест на исследование реакции на посторонний предмет на голове животного, можно считать, что такой тест уже готов.
Так или иначе, валидность и надежность психологического теста – это связанные понятия. Валидность подразумевает однозначность получаемых результатов и достоверность измерения того или иного психологического свойства, качества, характеристики. Надежность – это, если можно так выразиться, «устойчивость процедуры относительно объекта исследования». Надежность, как мы уже разобрались, не всегда предполагает валидность, однако валидность предполагает надежность.
Это самое главное, что следует знать о соотношении надежности и валидности. Всем, кто хочет разобраться в теме более глубоко, можем порекомендовать статью Reliability & Validity in Psychology: Definitions & Differences («Надежность и валидность в психологии: определения и различия») [D. Cloud, 2021].
Также весьма интересен в этом плане материал Psychometric Properties of a Test: Reliability, Validity and Norming («Психометрические свойства теста: надежность, валидность и нормирование») [N. Muralidharan, 2018]. Мы же в который раз на страницах нашего блога напоминаем, что никакой результат даже самого надежного и полностью валидного теста не может быть приговором и тем более основанием для постановки диагноза.
Если вас что-то беспокоит в вашем душевном или физическом состоянии, лучшим вариантом будет консультация высококвалифицированного психолога. Хорошим шагом на пути к самосовершенствованию и улучшению собственных психологических характеристик станут наши программы «Самопознание», «Когнитивистика» и «Профайлинг», набор на которые продолжается в настоящее время.
Мы желаем вам спокойствия и душевного равновесия во всех ваших жизненных обстоятельствах. И просим ответить на вопрос по теме статьи: