Уроки преодоления от Хелен Келлер

Уроки преодоления от Хелен Келлер

В Евразии мало кто слышал об американской писательнице Хелен Келлер. А стоило бы. Своей почти вековой жизнью она продемонстрировала пример недюжинной смелости и силы воли, творческого гения и очень женской искренности.

Сцена 1: «Все хорошо»

Жила-была девочка в увитом каприфолью и желтыми розами доме, в семье губернаторов и генералов, на благополучном американском юге.

Ее бабушка по отцовской линии была племянницей Роберта Э. Ли, лидера армии Конфедерации в Гражданской войне, а ее дед по материнской линии был потомком Джона Адамса, второго президента Соединенных Штатов.

И было у этой девочки все хорошо.

Хелен Адамс Келлер родилась 27 июня 1880 года в Таскамбии, штат Алабама, в небольшом доме, который построил ее дедушка по отцовской линии. Девочка родилась и росла в счастливой, благополучной, полной семье. У нее были родные брат и сестра, а в придачу к ним еще двое сыновей ее отца от первого брака.

Отец малышки, Артур, работал редактором местной газеты North Alabamian, что по тем временам было престижной и высокооплачиваемой должностью.

Семья Хелен относилась к элите рабовладельческого юга: дедушка Хелен по материнской линии Чарльз Адамс был генералом конфедератов, а отец Артур – капитаном. Это была семья со связями и хорошим экономическим положением. Хотя после Гражданской войны в США ситуация значительно ухудшилась. Южане проиграли ту войну, однако до глубинки изменения добирались неспешно.

Сцена 2: «Все плохо»

Хелен Келлер было суждено стать беззаботной маленькой южной «принцессой», но, когда ей было девятнадцать месяцев от роду, малышка заболела. Лихорадка, вероятно, вызванная менингитом, оставила ее глухой и слепой, а вскоре после этого девочка утратила дар речи.

Комфортная и мирная жизнь Келлеров внезапно оборвалась.

Все контакты Хелен с миром оборвались. Беспомощность, которую она чувствовала, в сочетании с чрезмерной опекой, в которой ее воспитывали, стали причиной ее постоянных вспышек ярости и невыносимых страданий.

Никто ее не понимал, она не могла говорить или высказывать то, что хотела, и, расстроенная, начинала кричать и злиться, выражая свое недовольство, ломая вещи по всему дому.

Но девочке повезло: ее заметили, от ее проблем не отмахнулись. Ей уделили внимание. Вся семья вращалась вокруг нее, и больше всего их беспокоило, что станет с Хелен во взрослой жизни.

Несмотря на припадки ярости врожденный интеллект преодолел все ограничения. Когда девочке было семь лет, она придумала 60 различных жестов, которые использовала для общения со своей семьей.

Ее родители увидели, что ей нужна помощь. Т.к. характер Хелен был неукротимым из-за неумения общаться с окружающими, она не могла выразить себя, с возрастом ее разочарование и гнев усиливались.

Хелен становилась диким, неуправляемым и очень агрессивным человеком. Эта ситуация ясно дала понять, что необходимо что-то делать.

Сцена 3: «Хелен, или Туда и обратно»

Однажды ее мать прочитала книгу Чарльза Диккенса «Заметки об Америке». В ней рассказывается история Лоры Бриджмен, первой слепоглухой женщины, которая получила формальное образование и научилась читать по системе Брайля.

Бриджмен полностью потеряла зрение, слух и частично вкус и обоняние после перенесенной скарлатины примерно в том же возрасте, что и Хелен. Казалось, что Лора была обречена на существование в подвешенном состоянии, но в Институте Перкинса в Бостоне доктор Сэмюэл Г. Хоу научил ее читать и общаться с помощью пальцев.

Упорство Лоры сделало ее знаменитостью, десятки любопытных людей стекались в Институт, чтобы увидеть ее невероятный прогресс. Лора была первым слепоглухонемым человеком, успешно получившим начальное и среднее образование. Если Лора смогла это сделать, значит, и Хелен смогла бы.

Магия сторителлинга не заставила себя ждать. Вдохновленные историей Лоры, родители Хелен решили обратиться за помощью. В 1887 году они связались с Александром Грэхемом Беллом, который, помимо того, что изобрел и запатентовал телефон, был известным логопедом, работавшим с глухими молодыми людьми.

Грэм Белл посоветовал обеспокоенным родителям напрямую обратиться в Институт Перкинса для слепых в Массачусетсе.

В результате семья бывших «южан» снялась с родных мест и отправилась на север.

Сцена 4: «Судьбоносная встреча»

В Массачусетсе Келлерам снова повезло: хотя директор Институт Перкинса доктор Хоу скончался, его преемник, доктор Анганос, радушно их принял. Он предложил родителям более привлекательный вариант, чем оставлять несовершеннолетнюю в учреждении: Анганос нашел подходящего молодого профессора, который мог бы переехать в Алабаму.

На должность воспитателя была назначена некая Энн Салливан. Этой 20-летней девушке было суждено стать ключевым персонажем в жизни нашей главной героини.

Энн Салливан родилась в Нью-Йорке и выросла в очень бедной семье. Ее родители бежали из Ирландии в США во времена Великого картофельного голода и поселились в Массачусетсе. Ее мать умерла от туберкулеза, когда Анне было всего семь лет, и она вместе с братом Джимми оказалась в приюте для брошенных детей.

Вскоре после этого Джимми также умер от туберкулеза, а Анна в пять лет заболела трахомой – глазной инфекцией, из-за которой она почти ослепла. Это привело ее в школу Перкинса для слепых, которую она окончила с отличием. Спустя несколько лет и после нескольких успешных операций к ней вернулось зрение.

Салливан была одной из самых выдающихся учениц Института Перкинса и теперь была готова стать одним из его самых влиятельных учителей. Директору Института было ясно, что Энн Салливан – подходящий человек для обучения Хелен Келлер.

Когда Салливан входит в дом Келлеров, то находит в нем упрямую, злую и расстроенную семилетнюю девочку, неспособную общаться.

Первым шагом Энн было:

  • общение;
  • борьба с агрессией с помощью силы и терпения.

Благодаря педагогу жизнь малышки кардинально изменится.

После очень трудного старта девочка постепенно начала проявлять бдительность и решимость: «На следующее утро после приезда моей учительницы она отвела меня в свою комнату и дала мне куклу. (…) После того, как я поиграла с ней некоторое время, мисс Салливан медленно нарисовала на моей руке слово «кукла». Меня сразу же заинтересовала эта игра пальцами, и я попытался ее повторить. Когда мне наконец удалось правильно вывести буквы, меня переполнила детская радость и гордость. Я сбежала вниз, туда, где была моя мама, подняла руку и сложила буквы в слово «кукла». Я не знала, что пишу слово, или даже что слова существуют. Я просто пошевелила пальцами, подражая обезьяне. В последующие дни я научилась писать большое количество слов этим загадочным способом, включая слова: «булавка», «шляпа», «чашка» и несколько глаголов, таких как «сидеть», «стоять» и «ходить».

Хелен с удивительной скоростью выучила значение важных слов, используя язык жестов. Всего за несколько месяцев она выучила около 600 слов на языке жестов и даже таблицу умножения.

Следующим шагом было научить Хелен дактильной азбуке. Салливан показывала предметы и писала слова на ее руке. Таким образом, она подготовила свою ученицу к новым словам и идеям, которые ей понадобятся, чтобы научиться говорить.

В возрасте 10 лет Келлер научилась говорить по методу другой выпускницы Института Перкинса по имени Сара Фуллер: «Она держала мою руку и слегка водила ею по своему лицу, позволяя мне чувствовать положение ее языка и губ, пока она произносила простой, членораздельный звук».

В результате всей этой работы Хелен стала добрее и более цивилизованной. В итоге вскоре она научилась читать и писать на нескольких языках по системе Брайля.

Она также научилась читать по губам людей. Салливан смогла научить Хелен думать и говорить, используя метод Тадомы.

Тадома – это техника обучения речи посредством вибрации, создаваемой человеческим телом во время речи. Некоторые слепоглухие люди используют его как метод понимания речи других. Слепоглухой человек, обучающийся по методу Тадома, кладет руку на лицо говорящего и таким образом ощущает вибрации, создаваемые словами при их произнесении.

Это стало началом 49-летнего периода дружбы и сотрудничества Салливан и Келлер. Почти полвека они провели вместе.

«Моя учительница так тесно связана со мной, что я плохо представляю себя без нее. Я не могу сказать, насколько моя любовь ко всему прекрасному врожденная, а насколько она обусловлена ее влиянием. Все лучшее во мне принадлежит ей: у меня нет таланта, стремления, радости, которые не были бы пробуждены ее любящим влиянием», – писала Келлер в своей автобиографии.

Салливан помогала ей в различных учреждениях, работая с другими материалами и текстами, преподавая ей различные уроки и выступая в качестве ее переводчика. Она передавала то, что говорили учителя в классе, в руки Хелен и таким образом переводила тексты, используя систему Брайля.

Оставшись одна, Салливан начала разрабатывать образовательный метод, который заключался в том, что Хелен притрагивалась к предмету, а затем писала его название на ладони, пытаясь заставить ее понять, что у всего есть свое название. Но внутренний мир Хелен был пуст, и разочарование из-за отсутствия результатов начинало брать свое.

Пока однажды, прогуливаясь возле фонтана, Энн не опустила руку Хелен под воду и не написала над ней слово «вода». И вдруг то первое детское слово, которое, по словам ее родителей, было произнесено так рано, что это казалось почти чудом, хлынуло из нее, словно жидкость из фонтана. Как вода. «Вдруг мне открылась тайна языка», – писала Хелен об этом моменте [Fundación Erguete-Integración, 2018].

В тот день Хелен выучила еще больше слов: мать, отец, сестра, учитель... Впервые она легла спать, желая, чтобы рассвет наступил как можно скорее.

Сцена 5: «Маленький писатель»

Система Брайля сыграла решающую роль в будущем Хелен, поскольку великие писатели того времени, такие как Диккенс, Мольер, Расин и Лафонтен, были переведены на шрифт Брайля. Маленькая девочка, непоседливая и живая, начала поглощать одно за другим великие литературные произведения.

Вскоре ей стало недостаточно просто читать их, и она принялась писать собственный роман – напомним, что речь идет об одиннадцатилетней девочке, которая глуха, нема и слепа. Ее первым произведением стала история под названием «Король мороз», написанная шрифтом Брайля. В найденных письмах Энн Салливан можно прочитать, что Хелен Келлер всегда питала сильную любовь к писательству.

Налицо природный талант, которому слепота не только не мешала, но и превращала его в сверхспособность.

Сцена 6: «Вуз»

В 13 лет Хелен уже знала историю Древней Греции, Древнего Рима и Соединенных Штатов, а также углубила свои знания французского, немецкого языков и латыни.

В 16 лет Хелен продолжила воплощать свои мечты в жизнь и поступила в Кембриджскую школу, для чего ей также пришлось сдавать экзамены по алгебре, геометрии и греческому языку.

«Шрифт Брайля хорошо служил мне в изучении языков, но, когда дело дошло до алгебры и геометрии, возникли трудности», – признавалась Келлер в своих мемуарах.

Все эти испытания понадобились, чтобы подготовиться к поступлению в Рэдклиффский колледж, женский центр Гарвардского университета, который она окончила с отличием.

Она стала первой слепоглухой женщиной, которой удалось получить высшее образование.

У Келлер была:

  • необыкновенная способность концентрироваться;
  • очень хорошая память;
  • огромный внутренний потенциал для совершенствования.

Келлер выучила немецкий, французский, латынь и греческий языки.

В конце концов ей удалось получить докторскую степень по философии.

В жизни Хелен было место и любви. Когда у Салливан диагностировали туберкулез, помощником Келлер стал Питер Фэган, репортер газеты Boston Herald. Роман развивался молниеносно, и газеты объявили о помолвке, но семья Келлер воспротивилась этому и разлучила их. Как будто у Хелен и так было недостаточно бед в жизни.

Во время учебы в вузе Келлер пишет знаменитую «Историю моей жизни», которая была переведена более чем на 50 языков. Эта книга имела огромный успех.

Из двадцати четырех глав своих мемуаров Келлер посвящает одну целую главу объяснению важности книг в ее жизни – от Гомера до Киплинга, от Шекспира до Диккенса, от «Маленьких женщин» до «Хайди», однако в следующей главе она говорит о своих «многочисленных и разнообразных» увлечениях, таких как гребля на каноэ, плавание и парусный спорт.

Она также ходила в походы, посещала театры и музеи: «Наверное, кажется странным, что рука, не имея возможности видеть, может ощущать действие, чувство, красоту в холодном мраморе. И все же верно, что я испытываю подлинное удовольствие, прикасаясь к великим произведениям искусства».

Всего Хелен написала 14 книг и опубликовала более 475 статей и эссе.

Если вас вдохновила ее история, вы тоже любите читать, но хотели бы знать, как именно плести канву сюжета и вовлекать читателей, добро пожаловать на нашу онлайн-программу «Сторителлинг».

Сцена 7: «Лекции и всемирная слава»

После вуза Келлер некоторое время работала в Массачусетской комиссии по делам слепых.

Однако позже она решила использовать известность, полученную после публикации «Истории моей жизни», чтобы выступить в защиту людей с ограниченными возможностями.

Поэтому она решила писать статьи о том, как можно помочь таким же людям с ограниченными возможностями, как она. Вскоре она начала читать лекции по всему миру и встречаться с очень важными людьми. Она стала личностью, пользующейся международным авторитетом.

В своих лекциях она говорила о необходимости понимать людей с ограниченными возможностями и интегрировать их в общество.

Хелен стала всемирно известным оратором и автором благодаря огромной силе воли. Целью своей жизни она сделала борьбу за права людей с нарушениями сенсорных функций во всем мире.

В 1915 году она основала Helen Keller International, некоммерческую организацию по профилактике и лечению слепоты. Она также участвовала в создании Американского фонда слепых для оказания услуг другим слепым людям.

Хелен Келлер и Энн Салливан посетили более 39 стран по всему миру вплоть до смерти Салливан в 1936 году.

Когда в 1914 году здоровье Салливан начало ухудшаться, молодая Полли Томсон начала работать на Келлер, выполняя обязанности ее секретаря и постоянной спутницы.

Келлер тесно общалась и переписывалась со сливками американской интеллигенции:

  • Александром Беллом;
  • Марком Твеном;
  • Чарли Чаплиным;
  • Элеонорой Рузвельт;
  • Джоном Фицджеральдом Кеннеди.

После Второй мировой войны Келлер навещала раненых ветеранов в госпиталях в Соединенных Штатах и читала лекции в Европе в поддержку людей с ограниченными возможностями.

На доходы от лекций и продажи своих книг незамужняя Келлер обеспечила себя финансово и купила свой собственный дом в штате Коннектикут.

Никто не избежал обаяния и влияния Келлер, и в 1964 году она была награждена Президентской медалью Свободы – высшей гражданской наградой.

Хелен Келлер стала примером стойкости и мужества, а также символом борьбы за права людей с ограниченными возможностями.

Сцена 8: «Борьба»

В Рэдклиффе у девушка обнаружилась еще одна большая страсть: борьба с несправедливостью.

История Хелен Келлер – это нечто гораздо большее, чем просто история блестящей слепоглухой студентки, которая преодолела невероятные препятствия. Келлер посвятила всю свою взрослую жизнь борьбе за преобразование общества, объединяя различные важные общественные движения 20 века.

Келлер была неутомимой защитницей бедных. Ее свидетельства могли бы послужить увлекательным источником информации для детей, но большинство иллюстрированных книг о ней, к сожалению, ничего не говорят о ее работе на протяжении всей жизни.

Ни в одной из таких книг не упоминается, что в 1909 году Хелен Келлер стала социалисткой и суфражисткой. Эти два движения определили большинство ее произведений: «Мир движется вперед не только благодаря историям великих героев, но и благодаря сумме небольших усилий каждого честного труженика».

«Я чувствовала растущую возможность, и мне хотелось иметь голос столь же сильный, как потребность открыть себя миру», – писала она.

В 1909 году она вступила в Социалистическую партию и с 1909 по 1921 год активно выступала в защиту рабочего класса. Она была соучредителем Американского союза защиты гражданских свобод (ACLU).

Узнав о положении слепых людей, принадлежащих к беднейшим слоям населения, и о тесной связи между инвалидностью и бедностью, Хелен Келлер заинтересовалась правами трудящихся и начала поддерживать женские социалистические движения. Это привело к тому, что ФБР начало расследование в отношении нее и внесло ее в список «опасных коммунистов».

Келлер боролась:

  • против крупных транснациональных корпораций;
  • за права афроамериканцев;
  • за нейтралитет Соединенных Штатов в Первой мировой войне.

Чтобы способствовать социальной справедливости, она решила, что будет брать уроки по улучшению своего голоса, чтобы иметь возможность публично и четко осуждать несправедливость. Это настоящее мужество. Даже после трех лет ежедневной работы ее голос оставался неровным и его было трудно контролировать. Несмотря на то, что Хелен стеснялась своего голоса и боялась толпы, она продолжала читать лекции.

В иллюстрированных книгах не упоминается о смелости, которая заставила Хелен Келлер покинуть дом и посетить неблагополучные районы Нью-Йорка, где она на собственном опыте узнала об ужасах перенаселенности и антисанитарных условиях, в которых жили простые люди.

Возмущенная практикой использования детского труда, с которой она столкнулась, Келлер прошла обучение по организации профсоюзов и приготовилась противостоять насилию, которому будут подвергаться бастующие и организаторы. Она писала статьи, осуждающие бойню в Ладлоу, когда в попытке положить конец забастовке шахтеров Национальная гвардия Колорадо застрелила 13 человек и сожгла заживо 11 детей и двух женщин.

Шахта Ладлоу принадлежала могущественному миллионеру Джону Д. Рокфеллеру, который платил жалованье Национальной гвардии. Хелен публично выступила против Рокфеллера: «Я следила шаг за шагом за событиями в Колорадо, где безжалостно убивали женщин и детей». «Рокфеллер, вы – монстр капитализма», – заявила она.

Хелен Келлер не стеснялась задавать политически некорректные вопросы:

  1. «Почему в этой богатой стране так много нищеты?» – писала она в 1912 году.
  2. «Почему дети работают на фабриках, в то время как тысячи мужчин не могут найти работу?».
  3. «Почему женщины, которые ничего не делают, имеют тысячи долларов в год на расходы?».

«Со стыдом в душе я вижу слезы тех угнетенных людей Юга, которые вынуждены растить своих детей в рабстве, будучи крепостными, потому что по другую сторону находится угнетатель со своими полями и виноградниками, осуществляющий власть», – писала Хелен.

В своей автобиографии 1929 года Келлер заявила: «Я решила, что какую бы роль я ни играла в жизни, она никогда не будет пассивной».

Хелен Келлер не только поддерживала организации слепых людей. Ее обязательства также включали членство в профсоюзах, таких как «Индустриальные рабочие мира», что подвергало ее риску. Она поддерживала организации по защите гражданских прав, такие как Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения (NAACP).

Современники донесли до нас следующие ее слова: «Будущее Америки зависит от труда 80 миллионов рабочих, женщин и их детей. Чтобы положить конец войне и капитализму, все, что нужно, – это твердо стоять и занять позицию».

Ее приверженность политическим изменениям и ее деятельность были сосредоточены на рабочих, детях, занятых трудом, и угнетенных; она участвовала в собраниях и маршах, а также организовывала с друзьями обсуждения политики и планирование стратегии.

«Я никогда не чувствовала, чтобы тьма тишины отделяла меня от моих товарищей», – писала она. «Какое-либо чувство изоляции было невозможно. Когда я открыла двери своего сердца миру, мир вошел внутрь». Хелен снова и снова демонстрировала свое единство с коллегами.

В 1953 году она была номинирована на Нобелевскую премию мира.

Всю свою жизнь Хелен боролась с тенденцией СМИ возносить ее на пьедестал, с ярлыком «милого, доброго человека, образца для подражания, инвалида с ограниченными возможностями, который преодолел невзгоды».

«Когда я работала для слепых, люди превозносили меня до небес, даже называли «архипастырем слепых» или «современным чудом», – призналась она своему другу Роберту Лафоллету, пацифисту, который баллотировался в качестве третьего кандидата от Прогрессивной партии на пост президента в 1924 году. – Но когда я сосредотачиваюсь на бедности и утверждаю, что бедность является результатом неадекватной экономики, а индустриальная система, в которой мы живем, является причиной слепоты и глухоты, от которых страдает большая часть мира, тогда все меняется».

Хелен Келлер умерла через четыре года после вручения Президентской медали Свободы, 1 июня 1968 года.

Она остается примером неоспоримых достижений, а ее автобиография включена в образовательные программы нескольких штатов.

Сцена 9: «Миф о Келлер»

Когда о Хелен Келлер заходит речь в 21 веке, люди обычно вспоминают фильм «Сотворившая чудо» 1962 года. Любопытный факт о ленте: актрисы, сыгравшие обеих женщин, обе получили по премии «Оскар» за лучшую женскую роль и лучшую женскую роль второго плана.

Дом, в котором прошло детство Хелен, теперь является музеем, который вы можете посетить, путешествуя по Алабаме.

На Бродвее ставили и ставят пьесы о ее жизни.

Вспоминая о Келлер, многие также упоминают черно-белую фотографию, на которой американка предстает в образе ангельской, бесполой, слепой и глухой женщины, нюхающей розу и держащей на коленях открытую книгу Брайля.

Но тогда у обычного человека возникает вопрос: как этой женщине, без мужа и детей, без внуков, на одних розах удалось прожить почти сотню лет? Что питало ее душу на протяжении этого пути и давало силы жить дальше?

Пришло время выйти за рамки искаженного мифа о Хелен Келлер, который снова и снова повторяется в иллюстрированных книгах, прошедших политическую цензуру и адаптированных для массового читателя. Пришло время перестать лгать и поделиться правдивой историей реального человека.

Сегодня мы помним ее как женщину, которая страдала, как немногие другие, чтобы двигаться вперед, но которая ясно понимала, что будет страдать гораздо больше, если не будет бороться. Непревзойденный пример упорства и веры.

Хелен Келлер является олицетворением того, что «Многие смотрят, не видя, а другие видят, не глядя».

Помните эти заветы Келлер!

Чтобы убедиться, что вы правильно все восприняли, рекомендуем пройти небольшой тест: