Большинство людей знает, что память бывает разной. С точки зрения длительности хранения данных, различают краткосрочную, среднесрочную и долговременную память; с точки зрения видов, различают зрительную, слуховую, двигательную (механическую) и тактильную. Более того, в зависимости от психологических характеристик памяти человека наделяют теми или иными качествами: злопамятный или незлопамятный, забывчивый или обязательный, умный и эрудированный.
Развить способность к лучшему запоминанию можно на нашем курсе «Мнемотехники», а заодно узнать больше о разных видах памяти. Например, узнать, что такое семантическая и эпизодическая память, а еще система декларативной памяти или эксплицитная память, к которой они относятся. Впрочем, вкратце рассказать вам об этом мы можем уже сейчас. Для удобства начнем с декларативной или эксплицитной памяти, а потом разберемся с ее составляющими.
Что такое декларативная или эксплицитная память?
Декларативная или эксплицитная память – это тип памяти, хранящий и воспроизводящий информацию сознательно. Проще говоря, это все то, что мы запоминаем, прилагая какое-то усилие: время и место встречи, математические формулы, стихи, песни, иностранные слова и т.д.
Термин «эксплицитная» происходит от латинского explicitus, что значит «явный» или «раскрытый». Для нас абсолютно явно и ясно, что должно храниться в этом отсеке памяти, просто мы не всегда можем это вспомнить. В любом случае, эксплицитная память – это сознательное запоминание и осознанная попытка достать из недр головного мозга нужную информацию.
В этом основное отличие эксплицитной или декларативной памяти от имплицитной или недекларативной памяти.
Что такое имплицитная или недекларативная память?
Термин «имплицитная» происходит от латинского implicitus, что означает «скрытый» или «запутанный». Это то, что мы запоминаем неосознанно, не прилагая к этому никаких усилий.
Например, в детстве мы неосознанно запоминаем слова на языке, который слышим вокруг, названия животных и растений, геометрических фигур и игрушек. Сюда же относится процедурная память, т.е. память на движения и прочие повседневные механические действия.
Разумеется, память процедурная тоже подлежит осознанной тренировке, но это уже касается более сложных видов деятельности (спорт, езда на велосипеде, управление автомобилем).
Во взрослом возрасте мы можем неосознанно запомнить нечто, что произвело на нас неизгладимое впечатление и мы это не можем забыть, хотя не прилагали никаких усилий, чтобы это запомнить.
Материал для запоминания может быть любой. В частности, это могут быть негативные события (авария, катастрофа, последствия урагана), позитивные впечатления (лицо и фигура красивого человека), нейтральные знания (иностранные слова, текст презентации).
Слишком рассчитывать на то, что имплицитная память сама по себе запомнит все, что нам нужно, не приходится. Поэтому, когда мы говорим о развитии памяти, в том числе в рамках курса «Мнемотехники», мы подразумеваем декларативную или эксплицитную память.
Как устроена эксплицитная память?
Первым идею о том, что эксплицитная сознательная память неоднородна, оформил канадский психолог Эндель Тульвинг в своей научной работе Episodic and semantic memory («Эпизодическая и семантическая память») [Е. Tulving, 1972]. Он выделил в системе декларативной памяти два самостоятельных вида памяти:
- Семантическая память.
- Эпизодическая память.
Семантическая память оперирует общими знаниями и общими понятиями, нейтральными по отношению к конкретным людям. Само название «семантическая» дает понимание, за что «отвечает» этот раздел памяти. Так, семантика – это раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка, а семантическая память хранит все, что можно описать языковыми средствами.
К эпизодической памяти Тульвинг относит память о конкретных событиях, т.е. эпизодах из жизни людей, детали и эмоции, связанные с ними. Что, в общем-то, вполне логично, исходя из названия этого вида памяти – эпизодическая.
Таким образом, в связке «эпизодическая память – семантическая память» есть четкое разделение «обязанностей». Если семантическая память отвечает за общие знания, то эпизодическая – за частные эпизоды. Именно поэтому, когда речь заходит о тренировке памяти, нас интересует семантическая долговременная память.
Разумеется, это не значит, что эпизодическая память не способна хранить информацию долго, однако она все же больше подвержена изменениям, эмоциям, когнитивным искажениям. Рассмотрим различия между двумя составляющими эксплицитной памяти более подробно.
Различия между семантической и эпизодической памятью
Итак, мы уже выяснили, что эксплицитная сознательная память неоднородна. А вот насколько тесно взаимосвязаны составляющие эксплицитной памяти? Разумеется, они не могут быть полностью изолированы друг от друга. Как минимум потому, что части человеческого мозга находятся во взаимосвязи и постоянном взаимодействии.
Чем различаются семантическая и эпизодическая память:
- Семантическая память у детей формируется раньше эпизодической.
- Эпизодическая память формируется на основе семантической.
- Нарушения эпизодической памяти возможны при сохранности семантической.
- Сохранность эпизодической памяти невозможна при нарушениях семантической памяти.
- Актуализация эпизодической памяти происходит по схеме «я помню».
- Актуализация семантической памяти происходит по схеме «я знаю».
- Семантическая и эпизодическая память задействуются при разных способах обучения.
Относительно последнего пункта уточним, что эпизодический опыт может иметь обучающий эффект. В этом плане весьма красноречивы русские народные поговорки наподобие «Обожглись на молоке – дуют на воду», хотя, конечно, вода тоже потенциально может быть горячей. В данном случае речь о том, что однажды полученный эмпирическим путем отрицательный опыт накладывает отпечаток на дальнейшее поведение человека.
Можно привести и другие примеры, помогающие понять различия между видами памяти. Если мы знаем, что дважды два равно четыре, или что тигр относится к семейству кошачьих, нам нет необходимости помнить, когда именно мы это узнали или как выглядят тигры, которых мы видели в зоопарке, т.к. семантическая память не нуждается в привязке к событиям. А вот если дело касается даты свадьбы или привычек нашего домашнего кота либо собаки, тут задействуется эпизодическая память.
Всем, кого интересуют нюансы устройства эпизодической памяти, можем рекомендовать статью Энделя Тульвинга Précis of Elements of episodic memory («Краткая информация об элементах эпизодической памяти» [Е. Tulving, 2010]. Мы же перейдем к тому, что нам более всего интересно в контексте расширения возможностей человеческой памяти, а именно к семантической памяти.
Семантическая память: как развивать?
Итак, мы уже выяснили, что семантическая память является осознанной, оперирует конкретными понятиями, фактами, словами и символами, и не слишком привязана к конкретным событиям нашей жизни. Развитие семантической памяти позволяет лучше запоминать отдельные научные факты, формулы, определения, и в придачу способствует улучшению логического и абстрактного мышления.
Как развивать память? Рекомендаций на эту тему бесчисленное множество, поэтому мы отобрали самые эффективные способы.
Топ-7 способов развития семантической памяти:
- Чтение – один из самых эффективных способов, потому что в процессе чтения возникают различные образы и ассоциации, которые упрощают запоминание информации. Кроме того, интересный сюжет художественного произведения или увлекательная информация из мира науки являются мощным мотивирующим фактором к запоминанию.
- Повторение – чем чаще вы используете полученную информацию хотя бы для пересказа друзьям и родственникам, тем больше шансов, что она задержится в памяти надолго. А если вы повторили ее 10-15 раз в приложении к конкретным ситуациям (например, упомянули запомнившийся факт в докладе или собственноручно отремонтировали по пунктам изученной инструкции швейную машинку), такая информация запомнится навсегда.
- Изучение нового – это не совсем тождественно чтению. Под изучением нового подразумевается освоение новой техники, новых компьютерных программ, новых иностранных языков, танцев, песен, музыкальных инструментов, обучение рисованию и рукоделию. Чем больше стимулов к запоминанию нового, тем лучше развивается память.
- Тренировка на запоминание номеров телефонов, дней рождения новых знакомых и других цифр – так вы найдете свои собственные мнемонические схемы запоминания абстрактной информации, которая обычно откладывается в памяти тяжелее, чем та, что вызывает непосредственный интерес или эмоции.
- Воспоминания – перед тем, как лечь спать, попытайтесь вспомнить подробности прошедшего дня, чем вы занимались, что нового узнали, и попробуйте объединить это в логические блоки, описываемые понятийным аппаратом. Например, работа над проектом, занятия спортом, личное развитие. Это не только тренирует память, но и помогает освоить основы тайм-менеджмента. В частности, так вы сможете более явно понять, на что вы тратите свое время, и увидеть, когда вы его тратите бесполезно.
- Пешие прогулки – чаще ходите пешком и обращайте внимание на нюансы окружающей действительности, запоминайте названия магазинов, вспоминайте название цветов и деревьев, дублируйте мысленно на иностранном языке названия всего, что вы видите (дом, машина, магазин, дерево, кот, собака). От этого есть дополнительная польза: во-первых, развитие зрительной памяти, во-вторых, улучшение кровоснабжения мозга в результате легкой физической нагрузки и вдыхания свежего воздуха, что улучшает мозговую деятельность, в целом.
- Тренировка делать известное новым способом – пробуйте выполнять привычные действия разными способами. Например, чистить зубы левой рукой, читать, заткнув уши берушами, что-то нарисовать с закрытыми глазами. Так вы задействуете разные полушария головного мозга, что способствует лучшему формированию нейронных связей в мозгу.
Вышеперечисленные методы развития памяти дадут лучший результат, если вы приметете во внимание дополнительные рекомендации нейропсихолога Николая Французова, которые усиливают эффект от применения каждого из методов. Так, повторять какую-либо информацию нужно не тогда, когда вы ее почти забыли, а через короткое время после ее получения, и потом еще несколько раз [Н. Французов, 2017].
При запоминании нескольких единиц разнородной информации (например, математических формул, исторических дат и списка новых слов по английскому) следует разграничивать во времени работу над каждым тематическим блоком во избежание путаницы в мозгу. При работе над запоминанием любой информации следует делать перерывы по 5-10 минут и полностью отдыхать от интеллектуальной деятельности.
Еще момент: самую важную информацию, которая вам точно понадобится в обозримом будущем (контрольная, зачет, экзамены в школе, вузе, на водительские права), следует повторять ежедневно перед сном. Начинать практиковать сеансы воспоминания нужно заранее, даже если до контрольной, зачета или экзамена еще несколько месяцев. Так гораздо выше вероятность, что сведения успеют «улечься» у вас в голове и вы ничего не перепутаете в самый ответственный момент [Н. Французов, 2017].
Это ни в коем случае не противоречит совету вспомнить перед сном прошедший день. Так, если у вас впереди никаких экзаменов, докладов и выступлений не предвидится, можно тренировать память, вспоминая день. Если же есть приоритетная для запоминания информация, именно ей и следует отдать драгоценные несколько минут перед сном. Семантическая память будет получать нужный стимул и тренировку в любом случае.
Кроме того, существуют специально разработанные тренажеры и упражнения для тренировки памяти, позволяющие поочередно задействовать все участки мозга, которые отвечают за ее функционирование. Вы познакомитесь с такими тренажерами и упражнениями, если пройдете наш бесплатный курс «Развитие памяти».
Все вышеперечисленные действия помогут пополнить ваш «ментальный словарь», придать смысл хранимым мозгом сведениям. Развитая семантическая память бережет когнитивные ресурсы, позволяя быстро и точно описать увиденное, выразить свое отношение к событию, изложить просьбу или поставить задачу.
Отдельная тема – это тренировка для людей, у которых есть нарушения семантической памяти. Психолог Ева Родригес Вайс в своей статье Todo sobre la Memoria Semántica: Lo tengo en la punta de la lengua («Семантическая память: «у меня вертится на языке») советует начинать с простейших упражнений [E. Weisz, 2018].
Например, можно попросить человека с нарушением семантической памяти назвать времена года, перечислить месяцы в году, посчитать от 1 до 15 и обратно, закончить предложение. Предложения должны быть простыми и иметь один вариант окончания. Допустим, предложение начинается со слов «Столица Испании», а человеку нужно вспомнить, что это Мадрид. Или начать предложение со слов «Цвет лимона», а человеку нужно вспомнить слово «желтый» [E. Weisz, 2018].
Вообще, тема нарушений семантической памяти достаточно обширна. К слову, психолог Ева Родригес Вайс не просто так заинтересовалась этой тематикой. Она выросла в семье врачей, и считает, что очень важно не исключать из своей практики разные дисциплины, которые часто дополняют друг друга, потому что такое взаимное дополнение может дать наилучшие результаты. Как, в частности, использование медицинских знаний в психологии и знаний по психологии в медицине. В контексте нарушений семантической памяти такой подход особенно эффективен.
Нарушения семантической памяти
Вообще, видов нарушения памяти достаточно много. Однако ввиду того, что сейчас нас интересует семантическая память, мы остановимся лишь на тех, которые самым непосредственным образом затрагивают именно этот вид памяти.
Виды нарушений семантической памяти:
- Семантическая деменция – нарушение, при котором человеку сложно понимать значение слов, терминов, суть правил, формулировок и т.д. При этом они могут быть вполне адаптированы к быту – понимают, как стирать и гладить белье, знают, что при болезни нужно идти к врачу, а за лекарствами – в аптеку и т.д.
- Повреждение префронтальной коры головного мозга – нарушение, при котором человек адекватно воспринимает значение слов, терминов, понятий, однако не может воплотить схемы действий. Например, не в состоянии записаться на прием к доктору или точно воспроизвести последовательность действий при стирке белья.
- Болезнь Альцгеймера – нарушение автобиографических воспоминаний, совмещенное с повреждением семантической памяти, которое выражается в нарушении речи и затрудненной реализации последовательности действий.
К слову, статья Евы Родригес Вайс не просто так называется «Семантическая память: у меня вертится на языке» [E. Weisz, 2018]. Любые проблемы с семантической памятью – это проблемы с доступом к информации, а не с ее исчезновением из памяти. Проще говоря, знакомое слово буквально «вертится на кончике языка», но вспомнить его не удается, зачастую даже если удалось вспомнить некие мнемонические связки для этого слова.
Заметим, что далеко не всегда такая забывчивость связана с болезнью или повреждением головного мозга. Ярким примером этого явления может служить рассказ Чехова «Лошадиная фамилия», когда герой совершенно верно запомнил, что фамилия как-то связана с темой лошадей, но не смог вспомнить саму фамилию Овсов.
Первым психологический семантический эффект «верчения на кончике языка» расписал психолог Уильям Джеймс (1842-1910) в своей книге The Principles of Psychology («Принципы психологии» [W. James, 1890]. Сам термин tip-of-the-tongue (ТОТ), что означает «вертится на кончике языка», появился позже, после ряда исследований, проведенных американскими психологами Роджером Брауном (1925-1997) и Дэвидом МакНейллом (1933-настоящее время).
Уточним, что Дэвид МакНейлл специализируется на взаимосвязях языка, мысли и жестов, а сфера научных интересов Роджера Брауна простиралась от изучения ранних этапов развития речи у детей до проблем психологической причинности, заложенной в языке. В рамках этих исследований было проведено множество экспериментов, результаты которых натолкнули на идею дополнительно исследовать некоторые аспекты человеческой памяти.
Так, в ходе эксперимента, поставленного в 1966 году, ученые ознакомили испытуемых с фрагментом текста, содержащего низкочастотные слова, и попросили участвующих в эксперименте вспомнить эти слова. Оказалось, что, если испытуемые были не в состоянии припомнить искомое слово, они помогали сами себе, вспоминая первую букву, похожие слова, сколько слогов в этом слове и т.д.
Результаты эксперимента были подытожены в статье The «tip of the tongue» phenomenon (Феномен «кончика языка»), опубликованной в Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior («Журнале вербального обучения и вербального поведения») [R. Brown, D. McNeill, 1966]. В этой статье, на которую, кстати, до сих пор ссылается большинство исследователей, ученые рассматривают феномен, именуемый «на кончике языка», с точки зрения «прямого доступа» к искомому слову, который в итоге возникновения tip-of-the-tongue перекрывается.
Несколько иначе объясняют эффект «верчения на кончике языка» израильские психологи Ашер Кориат и Израэль Либлих. Они полагают, что проблема в доступе не собственно к слову, а ко всем поясняющим сведениям, которые с этим словом связаны. К такому выводу они пришли, заметив, что, чем объемнее было определение слова, тем хуже оно запоминалось. Подробно итоги исследования описаны в их совместной работе A study of memory pointers («Изучение указателей памяти») [A. Koriat, I. Lieblich, 1977]. Как и во всех предыдущих случаях, имеется в виду семантическая память.
Впрочем, исследования 21 столетия наглядно показывают, что оба видения проблемы имеют право на жизнь, а эффект «верчения на кончике языка» часто возникает из совокупности нарушений как доступа собственно к слову, так и ко всем сведениям, имеющим к нему отношение. В частности, к таким выводам пришли американские ученые Беннетт Шварц и Жанет Меткалф. Свои выводы они обосновали в совместной работе Tip-of-the-tongue (TOT) states: retrieval, behavior and experience («Эффект верчения на кончике языка: поиск, поведение и опыт» [B. Schwartz, J. Metcalfe, 2011].
Интересно и еще одно исследование, проведенное с участием людей, владеющих двумя языками, родным и иностранным. Группа американских исследователей провела ряд экспериментов с участием билингвов, владеющих английским и испанским языками, и людей, знающих только английский или только испанский язык.
С результатами можно ознакомиться в их совместной статье, а основной итог исследования вынесен в заголовок работы Proper Names Get Stuck on Bilingual and Monolingual Speakers’ Tip of the Tongue Equally Often («Имена собственные одинаково часто застревают на кончике языка двуязычных и одноязычных говорящих») [Т. Gollan, R. Montoya, М. Bonanni, 2016]. Отчасти это связано с тем, что имена собственные часто сходны в разных языках, в том числе в английском и испанском. Во второй части эксперимента, когда нужно было объединить одним словом группы изображенных объектов, было выявлено, что на родном языке это сделать заметно проще, чем на чужом, пусть даже хорошо выученном.
Какой вывод можно сделать из всего, что мы сегодня узнали об особенностях семантической памяти? Самый главный вывод заключается в том, что с семантической памятью можно и нужно работать, улучшая ее состояние и способность к запоминанию информации и сохранению ее в долговременной памяти. Насколько актуально это лично для вас?
Мы желаем вам помнить все, что важно именно вам, и всегда вспоминать это в нужный момент! И напоследок один небольшой вопрос: