Подготовка к школе является одной из наиболее рейтинговых среди всех тем, посвященных воспитанию детей. Как определить готовность ребенка к школе, как проходит диагностика готовности к школе, какие существуют методики определения готовности ребенка к школе? Эти и другие вопросы серьезно волнуют родителей, особенно, если в первый класс готовится пойти их первый или единственный ребенок.
Читая многочисленные родительские форумы, иногда кажется, что нужно проверять готовность родителей к школе, а не детей, потому что родителей это волнует намного больше. Слишком беспокоящимся за своих чад родителям можно рекомендовать нашу программу «Психическая саморегуляция». Пройти ее следует заранее, потому что при слишком трепетном отношении ко всем организационно-подготовительным вопросам поводов для стресса у пап и мам первоклассников будет достаточно много.
Чтобы таких поводов для беспокойства было как можно меньше, мы и подготовили сегодняшний материал, дабы разъяснить основные моменты, касающиеся темы готовности к школе.
Готовность к школе: правовые аспекты
Да, наша основная сегодняшняя тема – это психологическая готовность ребенка к школе. Однако без рассмотрения юридической стороны дела нам никак не обойтись, и вот почему. Дело в том, что в правовом поле не существует некоего формального показателя готовности или неготовности к школе, на основании которого можно отказать ребенку в приеме в учебное заведение.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, всех детей, достигших к 1 сентября возраста от 6,5 до 8 лет, обязаны принять в школу. Причем независимо от того, готовы они учиться или не готовы, и как они прошли какой-нибудь новомодный тест на готовность к школе.
Другой вопрос, что есть дети с особыми образовательными потребностями, дети-инвалиды и дети, страдающие различными формами умственной отсталости. Для них должны быть созданы соответствующие условия для обучения по специальным программам либо в специальной школе. Или, как вариант, предусмотрена помощь ассистента преподавателя либо тьютора с тем, чтобы помочь ребенку осваивать общеобразовательную программу вместе со всеми, если ребенок почему-либо не может справляться с этим сам.
Уточним, что термином «ассистент» обычно называют помощника педагога, который оказывает физическую и техническую помощь детям-инвалидам, обучающимся в обычной школе наравне с нормотипичными, т.е. не имеющими отклонений в развитии детьми. Это помощь, например, в подъеме на инвалидной коляске по специальному пандусу, в посадке за парту или подъеме из-за стола детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, если они перемещаются с помощью костылей и им сложно садиться и вставать самостоятельно.
Термином «тьютор» обозначают специалиста, имеющего педагогическое образование и занятого индивидуальной помощью детям с особыми образовательными потребностями в освоении учебного материала. Тьютор реализует, если можно так сказать, индивидуальный образовательный маршрут, прописанный под конкретного ребенка с учетом его особенностей, поясняет непонятные ребенку моменты учебной программы.
Это могут быть, к примеру, дополнительные индивидуальные занятия наподобие тех, что проводят репетиторы, или помощь детям во время урока с тем, чтобы преподаватель не отвлекался на дополнительные объяснения для одного-двух человек, не терял общий темп подачи материала и мог «вписаться» в учебный план занятия, предусмотренный для обычных нормотипичных детей.
Тьютор является как бы «посредником» между учителем и ребенком, индивидуальными образовательными потребностями ребенка и учебной программой «для всех». В таком взаимодействии очень много от «педагогики сотрудничества». Тьютор организует условия для интеграции детей с особыми потребностями в образовательную среду и помогает им подтянуть знания до уровня, которым овладевают нормотипичные дети без посторонней помощи.
Это все имеет непосредственное отношение к нашей сегодняшней теме. Если у родителей либо администрации школы возникнут сомнения в готовности ребенка к обучению в школе и его способности учиться наравне со всеми, его могут по инициативе либо с согласия родителей отправить на специальную психолого-медико-педагогическую комиссию (сокращенно ПМПК). Если комиссия посчитает, что ребенку нужен ассистент либо тьютор, учебное заведение обязано предоставить такие образовательные услуги ребенку.
Разумеется, в каждом учебном заведении есть свои нюансы, особенности организации учебного процесса и штатного расписания, поэтому не всегда получается отправить ребенка с особыми образовательными потребностями в ближайшую к дому школу.
В случае затруднений с устройством в школу родители имеют право (и должны!) обратиться в районный департамент образования, где решат проблему организации обучения ребенка в общеобразовательной или специальной школе либо на дому. Так или иначе, все дети в возрасте от 6,5 до 8 лет должны приступить к обучению независимо от того, насколько они к этому готовы или не готовы.
Если же родители не обратились в учебное заведение по достижении ребенком указанного возраста, законодательство позволяет привлечь таких родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию детей.
Что делать, если ваш ребенок не вполне готов учиться вместе со всеми в заданном темпе или вам рекомендуют пройти ПМПК, или наличествуют разногласия с администрацией школы относительно того, в каком формате получать образование вашему ребенку? Для начала вам стоит самостоятельно изучить все правоустанавливающие документы в сфере образования Российской Федерации.
Это, в первую очередь, Закон «Об образовании» в редакции, действующей с 1 сентября 2021 года, который регулирует базовые положения [Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, 2021]. Технические нюансы учебного процесса изложены в «Санитарно-эпидемиологических требованиях к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые входят в СП (санитарные правила) 2.4.3648-20 [Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, 2020].
Если вас уже отправляют «на комиссию» или вы обоснованно полагаете, что такое возможно в ближней перспективе, вам будет полезен так называемый «Маршрутизатор прохождения процедуры ПМПК с детьми разных возрастных групп», подготовленный Федеральным ресурсным центром психолого-медико-педагогической комиссии [ФРЦ ПМПК, 2019].
Еще рекомендуем посетить сайт «Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы», где вы найдете ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по поводу ПМПК, режима обучения детей с особыми образовательными потребностями, ограниченными возможностями здоровья и другими нюансами [ГППЦ ДОНМ, 2021]. Разъяснения для москвичей подготовлены на основе действующего законодательства Российской Федерации, и актуальны для всех регионов России.
Кроме того, следует изучить письмо Министерства образования № 2021/11–13 «Об организации обучения в 1-м классе 4-летней начальной школы [Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, 2000]. Это письмо было составлено в сотрудничестве с несколькими ведущими научно-исследовательскими центрами медицинского профиля еще в 2000 году.
По ситуации на октябрь 2021 года, это действующий документ, положения которого берут за основу своей работы все учебные заведения начальной школы. И именно на положения данного документа ориентируются специалисты, определяя готовность детей к обучению в школе на общих основаниях или же с какими-то дополнительными мерами по адаптации к учебному процессу.
Поэтому когда приходится слышать, что за последние 20 лет требования к детям очень сильно выросли, это не совсем так. Скорее, возросли возможности для детей, желающих знать больше, чем знает большинство их сверстников. Или, если быть совсем точными, для родителей, желающих, чтобы их дети знали и умели больше, и готовых «вкладываться» в дополнительное образование.
Это и «Школы раннего развития», и курсы английского для самых маленьких, где занятия проводятся в игровой форме, и возможность индивидуальных занятий музыкой и рисованием еще до того возраста, когда можно отдать ребенка в музыкальную либо художественную школу. Для всех остальных никаких особых требований вроде свободного чтения и счета до 100 на русском и английском языках нет.
Собственно говоря, начальная школа для того и нужна, чтобы дети научились читать, писать и считать. Однако для того, чтобы дети всему этому научились, должна сформироваться психологическая готовность к школе. И это для ребенка 6-7 лет даже важнее, чем наличие словарного запаса на английском или знание таблицы умножения, которую все остальные будут изучать во 2 классе.
Что значит «психологическая готовность» и из чего она складывается? Давайте разбираться!
Готовность к школе: психофизиологические особенности
В широком смысле, готовность к школе подразумевает такой уровень развития ребенка, который будет достаточным для успешного изучения школьной программы без ущерба для здоровья и психики ребенка и его родителей. А еще это комплекс личных качеств, помогающих ребенку осознать себя в новой роли школьника, успешно адаптироваться к новым условиям и обязанностям, да и в целом к новой жизни.
Психологическая готовность к школе формируется на основе психофизиологических особенностей нормотипичных детей, которые наблюдаются к седьмому году жизни. И здесь мы снова возвращаемся к вышеупомянутому письму Министерства образования «Об организации обучения в 1-м классе начальной школы», где подробно расписаны основные психофизиологические особенности ребенка 7-го года жизни.
Психофиозиологические показатели нормы для 7-го года жизни:
- Способность осознавать свое положение среди сверстников и взрослых.
- Наличие интереса к другим людям и умение общаться.
- Интерес к новым знаниям, сведениям, играм.
- Осведомленность о предметах окружающего мира (природа, погода, животные, машины и прочее).
- Умение сопереживать, сочувствовать и помогать другим.
- Этичное поведение и взаимодействие в быту, общении, игре.
- Способность управлять собственным поведением.
- Понимание и выполнение требований взрослых.
- Умение ориентироваться в пространстве, запомнить дорогу домой.
- Основы зрительно-пространственного восприятия, различение геометрических форм (круг, квадрат, прочие) и положения в пространстве (справа, слева, под, над, сверху, снизу).
- Развитие зрительно-моторных координаций на уровне, позволяющем срисовать простые предметы, геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы и цифры с соблюдением размеров и пропорций.
- Развитие слухо-моторных координаций на уровне, позволяющем различать и воспроизводить несложные ритмы, выполнять под музыку ритмические танцевальные движения и физические упражнения.
- Способность к удержанию внимания и сосредоточенности на одном виде деятельности в течение 10-12 минут.
- Способность выполнить краткую инструкцию с четкой последовательностью действий.
- Наличие словарного запаса более 3 500 слов, умение внятно и правильно произносить слова родного языка, способность к простому звуковому анализу слов.
Если ребенок соответствует описанным психофизиологическим показателям, можно считать, что он в принципе готов к школе. Насчет развития речи у детей следует поговорить отдельно, потому что в школе придется не только слушать учителя, но и отвечать устно.
В книге «Развитие речи детей 6-7 лет. Подготовительная к школе группа» можно найти интересные упражнения, которые в ненавязчивой форме помогут вашему ребенку научиться говорить правильно [О. Ушакова, 2020]. В целом, нормы речевого развития детей 6-7 лет выглядят следующим образом:
- Словарный запас от 3,5 до 7 тысяч слов, преимущественно существительных.
- Выразительная речь с использованием вопросительных и восклицательных форм.
- Умение подбирать синонимы и антонимы.
- Умение сочетать слова по смыслу, числу, падежу.
- Навык объяснения значений знакомых слов.
- Навык пересказа несложных сюжетов фильмов, мультфильмов, книг.
- Понимание образных выражений.
- Умение строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- Самостоятельное образование сравнительной и превосходной степени прилагательных.
Уточним, что умения строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, образовывать сравнительную и превосходную степень прилагательных у дошкольников являются результатом имплицитного научения, когда детям не ставят задачу научиться всему этому.
Разумеется, эти темы дети будут специально изучать уже в средней школе, однако еще до школы они должны научиться всему вышеперечисленному интуитивно, просто слушая родную речь и общаясь на родном языке. Поэтому так важно, чтобы взрослые, окружающие детей, сами являлись образцом правильной грамотной речи.
Если вы до сих пор не освоили правильное построение речи и не поставили голос для себя, сделайте это хотя бы для своих детей на нашем бесплатном курсе «Развитие голоса и речи». Это непременно положительно скажется на развитии речи ваших детей.
Кстати, на нашем курсе можно найти множество несложных упражнений по постановке голоса, которые можно предложить детям в игровой форме. Над постановкой голоса ребенка стоит поработать отдельно, если он говорит невнятно, ему не хватает воздуха, чтобы договорить начатое предложение, или же он «заглатывает» окончания и нечетко произносит отдельные буквы.
В целом, если ребенок соответствует психофиозиологическим показателям нормы, внятно изъясняется, контролирует свою речь и поведение, можно считать, что он, в принципе, готов к школе. Далее многое зависит от учителя и родителей, от того, насколько требовательными и при этом тактичными будут окружающие.
Насколько требовательными нужно быть к первокласснику? Вот об этом тоже стоит поговорить подробнее.
Диагностика готовности ребенка к школе
В самых общих чертах вы, думается, уже поняли, что должен знать и уметь будущий первоклассник. Но, конечно же, многим родителям интересна более детальная диагностика готовности к школе. Для начала можно использовать 5 простых, но эффективных тестов, чтобы определить, готов ли ребенок к школе [А. Полищук, 2021].
Суть тестов в том, что физические и психологические аспекты личности растущего человека тесно взаимосвязаны. И по уровню развития определенных физических качеств можно судить о психологическом развитии в целом и психологической готовности к школе маленького человека в частности. Итак, методика готовности к школе по 5 тестам:
Тест 1
Попросить ребенка дотянуться правой рукой до левого уха «через голову». Затем «тянемся» левой рукой до правого уха, тоже «через голову». Если получилось, ребенок уже достаточно вырос для того, чтобы пойти в школу:
Тест 2
Посмотреть, сформировалась ли у ребенка на руке в области запястья так называемая «гороховидная кость». Если да, ребенок однозначно готов к учебным нагрузкам и сопровождающим учебу физическим нагрузкам:
Уточним, что гороховидная кость может сформироваться во временном диапазоне от 6 до 15 лет, однако раннее формирование – это хороший признак.
Тест 3
Посмотреть, началась ли у ребенка «смена зубов». Если выпал хотя бы один молочный зуб, это значит, череп и, соответственно, мозг ребенка достигли нужных для обучения в школе размеров, а кости скелета достаточно крепкие, чтобы носить ранец и посещать школьные уроки физкультуры.
Тест 4
Нарисовать правильную окружность диаметром 2,5 сантиметра и попросить ребенка обвести окружность, не отрывая руки. Если получилось в целом аккуратно, у ребенка достаточно развиты зрительно-моторные координации, чтобы освоить программу 1-го класса.
Тест 5
Попросите ребенка нарисовать человечка или изучите его рисунки, где он рисовал людей. Если у нарисованных человечков изображены глаза, нос, рот, есть волосы, уши, пальцы и одежда, значит, мелкая моторика и способность к детализации образов развиты достаточно для успешной учебы в 1 классе.
Отметим, что, если ребенок не прошел какой-либо тест, а ему уже исполнилось 7 и уж тем более 8 лет, его все равно нужно отправить в школу. Вовсе необязательно, что ему потребуется какой-то особый режим обучения. Однако нужно быть готовым к тому, что времени на адаптацию уйдет чуть больше, чем у других детей, которые легко справляются с этими тестами.
Главное, ни в коем случае не ругать детей, если у них не получается ровно обвести окружность, нарисовать глаза у человечка или дотянуться до уха «через голову».
Для особо продвинутых родителей можно порекомендовать сборник тестов под названием «Проверяем готовность ребенка к школе» [Л. Панькова, 2019]. Там много веселых иллюстрированных тестов наподобие «Найдите 8 отличий», «Составьте рассказ по картинкам» или же «Назовите лишний предмет из 4 нарисованных».
Тестов на 4 предмета, нарисованных или просто названных, в Интернете можно найти превеликое множество. Причем многие дети справляются с ними даже лучше, чем предполагали составители тестов. Например, когда предлагают найти «лишний» предмет в ряду «капуста, морковка, огурец, “Майбах”», дети решительно заявляют, что тут все лишнее, кроме «Майбаха».
И, конечно, сегодня возможна диагностика готовности ребенка к школе в режиме онлайн. Предложите ребенку ответить на 20 простых вопросов, и узнайте, насколько он готов к школе. Разумеется, любое, даже малое количество набранных баллов совсем не приговор. Однако если ребенок не может указать, когда у него день рождения, не знает, какой день после среды, считает баклажан фруктом и собирается взять в школу одеяло, задуматься стоит.
Есть и менее утомительные для дошколят варианты. Например, тест на 10 вопросов, где ребенку нужно ответить, кто больше: лошадь или собака, являются ли груши и яблоки овощами или фруктами, относится самолет к транспорту или мебели, и еще несколько вопросов такой же степени сложности. На эти вопросы, как вы поняли, должны отвечать дети.
Можно найти и тест для родителей, где вы просто поделитесь наблюдениями за ребенком, ответив на десяток вопросов. А может, получите подсказку, на что еще нужно обратить внимание, чтобы определить готовность ребенка к школе. Например, может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности (пазлы, конструктор, рисование), стесняется ли он присутствия посторонних людей, может ли рассказать несколько стихотворений наизусть и посчитать в обратном порядке от 10 до 1. Если вы не можете ответить на какой-либо вопрос, постарайтесь его выяснить, дав ребенку соответствующее задание в игровой форме.
Если все тесты на готовность к школе дают самые высокие результаты, это повод гордиться своим ребенком и своими успехами по его воспитанию. Однако это не повод расслабиться. Как мы уже начали говорить ранее, успешная адаптация и учеба ребенка в школе во многом зависят от учителя и поведения родителей.
Адаптация к школе
Итак, как же адаптировать ребенка, чтобы его готовность к школе материализовалась в виде интереса к учебе, новых знаний и хороших оценок? Что для этого должны сделать учителя и родители?
Методические рекомендации учителям начальных классов по успешной адаптации первоклассников к школе содержатся в уже достаточно подробно рассмотренном нами письме «Об организации обучения в 1-м классе 4-летней начальной школы» [Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, 2000]. Там расписано буквально все, вплоть до того, как лучше организовать для первоклашек уроки математики, музыки, рисования и прочие.
Для пап и мам первоклашек можно порекомендовать книгу «Советы родителям первоклассника. Самые главные вопросы и ответы» [С. Рудова, 2021]. Для желающих «углубиться» в тему подойдет книга «Гвозди для школы: Топ-10 навыков будущего первоклассника» [С. Дмитриева, 2019].
И, конечно, стоит прислушаться к советам действующих учителей школ, которые имеют возможность наблюдать за большим количеством детей и по этой причине имеют более обширный статистический материал для обобщений, чем родители, занятые воспитанием только своих детей. Особенно, если педагоги систематизировали собранный материал, как это сделали, к примеру, в московской школе № 1586 [ГБОУ г. Москвы, 2021].
Рекомендации родителям первоклассника:
- Помнить, что ваш ребенок учится всего лишь в 1 классе, и воздержаться от избыточных требований.
- Уважать самостоятельность ребенка, его личное пространство, воздержаться от проверки личных вещей и портфеля ребенка без его ведома.
- Воздержаться от перекладывания вещей ребенка в шкафу и учебных принадлежностей на столе на свое усмотрение, по возможности приучая его к порядку методом объяснения.
- Воздержаться от тотального контроля и отнестись с пониманием, что у ребенка формируется свой круг общения, появляются новые друзья в школе и стремление общаться с ними вне школы.
- Относиться с уважением к личности ребенка, особенно в присутствии его сверстников и одноклассников, не критиковать его промахи в присутствии посторонних.
- Проявлять интерес к делам ребенка, интересоваться, что интересного было в школе и что нового он узнал на уроках.
Эти несложные правила помогут вам найти взаимопонимание и установить доверительные взаимоотношения с ребенком, что обязательно даст свои плоды в переходном возрасте, когда подростки склонны к необдуманным поступкам. При наличии доверия и взаимопонимания в семье гораздо больше шансов, что ребенок будет с вами советоваться по разным вопросам, и вы сможете его уберечь от каких-то глобальных ошибок, плохо влияющих на его здоровье и дальнейшую жизнь.
Итак, мы с вами разобрались, что такое психологическая готовность к школе, из чего она складывается, как ее проверить, и, главное, как сделать, чтобы ребенок не разочаровался в учебе, а с интересом получал новые знания об этом прекрасном мире. Помните, что в школе будет учиться ваш ребенок, а не вы, поэтому не нужно делать за него то, что он обязан делать сам. Если вы посчитаете нужным помочь ребенку с уроками, помогите, но не делайте их вместо него.
Мы желаем вам и вашим детям успешной учебы, добра и взаимопонимания. Если подготовка детей к школе вызывает у вас больше беспокойства, чем радости от предстоящего нового этапа жизненного пути, рекомендуем нашу программу «Психическая саморегуляция». После этой программы вы будете намного меньше беспокоиться из-за мелочей, которые от вас не зависят, и более эффективно контролировать обстоятельства, на которые можете влиять.
В заключении мы предлагаем вам ответить на вопрос по теме статьи и поделиться своими соображениями относительно нюансов подготовки детей к школе: