Блог о саморазвитии

Психолингвистика как инструмент глубинного изучения речи и языка

Психолингвистика как инструмент глубинного изучения речи и языка

Психолингвистика – современная дисциплина, возникшая на стыке психологии и лингвистики и занимающаяся изучением речи человека, ее возникновения, передачи информации и функциональности.

Психолингвист Дэн Слобин, описывая психолингвистику как науку, указывал, что ее методы и задачи нацелены на исследование языка и речи. В центре ее внимания находятся проблемы философии, психологии, такие как природа развития человеческого языка и разума и другие.

Развитие психолингвистики началось в США в 1958 г. после выхода книги Ноама Хомского «Синтаксические структуры». В России основоположником психолингвистики считается психолог Лев Выготский, который в 1920-1930-х годах изучал речевую деятельность человека, используя психологические подходы. Он обосновал организацию процесса возникновения речи, развивающейся от внутреннего мотива, который превращается в мысль, формулируется в слово и потом реализуется.

Возникновение такой дисциплины на пространстве смежных наук объясняется тем, что в обществе возникла потребность в психологическом знании феномена речи, то есть необходимо изучать не только анатомию языка (лингвистику), но и то, как язык существует в реальном обществе – то, чем еще никто не интересовался. И больше всего приближенными к этим запросам были лингвисты и психологи.

Проблема терминологии и границы научного исследования

По утверждению лингвиста Татьяны Черниговской, междисциплинарного понятия «психолингвистика» не существовало долгое время – лингвисты считали разработки в этой области своим полем исследования, а психологи – своим. Каждая из этих сфер имела свои особые акценты в исследовании связи между человеческим мозгом и языком.

По своей сути психолингвистика сегодня является одним из первых научных направлений, говорящих о тесной взаимосвязи языка (речи), мышления и сознания человека. Подобные выводы были результатом многолетних параллельных исследований психологами и лингвистами таких феноменов как:

  • природа языка и мышления;
  • предположение о диалектическом единстве речи и мышления;
  • закономерности формирования языка;
  • принципы усвоения языка, развитие речи.

Именно результаты исследований в областях лингвистики и психологии сделали возможным предположение, что связь между человеческим мышлением и формами речи более тесная, чем предполагалось раньше. Поэтому, с точки зрения психолингвистики, язык является не только средством общения, но и отражением культуры и духовности.

Сегодня исследования психолингвистики тесно связаны с такими науками как философия, психология, лингвистика, семиотика, семантика, логика, социология и медицина.

Предмет психолингвистики и главные принципы исследований

Интерес психолингвистики прикован к исследованию речевой деятельности человека с использованием психологических методов наблюдения и интерпретации. Понятие самой речи определяется психолингвистами как универсальное средство коммуникации с целью развития разных видов деятельности – трудовой, познавательной или игровой.

Исследуя природу языка как формы человеческой деятельности, ученые выделяют две возможные гипотезы возникновения языка:

  • язык как инстинкт (Ноам Хомский, Стивен Пинкер);
  • язык как наследственный рефлекс (Фредерик Скиннер).

У психолингвистики нет четко определённого предмета – исследование речи является комплексным и многогранным понятием (советуем, кстати, на эту тему почитать нашу статью «Язык и мышление»). Поэтому ее научный интерес сосредоточен на стыке взаимосвязи психологии с лингвистикой и предусматривает такие направления:

  • психологические и лингвистические аспекты человеческой речи;
  • использование языка в коммуникации, его социальные, политические и психологические аспекты;
  • механизмы реализации и функции речи в обществе;
  • проблемы реализации речи, ограничения общения;
  • система языка и ее структура;
  • соотношение психики и языка;
  • разные виды коммуникации (устной, письменной).

Несмотря на разнообразный предмет, объект исследования только один – это человек, носитель языка, и его речевая коммуникация.

Фундаментальными принципами психолингвистики являются утверждения:

  • все формы речи занимают важное место в жизни человека и используются с определенными целями;
  • речь является многообразной системой, которая объединяет лексические, семантические, морфологические и синтаксические аспекты языка;
  • целостность речевой деятельности проявляется во взаимосвязи внутренней необходимости человека и реализации той или иной структуры языка под влиянием внешних факторов;
  • семантика речи всегда обусловливается деятельностью и целью коммуникации;
  • всегда существует неразрывная и сложная связь между речью и человеком, она проявляется в одновременном сочетании мировоззрения, социальной необходимости, психических и внешних условий;
  • генетический принцип раскрывает многие аспекты использования языка в разные периоды жизни: сначала человек формирует устную речь, потом «кинетическую» и письменную (также с возрастом речь человека может меняться – от простой до более сложной, и наоборот).

В зависимости от предмета, подхода и методологии, психолингвистика может изучать язык и речь на разных уровнях формирования. Каждая речевая деятельность включает в себя такие стадии реализации:

  1. Мотив, потребность в выражении.
  2. Анализ ситуации – односторонний или многосторонний.
  3. Принятие решения и выбор формы выражения при помощи вербальной или невербальной речевой деятельности.
  4. Выполнение действия.
  5. Слияние или не слияние результатов с мотивами.

Описывая предметную сферу интереса, психолингвист Стивен Пинкер обозначает ее так: «Психолингвистов интересуют ментальные процессы, которые длятся несколько милисекунд».

Психолингвистика сегодня

Лингвист Татьяна Черниговская утверждает, что поле исследования психолингвистики до сих пор плохо сформировано, и предпочитает использовать термин «экспериментальная психология». Поэтому, в зависимости от места и роли психолингвистики в исследованиях человеческого разума, психолингвистику можно интерпретировать двусмысленно:

  • как область знаний;
  • как метод для исследования языковых феноменов.

Главные цели, над которыми работают ученые в данной области, – это познание соотношения языка и человеческого мозга, понимание того, каким образом язык уложен в нашей голове (ментальный лексикон). Ученые предполагают, что в этом задействован определенный ментальный алгоритм, помогающий продуцировать необходимую речь во время коммуникации. Так, во время взросления человека этот алгоритм неким образом подстраиваются под культуру той среды, в которой он находится (теория Ноама Хомского).

Такие предпосылки современной психолингвистики были заложены еще одним из основателей данной науки – Джорджем Миллером, в 1970-х годах. Тогда он провел психологический эксперимент, который доказывал, что при восприятии сложных грамматических выражений человеческий мозг обычно преобразует воспринятую информацию в базисные и более простые структуры. Например, предложение «Не пишет ли художник новую картину» будет переформатировано в более простое предложение «Художник пишет новую картину».

Таким образом, психолингвистика относится к тем областям науки, которые помогают понять, как работает наша психика, память и внимание.

Итог

Несмотря на то, что психолингвистика возникла более 50 лет назад, базовые представления о ее исследовательском предмете довольно размыты, у нее нет четкой области знания, и, тем более, собственной научной традиции. Эта дисциплина развивается в качестве специфической дисциплины, которая во многом зависит от результатов исследований таких гуманитарных наук как психология, лингвистика, социология, культурология и т.д.

Стоит только согласиться, что самой стойкой теорией, к которой психолингвисты обращаются, является теория универсальной грамматики Хомского, раскрывающая главные аспекты речевого поведения человека.

Самые популярные проблемы в психолингвистике:

  • изучение речи ребенка, ее усвоение и возрастная трансформация;
  • дефекты речи, глухота;
  • место речи в социальном взаимодействии;
  • оценка пропагандистских текстов;
  • язык и познание.

Несмотря на то, что во время возникновения психолингвистика была полем интереса как лингвистов, так и психологов, сегодня больше интереса и исследований проводится именно психологами. Согласно утверждению Стивена Пинкера, интересы современных психолингвистов нацелены на изучение человеческого понимания языка, механизмов продуцирования и способов освоения языка как родного, так и иностранного.