Бывает ли у вас ощущение, что вы ненавидите свою работу лютой ненавистью? Или что вас от нее тошнит? Или что еще чуть-чуть, и вы бросите все к чертовой бабушке и возьмете билет в один конец на все свои деньги, оставшиеся до зарплаты? И пусть этих денег хватит только на пригородную электричку, вам уже все равно, потому что все достало.
Нет, мы не имеем в виду первые 5 минут после пробуждения в 6 утра. И не вторую половину дня пятницы, когда сердце греют билеты на концерт, лежащие в левом нагрудном кармане, а последние часы рабочей недели тянутся безумно долго. Такое бывает почти у всех, и это, в общем-то, почти нормально.
А вот если гнев, ненависть или апатия при мысли о работе возникают постоянно или вовсе никуда не уходят, это повод заподозрить профессиональное выгорание и срочно пройти нашу программу «Психическая саморегуляция». Что это за «зверь» такой – профессиональное выгорание? Попробуем понять и обезвредить!
Что такое профессиональное выгорание?
Понятие «синдром эмоционального выгорания» впервые появилось в 1974 году. Его ввел в научный оборот американский психиатр Герберт Фрейденбергер. Исследования в данном направлении были продолжены профессором психологии Калифорнийского университета в Беркли Кристиной Маслач, в результате чего появился термин «синдром выгорания».
Кристина Маслач описала трехкомпонентную модель выгорания. Применительно к профессиональному выгоранию она выделила такие составляющие как эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция (преуменьшение значимости) личных достижений. Исследования, проведенные группой ученых под руководством Кристины Маслач, подытожены в статье Job Burnout («Выгорание на работе») [C. Maslach, W. Schaufeli, M. Leiter, 2001].
В последующие годы конкретные примеры профессионального выгорания рассмотрены во многих научно-популярных статьях и книгах. Например, в работе Burned Out («Сгореть»), опубликованной в Scientific American Mind [Ulrich Kraft, 2006]. В целом, эволюция представлений о синдроме эмоционального выгорания была достаточно длительной, что отражено в одноименном коллективном научном труде «Эволюция представлений о синдроме эмоционального выгорания» [И. Зражевская и др., 2020].
В наступившем тысячелетии интерес к теме профессионального выгорания вышел за рамки сугубо научных исследований. С некоторых пор, а именно с мая 2019 года профессиональный синдром эмоционального выгорания внесен в обновленный перечень Международной классификации болезней, который составляет Всемирная организация здравоохранения [ВОЗ, 2019].
Обращаем внимание, что это не означает признания выгорания в качестве болезни. Как поясняет ВОЗ, синдром отнесен к факторам, которые влияют на здоровье человека и статистику обращений в медицинские учреждения [ВОЗ, 2019]. ВОЗ определяет его как итог длительного стресса на работе, который не получилось преодолеть. И выделяет основные признаки, по которым можно определить выгорание на рабочем месте.
Симптомы профессионального выгорания:
- Физическое и/или мотивационное истощение.
- Психологическое дистанцирование от рабочих обязанностей, негативное и/или циничное отношение к работе.
- Снижение работоспособности.
Если наблюдаются все три признака – это достаточный повод, чтобы говорить о профессиональном выгорании. Стоит уточнить, что признаки относятся исключительно к рабочим обязанностям и работе. Для прочих не менее важных сфер жизни есть другие определения.
Разумеется, ВОЗ не просто констатировала факт, что проблема существует, но и взялась за установление причин данного явления и разработку научных принципов, на основе которых можно помочь сохранить работникам психическое здоровье.
Возможно, у кого-то возникнет вопрос: неужели это такая уж большая проблема, и у Всемирной организации здравоохранения нет забот поважнее, чем заниматься темой профессионального выгорания? На самом деле это проблема не только психологическая, психическая и медицинская, но и экономическая.
Последствия синдрома профессионального выгорания для экономики
Статистика неумолима, и наглядно свидетельствует, что последствия синдрома профессионального выгорания для экономики ничуть не меньше, чем последствия различного рода кризисов, скачков доллара и прочих регулярно происходящих в мировой экономике событий.
Как удалось выявить в ходе исследований, проведенных ВОЗ, снижение производительности труда из-за различного рода депрессий и психологических расстройств наносит мировой экономике ущерб, эквивалентный примерно одному триллиону долларов в год [ВОЗ, 2019].
Даже понимая условность любых оценок глобального масштаба, тут можно согласиться, что ущерб от профессионального выгорания достаточно велик. Как выяснила в ходе исследования компания Gallup, две трети граждан США – государства, являющегося одной из ведущих мировых экономик – с разной степенью интенсивности ощущают признаки профессионального выгорания.
Если быть совсем точными, в состоянии профессионального выгорания часто или постоянно находятся 23% работающих американцев, а время от времени в это состояние впадают 44% трудящихся граждан США [B. Wigert, S. Agrawal, 2018]. При этом страдающие профессиональным эмоциональным выгоранием американцы болеют на 63% чаще, чем их коллеги, не страдающие данным синдромом, и в 2,6 раз чаще заняты активным поиском новой работы. Думается, не стоит уточнять, что человек, занятый поиском новой работы, не слишком активен и эффективен на своем нынешнем рабочем месте.
Есть и статистика борьбы с проблемой. Каждый доллар, вложенный в психическое здоровье работающих граждан, приносит отдачу в 4 доллара в виде повышения производительности труда и снижения пропусков рабочих дней из-за болезней, которые следуют за психологическими нарушениями [ВОЗ, 2019].
Самой эффективной в этом плане является профилактика профессионального выгорания и недопущение у работников состояний, влияющих на их здоровье и производительность труда. Для этого важно создать на работе здоровый психологический климат и исключить причины развития профессионального выгорания и прочих психологических расстройств.
Причины профессионального выгорания
Существует множество факторов риска профессионального выгорания и прочих психологических расстройств на рабочем месте, которые вкупе негативно влияют на психологическое состояние работников. ВОЗ выделила основные причины, наиболее часто ведущие к профессиональному выгоранию и другим психологическим расстройствам, отрицательно влияющим на производительность труда [ВОЗ, 2019].
Факторы риска профессионального выгорания:
- Нечеткая постановка задач.
- Размытые критерии эффективности.
- Отсутствие возможности влиять на результат в своей зоне ответственности.
- Отсутствие необходимых ресурсов для выполнения поставленных задач.
- Искусственные ограничения на возможность принимать решения.
- Отсутствие поддержки или слабая поддержка на работе.
- Притеснения и разные формы психологического насилия.
- Отсутствие гибкого графика при наличии объективной необходимости в таковом.
Это, напомним, основные факторы риска, выделяемые ВОЗ. В уже упомянутом исследовании компании Gallup указывается на другие достаточно веские причины выгорания. Среди них, в частности, неконтролируемая нагрузка, недостаточная зарплата, неоправданные цейтноты, изначальное отсутствие четко прописанных ролей и обязанностей на работе [B. Wigert, S. Agrawal, 2018].
В российских реалиях ко всему вышеперечисленному следует добавить постоянные отвлекающие факторы, мешающие работникам сосредоточиться, и нагрузки сверх нормы [Д. Сусеева, 2019]. Кроме того, негативное влияние на психическое здоровье россиян оказывает «стресс больших городов» и навязанный глянцем «культ успешности».
Россия по историческим меркам сравнительно недавно узнала, что такое «культ успешности», поэтому далеко не все искренне стремящиеся соответствовать трендам граждане смогли адекватно «переварить» эту информацию и понять, что хорошее здоровье и разумный баланс семьи и карьеры – это тоже составляющие жизни успешного человека.
В итоге у многих сверхсознательных товарищей развивается синдром гиперответственности, когда они готовы отвечать чуть ли не за восход солнца на востоке и закат на западе, и твердое убеждение, что они должны много (точнее, непрерывно) работать, чтобы никого не подвести и что-то доказать людям, которым они, в общем-то, глубоко безразличны.
Есть и другие когнитивные искажения в восприятии такого явления как профессиональное выгорание. В нашей ментальности принято считать, что
эмоциональное и профессиональное выгорание свидетельствуют об усердии, самоотверженности и работника. Интересно, что такое восприятие отлично сосуществует с прямо противоположным отношением, которое предполагает, что «выгорать» могут лишь изначально незаинтересованные в работе и результате люди, а настоящие профессионалы всегда в тонусе по определению [Д. Сусеева, 2019].
И, наконец, риск профессионального выгорания может нести сама специфика деятельности. Так, профессиональное выгорание педагогов, врачей и работников МЧС встречается намного чаще, чем, к примеру, профессиональное выгорание библиотекарей, музейных смотрителей и младших научных сотрудников НИИ.
Что же теперь делать и можно ли как-то избежать профессионального выгорания? Да, но при условии, что профилактике профессионального выгорания работников будут уделять внимание и работодатели, и сами работники.
Профилактика профессионального выгорания
Выше мы уже начали говорить о том, как важно создать на работе здоровый психологический климат и исключить причины развития профессионального выгорания и прочих психологических расстройств. ВОЗ, опираясь на данные научных исследований, предлагает действовать в трех направлениях:
- Снижать факторы риска, связанные с работой.
- Развивать положительные аспекты труда, поддерживать сильные качества сотрудников.
- Решать проблемы, возникшие с психическим здоровьем сотрудников.
Каким образом этого достичь? ВОЗ конкретизировала свои рекомендации, предложив четкие меры по решению проблемы [ВОЗ, 2019].
Меры профилактики профессионального выгорания со стороны работодателей:
- Мониторинг рабочей обстановки и выяснение, насколько она способствует нормальному психическому состоянию сотрудников.
- Мотивация сотрудников, приложивших усилия по улучшению своей работы.
- Изучение стороннего опыта, применимого в конкретной сфере деятельности.
- Изучение проблем и запросов работников.
- Организация возможностей для получения психологической помощи и поддержки.
- Мониторинг ситуации со здоровьем сотрудников и предоставление помощи (материальной, организационной) для решения их проблем.
- Привлечение работников к участию в принятии решений.
- Формирование у работников чувства сопричастности к успехам компании.
- Разработка и реализация планов карьерного роста работников.
Это то, что могут (и должны!) делать работодатели для поддержания нормального психологического состояния своих работников. Однако ответственность за собственное здоровье лежит и на самих работниках. Поэтому, если есть основания подозревать у себя профессиональное выгорание, нужно срочно принять меры.
Меры профилактики профессионального выгорания со стороны работников:
- Поиск конкретных причин неудовлетворенности работой и возможностей их устранения.
- Анализ соотношения положительных и отрицательных факторов в работе. Если негатив перевешивает, стоит задуматься о смене работы.
- Формирование четких границ между рабочим и личным временем.
- Разделить личные и навязанные цели, найти возможности для реализации того, что важно лично вам, а не только тем, кто чего-то ждет от вас (начальство, жена, родственники).
- Определить и осознать зону своей компетенции. Не переживать из-за того, что от вас не зависит.
- Заботиться о своем здоровье – спорт, отдых, прогулки, нормальное питание, здоровый сон.
Если последовательно реализовать все эти пункты, вероятность профессионального выгорания существенно уменьшится. Кроме того, такой подход позволит разумнее распределить силы и время на решение рабочих задач, найти время и другие ресурсы для своих личных целей, что повысит уровень удовлетворенности жизнью в целом [Д. Сусеева, 2019]. А не пропустить профессиональное выгорание поможет самодиагностика.
Профессиональное выгорание: самодиагностика
В самом начале статьи мы рассмотрели основные симптомы профессионального выгорания. Возникают они, конечно же, не сразу. Прежде, чем человек впадет в состояние мотивационного и физического истощения, дистанцирования от своих профессиональных обязанностей, может пройти достаточно много времени, когда можно было бы предпринять действенные меры.
Но для этого нужно понимать, что профессиональное выгорание происходит не одномоментно, а проходит ряд последовательных стадий. Если внимательно прислушиваться к себе и своему организму, можно заметить даже начальную стадию и первые предпосылки к профессиональному эмоциональному выгоранию и вовремя его предотвратить. Благо, все эти стадии достаточно подробно описаны в книге Das Burnout – Syndrom. Theorie der inneren Erschoepfung («Синдром выгорания. Теория внутреннего истощения») [М. Burisch, 2014].
Стадии профессионального выгорания:
- Начальная стадия: повышенная мотивация и заинтересованность сменяются эмоциональным истощением, беспокойством, озлобленностью, апатией и пессимизмом.
- Снижение заинтересованности: проявляется в виде нетерпения и нетерпимости, постоянных упреков и конфликтов, неорганизованности и неточности в выполнении задач.
- Эмоциональные реакции и присвоение вины: депрессия сменяется агрессией.
- Редукция: снижение работоспособности, мотивации, отсутствие фантазии, сопротивление всему новому.
- Поверхностность, притупление эмоций: проявляется в равнодушии, упрощении реакций, стремлении к одиночеству, отказу от хобби.
- Психосоматические реакции: ослабление иммунитета, плохой сон, снижение или набор веса, головные боли, невозможность расслабиться.
- Отчаяние: чувство безнадежности, отсутствия смысла жизни, в тяжелых случаях суицидальные мысли.
Помимо самонаблюдения могут помочь специально разработанные учеными и психологами тесты на профессиональное выгорание. Самый первый тест был разработан профессором психологии Кристиной Маслач совместно с психологом Джеймсом Джексоном.
Позднее было выполнено множество адаптаций этого теста, в частности, для реалий жизни в нашей стране. Предлагаем вам ознакомиться со всеми вариантами. Это станет наилучшей самодиагностикой, потому что поможет исключить элемент случайности, неизбежный при прохождении одной отдельно взятой версии теста.
Тесты на профессиональное выгорание (самодиагностика):
- Аутентичный «Опросник профессионального выгорания» Кристины Маслач и Джеймса Джексона (22 вопроса).
- Тест Маслач-Джексона «Диагностика профессионального выгорания» в адаптации Н. Водопьяновой (22 вопроса).
- Тест «Профессиональное выгорание на основе теории Маслач» в адаптации Testometrika Team (30 вопросов).
- Тест «Диагностика уровня эмоционального выгорания» Н. Орешкиной (18 вопросов).
- Тест «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. Бойко (84 вопроса).
Тест Виктора Бойко – это, фактически, самостоятельная и самодостаточная работа автора, потому что данный тест намного шире, чем предложенный Кристиной Маслач. Как минимум, потому, что в тесте Виктора Бойко почти в 4 раза больше вопросов, чем в тесте Маслач, плюс предусмотрены пункты, позволяющие перепроверить валидность и релевантность ранее данных ответов. Это позволяет нивелировать ошибки восприятия для интерпретации теста в случае, если тестируемый не понял какой-то из вопросов.
Таким образом, можно сказать, что с высокой степенью вероятности помогут предотвратить профессиональное выгорание самодиагностика и профилактика. Как сказано выше, меры профилактики профессионального выгорания должны предприниматься как со стороны работодателей, так и со стороны работников.
Кроме того, мы настоятельно рекомендуем пройти нашу программу «Психическая саморегуляция», даже если у вас нет никаких предпосылок к профессиональному выгоранию. Изучение приемов регуляции своего психологического состояния позволит научиться сохранять самообладание в любых жизненных и профессиональных ситуациях, что является наилучшей профилактикой эмоционального и профессионального выгорания.
Часто бывает, что отсутствие признаков профессионального выгорания предопределено вовсе не стрессоустойчивостью человека, а реальным отсутствием стрессирующих факторов, что редко, но бывает. Выше мы уже говорили о том, профессиональное выгорание педагогов, врачей и пожарных встречается намного чаще, чем профессиональное выгорание библиотечных работников, сотрудников музеев и научно-исследовательских учреждений.
В данном случае это связано, в первую очередь, с характером работы, а не с личностными качествами работников. Можно, конечно, предположить, что личные качества некоторым образом влияют на выбор профессии, но отрицать, что обладатель диплома педагогического университета, работающий в школе, вынужден нервничать больше, чем его коллега, устроившийся в библиотеку, никто не возьмется.
Мы желаем вам психического здоровья и душевного равновесия. А еще предлагаем пройти небольшой проверочный тест для закрепления изученного материала: