Блог о саморазвитии

Мнемотехника: как запоминать людей и все, что с ними связано?

Мнемотехника: как запоминать людей и все, что с ними связано?

Запомнить 40 человек за 2 дня? Легко! Помнить персонажей всех сказок, написанных за последние 150 лет? Запросто! Нарисовать любого из них? Элементарно! Перекрыть спокойным дружелюбным голосом шум в 100 децибел? Нет ничего проще! Приходите работать воспитательницей в наш детский сад, и вы обретете все эти навыки уже через 2 месяца!

Если вы пока не готовы сменить профессию, освойте лучшие методы запоминания информации на нашей программе «Мнемотехники», научитесь рисовать на уроках курса «Рисование» и прокачайте свой голос с курсом «Развитие голоса и речи».

Начнем, пожалуй, с мнемотехники, потому что с проблемой запоминания людей, их имен, лиц, телефонов, дней рождения, основных событий в их жизни и вообще большого объема прочей связанной с людьми информации сталкиваются представители самых разных профессий, а не только воспитательницы детских дошкольных учреждений. И, кстати, для развития речи мнемотехника тоже полезна!

Что такое мнемотехника и мнемоника?

Сегодня используются разные определения терминов «мнемоника» и «мнемотехника». Чаще всего мнемоника понимается как искусство запоминания либо совокупность приемов запоминания информации.

Термин «мнемотехника» имеет прикладное значение и подразумевает конкретные техники запоминания, позволяющие расширить возможности человеческой памяти по сохранению и использованию самой разнообразной информации, и способы применения таких техник.

Суть приемов мнемотехники заключается в визуализации абстрактных понятий, создании зрительных, слуховых и чувственных ассоциаций с единицей информации, которую нужно запомнить.

Кроме того, приемы мнемотехники помогают связать информацию, подлежащую запоминанию, с фактами и явлениями, уже известными человеку, и облегчить процесс запоминания.

Зачем нужна мнемотехника?

Вышеприведенное определение термина «мнемотехника» дает общее понимание того, зачем она нужна. В принципе, приемы ускоренного запоминания пригодятся любому человеку и в любой сфере. Однако есть области, где без использования мнемотехники вообще никак, потому что человеческая память просто не рассчитана на механическое удержание больших массивов данных, которые ни с чем не ассоциируются и в текущий момент времени не используются. Итак, в каких же случаях вас выручит мнемотехника?

Что можно запоминать с помощью мнемотехники:

  1. Имена и лица – коллеги на новой работе, однокурсники, товарищи по спортивной команде, участники конференции, любые новые знакомые. Людям приятно, когда их помнят и не путают имя, поэтому вы сразу заработаете бонус в виде хорошего к вам отношения.
  2. Номера телефонов – это окажет вам неоценимую услугу, если телефон вдруг сядет или потеряется. Вы хотя бы сможете сделать срочные звонки, по памяти набрав номера с корпоративного телефона или же попросив смартфон у кого-нибудь из коллег.
  3. Иностранные слова, иностранные имена и фамилии – важная составляющая изучения любого иностранного языка, которая на первых порах дается крайне тяжело, и необходимая часть делового партнерства при общении с зарубежными коллегами.
  4. Всевозможные формулы, статистика продаж за месяц, квартал, год, прайсы-листы на свою и партнерскую продукцию – разумеется, лучше запоминать это все постепенно и пользоваться информацией осознанно, однако если вы спохватились за пару дней до экзамена или презентации, мнемотехника вас выручит.
  5. Важные даты и события, дни рождения, юбилеи – напоминания в смартфоне никто не отменял, однако большинство важных дат и торжественных событий требует подготовки к ним, поэтому помнить о них нужно заранее, а не надеяться на «напоминалку» в последний момент.
  6. Стихи, песни, научные факты, исторические события, нашумевшие книги – поможет в поиске общих тем для поддержания беседы, подготовке публичных выступлений и любой творческой деятельности.
  7. Любые большие тексты – незаменимый навык для спикеров конференций, презентаций, политиков, лекторов, позволяющий наладить контакт с аудиторией, а не подглядывать постоянно в свои записи.

Как видите, мнемотехника применяется везде, однако наиболее полезны приемы ускоренного запоминания для информации, которая по какой-либо причине не наполнена для вас смыслом. Объективно формулы по математическому анализу имеют более содержательное наполнение, чем список из 100-200 телефонных номеров, но субъективно и то, и другое может восприниматься одинаково бессмысленным набором цифр.

Вот как раз для того, чтобы наполнить смыслом и визуализировать информацию для запоминания, и нужна мнемотехника. Как наполнить смыслом и визуализировать информацию? Как это сделать эффективно? Для этого и существуют приемы и методы мнемотехники.

Приемы и методы мнемотехники

Приемов и методов мнемотехники достаточно много. Отметим, что для пользования некоторыми из них нужно уже обладать недюжинной памятью. Тогда использование мнемотехники позволит вам запомнить многостраничный текст учебника, роман «Евгений Онегин» и хоть всю телефонную книжку. Чтобы перейти на такой hard level, нужно пройти наш курс «Мнемотехники» полностью.

Пока же поговорим о базовых приемах мнемотехники, помогающих запоминать людей и основную связанную с ними информацию – имена, лица, телефоны, дни рождения, место работы, хобби, основных родственников ваших коллег и знакомых поименно и с главными текущими событиями их жизни. Итак, мнемотехника для начинающих.

Образное мышление

Начнем с самого главного, что нужно запомнить при знакомстве с человеком, – его имени и фамилии. Очень часто люди сталкиваются с необходимостью и невозможностью быстро запомнить много новых имен – коллег, участников важного мероприятия и т.д. Борис Конрад, автор книги «Как запомнить все! Секреты чемпиона мира по мнемотехнике» советует сразу связывать фамилию нового знакомого с каким-нибудь образом и подобрать к нему ключевое слово, созвучное фамилии или напоминающее фамилию [Б. Конрад, 2017].

Проще всего, если фамилия напоминает какую-либо профессию, предмет или животное. Тогда ваша задача немедленно представить нового знакомого в этом образе. Например, Кузнецова можно представить с молотом возле наковальни, Майорова – в военной форме с погонами майора, а Березкину – в виде стройной березки. Зайцеву можно представить в образе серого или белого зайчика, а Собакину – в виде болонки, колли или московской сторожевой. Такая дифференциация будет кстати, если понадобится запомнить сразу целую семью новых знакомых. Например, семейную пару и их двоих детей.

Если прямых аналогий не наблюдается, поищите созвучные фамилии слова. Например, мысленно сократив фамилию Гааз до обычного «газ», вам будет легко представить горящую конфорку. А если вы владеете иностранными языками, ваши возможности для поиска созвучий заметно расширяются. К слову, образное мышление вкупе с ключевыми словами может помочь и в изучении иностранных языков, и в запоминании иностранных имен и фамилий.

Борис Конрад иллюстрирует такой подход следующим примером. Допустим, вам нужно выучить английское слово chair (стул). Для него в качестве ключевого предлагается слово «червь», а после вам нужно представить, как червяк заползает на стул. Если вы не поленитесь и представите сие действо во всех деталях, вы его уже не забудете никогда. А следовательно, запомните и слово chair (стул) [Б. Конрад, 2017].

В общем-то, при желании в одну картинку можно связать любые два слова, поэтому любой человек может составить для себя практически бесконечное количество словесных комбинаций для создания ярких образов и успешного запоминания отдельных слов и имен. Подумайте, с каким словом созвучна фамилия вашего иностранного партнера, придумайте к нему ключевое слово и образ, и вам более не придется краснеть за свой английский или свою «девичью» память.

Чтобы закрепить связку в своем мозгу и точно запомнить имя, обратитесь к собеседнику по имени 2-3 раза на протяжении вашей первой беседы. Визуальный образ, ключевое слово и повторение отправят имя и фамилию человека в вашу краткосрочную память. Если вы по окончании встречи запишите его имя и, допустим, профессию, в телефон, вы повысите шансы запомнить человека на более длительный срок.

А если вы, спустя пару часов после знакомства, вновь прокрутите в памяти основные моменты встречи, попытаетесь без подсказки в телефонной книжке восстановить в памяти имя, фамилию, ключевое слово и связанный с ним образ, имя человека с высокой степенью вероятности переместится в среднесрочную память.

Обозреватель службы новостей ВВС Ренука Раясам, по роду деятельности бравший интервью у многих публичных людей и выяснявший у них секрет их жизненного успеха, резюмировал их опыт в запоминании имен в виде короткой памятки, которая, наверняка, поможет и вам.

5 шагов, чтобы запомнить имя человека:

  1. Внимательно слушать, когда человек представляется. Многие в момент взаимного представления более озабочены своими проблемами и тем, что они хотят сказать, нежели желают узнать больше о собеседнике.
  2. Найдите возможность во время диалога пару раз повторить имя вслух. Если имя сложное, лучше попросите разрешения записать его. Обладатели сложных имен, как правило, адекватно реагируют на такую просьбу.
  3. Свяжите имя или фамилию нового знакомого с каким-либо образом. Придумайте к его имени ключевое слово.
  4. Свяжите имя и образ с наиболее выдающимся элементом внешности.
  5. Спустя время, попытайтесь воссоздать по памяти имя и фамилию, образ и внешность человека.

В принципе, этих шагов должно хватить, чтобы имя человека задержалось в вашей памяти и вы не путали буквы и ударения в нем, пока беседуете с человеком [R. Rayasam, 2017]. Но вот является ли это гарантией, что вы узнаете человека, если встретите его через месяц? А если вы увидитесь в неофициальной обстановке и человек будет не в костюме и галстуке, а в джинсах и футболке? Чтобы дать такие гарантии запоминания самому себе, нужно научиться запоминать не только имена, но и лица.

Разумная наблюдательность

Запоминать лица вы тоже сможете, если разовьете в себе так называемую разумную наблюдательность. Выше мы уже упомянули, что для этого нужно связать имя и образ с наиболее выдающимся элементом внешности. Это значит, что во время беседы нужно не просто смотреть на человека, воспринимая его в общем и целом, а постараться выделить какие-то особенности внешности, которые отличают вашего нового знакомого от других.

Лучше, если таких особенностей будет несколько, потому что одна единственная отличительная черта вряд ли поможет запоминанию. Многие брюнеты имеют нос с горбинкой, у многих русоволосых людей серые глаза, почти у всех людей старше 45 лет есть носогубные складки и морщины на лбу. В то же время вы уже знаете, что если связать особенности внешности с именем и другой информацией о человеке, шанс запомнить его возрастает многократно.

В этом плане нам поможет книга Ильи Мельникова «Методы спецслужб», а именно глава «Запоминание людей». Автор обращает внимание, что, если среднестатистическому индивиду представить группу из 20 человек, через 10 минут он сможет вспомнить 3 или 4 из них. Если это группа представителей другой расы, показатель будет еще ниже [И. Мельников, 2013]. Просто смотреть на лица в общих чертах, как мы уже выяснили, не вариант для лучшего запоминания. Итак, как же запоминать людей и по имени, и в лицо?

Запоминание людей по методу спецслужб:

  • Сосредоточьтесь и настройтесь на запоминание.
  • Запомните какую-либо необычную черту внешности человека.
  • Расслабьтесь.
  • Послушайте, как звучит имя человека, когда вам будут его представлять.
  • Пропойте мысленно имя человека, если вам его уже представили.
  • Придумайте слово и образ, с которым у вас будет ассоциироваться имя и внешность человека.
  • Попытайтесь вспомнить имя и образ человека через короткое время, а затем еще несколько раз.
  • Тренируйте память таким способом ежедневно.

В целом, технология запоминания имен и лиц во многом сходна. Разница, пожалуй, только в том, что для имени нужно придумать искусственную ассоциацию, образ, ключевое слово, а внешность, как правило, сама по себе наводит на размышления, что человек на кого-то похож. Например, он может быть похож на представителя какой-либо профессии или сферы деятельности (бизнесмена, врача, учителя, байкера) либо же на конкретную персону (вашего друга, сотрудника, однокурсника, родственника).

Такие ассоциации могут как помочь, так и помешать. Например, если у вас есть один-единственный знакомый байкер Саша, все остальные малознакомые байкеры по умолчанию у вас будут «Сашами», и вы с трудом усвоите, что в этой многоколесной братии есть еще Димы, Васи, Пети, Паши и даже Светы, Лены и Кати. Именно поэтому рекомендуется приложить какие-то усилия, чтобы придумать эксклюзивную ассоциацию для запоминания конкретного человека в лицо и по имени.

Если же ваша фантазия никак не хочет работать над ассоциациями или, наоборот, подбрасывает вам только наиболее яркие устоявшиеся в вашем мозгу образы, которые сбивают с толку, мы можете воспользоваться специальным алгоритмом запоминания, разработанным, как утверждают авторы «Самоучителя по развитию памяти», на кафедре психологии МГУ.

Суть алгоритма заключается в общей оценке внешности и обязательном последующем делении лица на части и характеристике каждой части по отдельности [Самоучитель по развитию памяти, 2010]. Вам нужно просто последовательно ответить на все вопросы, и мысленный портрет человека останется в вашей памяти надолго.

Алгоритм запоминания лиц:

  • Какой у человека размер головы (большой, средний, маленький)?
  • Какая форма головы (круглая, овальная, квадратная, трапециевидная)?
  • Какова высота лба (человек высоколобый или узколобый)?
  • Какова ширина лба между висками (большая, малая, средняя)?
  • Какие у человека брови (густые или редкие, широкие или тонкие, прямые, дугой, вразлет и т.д.)?
  • Какие у человека глаза (большие, маленькие, серые, карие, круглые, раскосые, далеко или близко посаженные)?
  • Какой у человека нос (большой, маленький, средний, прямой, курносый, с горбинкой, с широкими ноздрями)?
  • Какие у человека скулы и щеки (широкие, узкие, обычные, запавшие)?
  • Какой у человека рот (большой, маленький, широкий, прямой, искривленный)?
  • Какие у человека губы (пухлые, тонкие, с приподнятыми или опущенными краями, верхняя губа нависает над нижней)?
  • Какой у человека подбородок или челюсть (большая, маленькая, тяжелая, квадратная, треугольная, чуть выдвинута вперед, с ямочкой посередине)?
  • Какие у человека уши (большие, маленькие, прижатые, оттопыренные, верхние кончики выше или ниже наружного края глаза)?

Самые внимательные читатели заметили, что здесь ни слова не сказано о волосах и прическе. Это не значит, что признак совсем не пригоден для запоминания человека. Это значит, что волосы и прическа не должны быть единственным признаком для запоминания, потому что женщины постоянно красят волосы и меняют прически, а мужчины имеют склонность к облысению. Если вы запомните только цвет волос и прическу, это будет слишком общий образ. Особенно, если цвет естественный, а прическа, что называется «13 на дюжину».

К слову, эту особенность большинства людей – отсутствие наблюдательности и восприятие окружающих в общем и целом, без конкретики – нужно помнить и в тех случаях, когда вы желаете, чтобы запомнили вас. Иначе получится, как в анекдоте про телефонный разговор двух молодых людей:

— Саша, привет!

— Привет, а кто это?

— Это Наташа!

— Какая Наташа?

— Что значит, какая Наташа?

— Ну, у меня несколько знакомых девушек по имени Наташа…

— Мы с тобой познакомились в ночном клубе, потом поехали к тебе домой, и у нас теперь, вроде как, отношения…

— Наташа, ты только, пожалуйста, не обижайся, но ты сейчас вообще ничего не уточнила…

Мы верим, что лично вы сможете произвести неизгладимое впечатление везде, где пожелаете, и на всех, кого хотели бы поразить своей яркой неповторимой индивидуальностью. Главное – после этого не испортить впечатление, что очень легко, если вы общаетесь с большой аудиторией или группой лиц. Однако и тут есть выход!

Метод Цицерона

Что делать, если вам, к примеру, нужно быстро выучить штатное расписание и запомнить сотрудников организации, куда вы устроились заместителем директора или HR-менеджером? В этом случае вам требуется запомнить каждого сотрудника не только в лицо и по имени, но и не перепутать, в каком отделе он работает и чем именно он занимается. В идеале через какое-то время желательно знать текущий состав семьи ключевых сотрудников (жены, мужья, дети), хобби и увлечения, ближайшие цели (поступление в вуз, декрет, карьера, прочее).

В самой ближней перспективе эта информация вам понадобится, чтобы организовать эффективное взаимодействие структурных подразделений, равномерно распределить рабочую нагрузку и разработать действенную систему мотивации. Как это все быстро запомнить и удержать в голове, учитывая, что вам еще нужно держать в голове ваши должностные обязанности и массу текущей информации по вашей работе?

Здесь вам готов прийти на помощь древнеримский политик, философ и оратор Цицерон (106-43 гг. до н.э.) Как утверждают историки, он всегда произносил свои речи исключительно по памяти и никогда не путал цифры, даты, имена, факты. И даже успел поделиться своим методом запоминания информации с потомками.

Метод Цицерона (Дворец памяти, Метод римской комнаты) – это способ запоминания информации путем ее привязки к хорошо знакомой обстановке. Например, к вашей комнате, где можно условно выделить основные опорные образы – шкаф, телевизор, стол, люстра и т.д. Именно таким методом запоминания пользовался древнеримский политик, философ и оратор Цицерон. Конечно, телевизора у него тогда не было, однако для привязки информации годится любой предмет декора или интерьера, даже настенная картина или напольная статуя.

Цицерон, готовясь к публичному выступлению, прохаживался по своему жилищу и мысленно помещал тезисы своего выступления в различные места. Далее ему оставалось лишь вспомнить во время выступления свое жилище, а привязанная к нему информация подавалась мозгом автоматически. Будучи привязанной к хорошо знакомой обстановке, новая информация именно так и запоминается.

Вы вполне можете поступить точно таким же образом. А чтобы запомнить сотрудников по отделам в соответствии со штатным расписанием компании, попробуйте разместить отдел продаж на столе, службу техподдержки возле компьютера, PR-отдел у телевизора, а совет директоров на люстре. Пятирожковой люстры обычно хватает, чтобы на каждый рожок «поместить» одного члена совета. Практически у каждого долго работающего светильника одна лампочка хронически не горит, и почти в каждом совете директоров есть хотя бы один человек, практическая польза от которого очень сомнительна. Думается, принцип подбора ассоциаций для запоминания понятен. Теперь разберемся, как делать привязку по объектам.

Как использовать метод Цицерона:

  • Четко определите, сколько блоков информации вам нужно запомнить. Каждый блок не должен быть слишком большим, слишком маленьким или слишком отличаться по объему от остальных блоков.
  • Выберите в помещении соответствующее количество объектов, к которым вы будете привязывать информацию для запоминания.
  • Пройдитесь по комнате и по пути следования мысленно поместите блоки информации на объекты, выбранные для привязки (стол, стул, подоконник, торшер и т.д.)
  • Выбирайте несложный и логически обоснованный маршрут, чтобы было легче запомнить последовательность блоков информации, поместив их на объекты, которые расположены по пути следования.
  • Пройдитесь по маршруту и повторите придуманные вами «подвязки» несколько раз.

Если вы только начинаете осваивать мнемотехнику, для развития навыков ассоциативного запоминания лучше подключать максимально возможное количество ресурсов организма. Если вы будете ходить между объектами, а не просто смотреть на них, у вас образуется больше нейронных связей в мозгу, а сами связи будут намного крепче. Если вас серьезно заинтересовала мнемотехника, упражнения с мысленным размещением объектов по методу Цицерона следует делать регулярно.

Впрочем, при регулярных тренировках со временем можно будет просто представить в воображении свою комнату и мысленно разместить там блоки информации для запоминания. Более подробно о методе Цицерона и других приемах запоминания можно прочитать в учебнике по мнемотехнике, автором которого является Владимир Козаренко [В. Козаренко, 2007]. Кроме того, достаточно много внимания практическому применению метода уделяет Борис Конрад в своей вышеупомянутой книге «Как запомнить все! Секреты чемпиона мира по мнемотехнике» [Б. Конрад, 2017].

Кстати, с помощью мнемотехники вы можете не только улучшить возможности собственной памяти, но и помочь своим детям легче и быстрее осваивать новую информацию.

Мнемотехника для детей

Мнемотехника для детей предполагает использование заметно более простых приемов, адекватных их возрасту. Так, мы все помним, как детей обучат русскому, а затем иностранному языку с помощью картинок. Чтобы ребенку было легче запомнить букву, на картинке рисуют и букву, и животное, название которого начинается с этой буквы. Есть и другие приемы мнемотехники, пригодные для младшего возраста.

Приемы мнемотехники для детей:

  • Картинки – для запоминания отдельных слов (cat – кот, dog – собака).
  • Мнемодорожка – для запоминания логической последовательности действий (носки, футболка, брюки, ботинки, куртка – как одеваться на прогулку).
  • Мнемоквадрат – для объяснения сути какого-либо понятия (например, гороскоп с 12 знаками зодиака).
  • Мнемосхемы – для изучения пословиц (удочка, пруд, зачеркнутая рыба – без труда не выловишь и рыбу из пруда).

Педагог Наталья Василишин рекомендует заниматься с ребенком и объяснять ему схемы и картинки только тогда, когда тот не голоден, не хочет спать и не занят чем-то другим [Н. Василишин, 2016]. Не следует торопить малыша, если он задумался, и ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если он чего-то не понимает. Важно не количество знаний, которое вам удастся внедрить в голову ребенка за один заход, а настроение, с которым малыш будет познавать все новое.

Если вам удастся создать у маленького человечка нужную ассоциацию с новыми знаниями как с чем-то увлекательным, радостным и захватывающим, у вас не будет проблем с его учебой в будущем. Ребенок сам с удовольствием, когда подойдет время, будет читать книги, изобретать новые сооружения из деталей конструктора, осваивать новые упражнения в выбранном виде спорта и т.д.

И, да, это поможет развить образное и ассоциативное мышление, и ребенок будет быстро запоминать новых знакомых, учителей и воспитателей в садике, школе, спортивной секции, творческой студии. Кстати, вы теперь понимаете, почему воспитательница детского садика может запомнить 40 человек за 2 дня, помнить персонажей всех сказок, написанных за последние 150 лет и нарисовать по памяти любого из них? Вы тоже так сможете после нашего курса «Мнемотехники», а пока предлагаем пройтись по некоторым тезисам статьи проверочным тестом.

Ключевые слова: