На самом деле, в нашей стране много компетентных специалистов, точно знающих, как должно функционировать государство, чем должны заниматься чиновники и как все обустроить так, чтобы всем было хорошо и всем всего хватало. К сожалению, все эти специалисты уже трудоустроены и работают таксистами.
Шутки шутками, однако, тема идеального государственного устройства волнует не только тех, кому хочется поговорить обо всем и ни о чем, но и вполне серьезных людей. Например, философов и мыслителей эпохи Возрождения. Социально-политические утопии эпохи Возрождения читают и перечитывают вот уже несколько сотен лет, и они по-прежнему интересны в контексте уже нового тысячелетия.
Вы всегда легко найдете собеседника, желающего обсудить интересующую вас тему, если пройдете нашу программу «Лучшие техники коммуникаций». И вам будет проще понять ход самой запутанной мысли любого вашего собеседника, если вы изучите материалы нашей программы «Когнитивистика». А сегодня мы поговорим про политические утопии.
Политическая утопия: что это такое?
Политическая утопия – это концепция или идеология, представляющая собой вымышленную идеальную общественно-политическую систему либо государство, которое считается идеальным или более совершенным по сравнению с реальным миром.
Термин «утопия» имеет греческое происхождение и складывается из двух слов: οὐ, которое читается как «у» и переводится как «не», и слова τόπος, которое читается как «топос» и переводится как «место». Употребляемые в одной связке они обозначают место, которого нет в реальности. Это может быть нечто вымышленное, придуманное или сказочное, но не существующее.
Политическая утопия часто представляет собой видение идеального общества, в котором реше6ны все проблемы, связанные с политикой, экономикой, социальной справедливостью. Эти идеи могут быть представлены в виде литературных произведений, философских трактатов, обращений к обществу или программ политических партий.
Политические утопии часто используются для критики существующих систем и проблем в обществе. Они могут предлагать радикальные изменения в политике, экономике и социальной структуре, нацеленные на создание лучшего и справедливого общества, однако все они отличаются нереалистичностью и невозможностью практического воплощения в жизнь. Именно этот момент нереалистичности и является главной отличительной чертой утопии.
Широко употребляемым термин «утопия» стал после выхода в свет произведения Томаса Мора «Утопия» в 1516 году. На русский язык произведение переведено в 1789 году, и с тех пор переиздавалось множество раз [Т. Мор, 1935].
Можно сказать, что слово «утопия» в трактовке Томаса Мора стало нарицательным, и с тех пор им обозначают практически любые общественно-политические прожекты крайней степени фантастичности.
Напомним, политический идеал Томаса Мора в работе «Утопия» заключался в абсолютном и всеобщем имущественном равенстве и равенстве потребления, когда ни у кого не было не только частной, но даже личной собственности.
Последующим поколениям утопистов, дабы прослыть таковыми, не нужно было изобретать общество всеобщего равенства. Достаточно было высказать любую идею или концепцию общественного устройства, которую невозможно реализовать на практике по определению, и эта идея получала штамп «утопия».
Про примеры политических утопий мы поговорим чуть позже, а пока уточним основные признаки политической утопии с тем, чтобы далее нам было более понятно, по каким критериям то или иное произведение относится к жанру утопии.
Основные признаки политической утопии
Политические утопии прошлых столетий являются поистине неисчерпаемой темой для исследований. Ввиду того, что человечество не только не пришло к идеалу, но даже не приблизилось к балансу интересов различных социальных групп, утопии будут исследовать и дальше, и пытаться выявить некие общие признаки, присущие всем утопиям независимо от года написания [Т. Тарасова, 2017].
Основные признаки политической утопии следующие:
- Идеализация общественной системы – политическая утопия представляет собой идеализированное общественное устройство, которое считается идеальным или более совершенным по сравнению с существующими реальными системами.
- Радикальные изменения – утопии часто предлагают радикальные изменения в организации общества, экономики, правовой системы, политических институтов. Эти предложения могут быть воплощены через новые политические стратегии.
- Общественная справедливость и равенство – в утопической идеологии заложено стремление к обеспечению социальной справедливости и равенства. Утопии могут представлять собой идею бесклассового общества, справедливого распределения ресурсов и равного доступа к возможностям.
- Социальная гармония и благополучие – утопии предполагают, что идеальное общество устранит или минимизирует проблемы, связанные с политикой, экономикой, экологией и другими аспектами жизни. Они часто стремятся к созданию мира без войн, конфликтов и эксплуатации человека человеком.
- Коллективизм и кооперация – политические утопии предполагают тесное и многоаспектное сотрудничество между членами общества, подчеркивают приоритет коллективных интересов перед индивидуальными и пропагандируют солидарность, кооперацию и коммунальные формы организации.
- Идеальное правление – утопии могут описывать различные формы правления, от диктатуры до демократии. Однако, независимо от формы правления, политическая система в утопии считается справедливой, эффективной и способной решать проблемы общества без коррупции и тирании.
- Хронологическая и пространственная замкнутость – утопии не имеют прошлого и будущего, пространство утопии ограждено от внешнего мира и культурно-экономического взаимодействия с другими образованиями неутопического содержания, обитатели этого пространства часто даже не подозревают, что где-то могут быть другая жизнь и другой уклад, отличные от тех, которые сформировались в утопии.
- Философские основы – политические утопии обычно имеют философскую основу, которая объясняет, почему такая система считается идеальной и как она может быть реализована. Эти основы могут строиться на различных политических идеологиях, религиозных убеждениях или гуманистических принципах.
- Нереалистичность – притом, что утопии выстроены на некой идейной или философской основе, они нереализуемы с практической точки зрения в силу множества причин. В частности, из-за сложности и противоречивости человеческой природы, различающихся интересов и ценностей, экономических и социокультурных ограничений.
- Влияние на общество – политические утопии оказывают влияние на общество и сознание людей, стимулируя обсуждение и критический анализ существующих систем и структур. Они могут вдохновлять людей на поиск путей улучшения общества и пересмотра устоявшихся политических и социальных норм.
Это основные признаки политической утопии. Зная эти признаки, мы теперь готовы рассмотреть конкретные примеры наиболее известных политических утопий.
Политическая утопия Платона «Государство»
Мы помним, что термин «утопия» вошел в повседневный оборот с легкой руки Томаса Мора, однако тема идеального общественного устройства волновала людей всегда, а первые трактаты на эту тему появились во времена Древней Греции.
«Государство» – одно из самых известных произведений Платона, появившееся ориентировочно в 360 году до нашей эры [Платон, 2016]. Оно написано в форме диалога, и именно в этом формате Платон описывает возможные виды государственного устройства:
- Аристократия и монархия как наилучшие из возможных вариантов государственного устройства.
- Тимократия как власть меньшинства, сумевшего ее захватить и ставящего свои интересы выше общественных.
- Олигархия как власть богатых людей, основанная на фактическом материальном превосходстве богатых над талантливыми и в принципе всеми остальными.
- Демократия как власть большинства и равноправие всех имущих мужчин, при котором не имеют значения их личные качества и способности.
- Тирания как власть, настроенная против аристократического меньшинства с молчаливого одобрения демократического большинства.
Как несложно догадаться, наиболее идеальными Платон считает такие формы устройства государства, как аристократия и монархия. В произведении описаны и другие нюансы идеального государственного устройства:
- Три части души и идеальное государство – Платон представляет теорию о том, что в каждом человеке есть три части души: разумная, воинственная и «желательная». Он связывает эти части с различными классами в обществе: правителями, воинами и производителями. Идеальное государство, по его мнению, должно быть построено так, чтобы каждый класс выполнял свою функцию и служил общему благу.
- Образ короля-философа – Платон считает, что наилучшим правителем государства должен быть философ – человек, обладающий мудростью, знанием и способный руководить обществом с учетом интересов всех его членов. Он верит, что истинная мудрость должна править, чтобы избежать коррупции и несправедливости, которые могут возникнуть, если правители стремятся только к власти и богатству.
- Теория идей – Платон утверждает, что мир чувственных вещей является отражением мира идей, в том числе идей справедливости. Эти идеи являются абсолютными идеальными формами, которые служат основой для нашего понимания реальности. Политический строй и общественные институты должны отражать эти идеи справедливости, добродетели и истины.
- Образование и ценности – Платон считает, что образование должно быть направлено на формирование будущих правителей с тем, чтобы они развивали свои способности и достигали мудрости. Важно формировать правильные ценности и у остальных категорий граждан, воспитывая их в духе справедливости, умеренности и мудрости.
- Общность имущества – Платон предлагает в своем идеальном государстве устранить частную собственность и исключить коррупцию, алчность и неравенство. Все члены общества должны жить вместе и вместе владеть материальными ресурсами.
Главной идеей «Государства» Платона является создание гармоничного и справедливого общества, которое строится на принципах истины, мудрости и праведности. Он использует образ идеального государства для того, чтобы критиковать существующие политические системы своего времени и предложить модель для достижения наилучшего политического устройства.
Политическое устройство «Утопии» Томаса Мора
Мы уже вкратце напомнили суть произведения Томаса Мора «Утопия», а сейчас давайте обсудим его подробнее. Это литературное произведение, в котором представлена вымышленная страна «Утопия». Как и «Государство» Платона, это произведение написано в форме диалога. Вот основные идеи произведения:
- Утопическое общество – основной идеей «Утопии» является описание идеального общества на вымышленном острове «Утопия». Это общество организовано таким образом, чтобы обеспечить справедливость, равенство и счастье для всех его жителей. В «Утопии» отсутствуют частная собственность и деньги, что предполагает отказ от многих форм неравенства и эксплуатации.
- Справедливость и равенство – в «Утопии» все жители равны перед законом, а богатство и власть распределены равномерно. Частная собственность не признается. Все ресурсы принадлежат обществу, и они распределяются населением справедливым образом. Мор предлагает, что чрезмерное владение имуществом и скопление богатства приводят к неравенству и социальным проблемам.
- Критика современного общества – Томас Мор использует «Утопию» как средство для критики современного ему общества и политической системы своего времени. Он обозначает проблемы существующих обществ, такие как коррупция, неравенство, эксплуатация и войны, и предлагает альтернативную модель общества, которая могла бы устранить эти проблемы.
- Образование и труд – в «Утопии» образование считается ценным ресурсом, благодаря которому люди обучаются различным навыкам и профессиям для того, чтобы потом трудиться на благо общества.
«Утопия» Томаса Мора является одним из самых значимых произведений в жанре политических утопий. Оно не только предлагает читателям новаторские идеи для общественного устройства, но и ставит под вопрос существующий порядок вещей, вызывая размышления о том, как можно сделать общество более справедливым и гармоничным. Можно даже сказать, что «Утопия» – политическое произведение.
Так что если вам когда-либо попадется в тесте вопрос «Назовите политический идеал автора »Утопии»», смело отвечайте: демократизм [Zaochnik, 2021]. Уточним, что это тест по дисциплине «История политических и правовых учений»:
Ввиду нереализуемости идеи не будем слишком углубляться в размышления, насколько это большое счастье для всех – жить, не имея ничего своего у всех на виду. Как минимум, о мотивации к достижениям можно забыть, потому что больший объем усилий в идеальном обществе не приводит к лучшему результату лично для себя и не дает возможности вырваться из этого порочного круга, когда работаешь-работаешь, а все остается, как есть.
Если каждый член общества и общество в целом никак не будут мотивированы к достижениям, придется забыть и о прогрессе. Насколько перспективным может быть общество без прогресса, думается, можно не объяснять. И, если внимательно изучить признаки утопии, становится ясно, что практически любая утопия не предполагает движения по пути прогресса и развития, потому что в таком обществе и так все идеально в текущий момент времени.
Кстати, именно этим, возможно, и объясняется хронологическая и пространственная замкнутость утопий. Любое будущее предполагает перемены и, соответственно, реакцию общества на них. Механизма реакции на перемены, восстановления баланса системы и возобновления идеального состояния авторы утопий не прописывают, и это касается не только Томаса Мора.
Томмазо Кампанелла и его политическая утопия «Город Солнца»
«Город Солнца» – это литературное произведение итальянского философа и доминиканского монаха Томмазо Кампанеллы, впервые опубликованное в 1602 году [Т. Кампанелла, 1602]. Как повелось для жанра политической утопии, «Город Солнца» написан в форме диалога.
В этом произведении Кампанелла представляет свои идеи об идеальном обществе и государстве:
- Коллективизм и общность – основополагающая идея «Города Солнца» заключается в том, что все ресурсы и имущество являются общим достоянием, и все жители живут и работают вместе для общего блага.
- Равенство и братство – Кампанелла стремится к равенству всех жителей перед законом и равному доступу к ресурсам. В утопии нет частной собственности, и все жители живут в духе братства и солидарности.
- Справедливое правление – Кампанелла предлагает уникальную форму правления для своего «Города Солнца». Он предполагает монархическую республику, где правителем является мудрый философ-король, именуемый на языке жителей «Солнце». Предполагается, что он руководит государством, светской и духовной жизнью, исходя из принципов справедливости и блага общества.
- Просвещение и образование – в утопическом обществе Кампанелла уделяет особое внимание образованию и просвещению. Образование считается высшей ценностью, и все жители «Города Солнца» обучаются различным наукам и искусствам.
- Идея общего блага – основной принцип устройства «Города Солнца» состоит в том, что каждый житель обязан служить интересам общества, а не своим личным интересам, и деятельность каждого направлена на достижение гармонии и счастья для всех.
Важно отметить, что «Город Солнца», как и прочие утопии, является вымышленным и не претендует на практическую реализацию в реальном мире. Он представляет собой утопическую картину общества, которая служит для выражения идеалов и критики существующего общественного порядка своего времени.
Политическая утопия Ивана Ефремова «Туманность Андромеды»
Политические утопии актуальны не только для эпохи Античности и сурового Средневековья. Каждая новая эпоха вызывает к жизни свои идеи и фантазии. Век 20-й подарил нам научно-фантастическую повесть «Туманность Андромеды», которую написал Иван Ефремов и которая является, по сути, политической утопией [И. Ефремов, 2009].
Повесть впервые была напечатана в 1957 году, и переиздается уже на протяжении многих десятилетий. Вот некоторые из основных идей произведения:
- Коллективизм и братство – в повести «Туманность Андромеды» общество организовано на принципах коллективизма и братства, когда люди работают вместе для достижения общих целей, и существует чувство солидарности и взаимопомощи между жителями.
- Отказ от насилия – в повести «Туманность Андромеды» люди отказываются от применения насилия в разрешении конфликтов. Они стремятся к мирному сосуществованию и поиску взаимопонимания между разными культурами и расами.
- Развитие науки и образования – автор уделяет особое внимание научному прогрессу и образованию. В его вымышленном мире наука ценится высоко, и люди стремятся к постоянному обучению и расширению своих знаний.
- Экологическая осознанность – Иван Ефремов подчеркивает важность экологической осознанности и бережного отношения к природе, поэтому герои его произведения стремятся сохранить экологическое равновесие и избегать разрушения природы.
- Утопия и реальность – важной идеей произведения является взаимосвязь между утопическим обществом, описанным в повести, и реальными вызовами и проблемами, с которыми сталкивается человечество. Ефремов представляет утопию как возможное будущее для человечества, но при этом отмечает, что для ее достижения нужно преодолеть свои недостатки и ошибки.
Главной идеей повести «Туманность Андромеды» является представление общества, которое учится жить в мире и гармонии с природой, применяя научные знания и принципы солидарности. Это произведение продолжает быть актуальным и вдохновляющим для многих читателей, а его идеалы привлекают внимание к проблемам современного мира и возможным путям их решения.
Итак, мы рассмотрели несколько примеров наиболее известных политических утопий. Независимо от их практической полезности они все имеют ценность как достойные образцы художественного творчества, источник пищи для размышлений и повод задуматься о том, что жизнь сама по себе слишком сложна для того, чтобы ее можно было «загнать» в некие идеальные рамки.
И еще одна ремарка. Когда речь заходит про утопию, практически всегда принято вспоминать про антиутопию. Что это такое?
Антиутопия – это литературный и философский жанр, который описывает вымышленные общества или государства, представленные как противоположность идеальным или утопическим образам. В отличие от утопий, которые описывают идеальные общества, антиутопии показывают темные, деструктивные и ужасные образы будущего, которые могут возникнуть, если будут осуществлены некоторые экстремальные идеи или политические режимы.
Почему антиутопии часто вспоминают тогда, когда речь заходит об утопиях? Антиутопии, как и утопии, часто используются для критики существующих общественных и политических проблем или идеологий, для предупреждения об опасностях и негативных последствиях, которые могут возникнуть при реализации некоторых крайних идей. В этом их, если можно так сказать, «функциональное сходство».
В качестве наиболее яркого примера антиутопии можно вспомнить роман Джорджа Оруэлла «1984», который описывает тоталитарное общество с контролируемыми правительством массами и ограниченными правами и свободами. Еще можно вспомнить роман «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, где общество подавляется массовой индоктринацией, конформизмом и потерей человеческого достоинства.
Отдельно стоит упомянуть роман «Властелин мух» Уильяма Голдинга. Он написан как бы «в пику» роману «Коралловый остров» Роберта Баллантайна, сюжет которого напоминает историю Робинзона Крузо, но в исполнении трех благовоспитанных подростков-англичан, попавших на необитаемый остров в результате кораблекрушения. Уильяму Голдингу сюжет показался слишком слащавым и нереалистичным, поэтому он предложил свою версию, как бы повели себя дети в такой ситуации.
Для этого нужна была определенная смелость, потому что роман «Коралловый остров» к тому времени уже набрал популярность и успел стать классикой. В итоге Уильяму Голдингу отказал 21 издатель, и лишь с 22-й попытки роман увидел свет, хотя и в изрядно отредактированном по просьбе издателя виде. Это наглядный пример того, как нужно идти к своей цели, невзирая на все препятствия. А собственно тема антиутопии заслуживает отдельного рассмотрения, так что сегодня мы в нее углубляться не будем.
Мы желаем вам смелости воплощать в жизнь самые фееричные идеи. Мы приглашаем вас на наши программы «Когнитивистика» и «Лучшие техники коммуникаций». И еще просим ответить на вопрос по теме статьи: