Как объяснить что-либо так, чтобы дети поняли? Как заставить школьника учиться? Как мотивировать подростка получать образование? Эти и подобные им вопросы регулярно посещают большинство учителей и родителей, трепетно относящихся к своим обязанностям по воспитанию подрастающего поколения.
Однако если забота родителей – это, прежде всего, собственно воспитание, учителям нужно донести до детей определенную сумму знаний, а в идеале еще и научить пользоваться этими знаниями на практике. Как «вклиниться» в сознание подрастающего поколения с какими-то там знаниями, когда вокруг столько всего интересного и отвлекающего неокрепшее внимание школьников?
Да и сами способы восприятия информации очень сильно изменились: бумажные книги и журналы вытесняются электронными, вместо ожидания нужного фильма по телевизору проще найти его на YouTube, живое общение все чаще заменяется мгновенным обменом сообщений через мессенджеры и соцсети. Конечно, у педагогов, чей профессионализм формировался в годы, когда про Интернет и слыхом не слыхивали, часто возникают затруднения, как донести до школьников нужную информацию так, чтобы они хотя бы приняли ее к сведению, не говоря уже о том, чтобы выучили и запомнили.
У вас не возникнет таких проблем, если вы пройдете нашу программу «Когнитивистика». А сегодня мы поговорим про педагогический учебный дизайн, задача которого как раз и состоит в том, чтобы сделать непонятное понятным, сложное – доступным, неинтересное – захватывающим, и в принципе как-то стимулировать тягу к знаниям у обучающихся. Начнем с небольшого исторического экскурса.
Что такое педагогический дизайн: немного истории
Существует несколько актуальных определений такого понятия, как «педагогический дизайн». Его можно понимать как системный подход к созданию различных обучающих технологий, нацеленных на повышение качества образования и максимально полное усвоение учебного материала.
Кроме того, педагогический дизайн – это целая наука, главной задачей которой является разработка эффективных методик обучения с использованием современных технологий. Есть для желающих освоить педагогический дизайн курсы, где учат, как набор знаний «упаковать» в удобоваримый для восприятия формат [iSpring, 2020].
Нужны эти знания и тем, кто заканчивает педагогический колледж или педагогический университет: дизайн педагогических программ – это то, чем приходится заниматься учителю каждый день. Особенно в последние пару лет с началом пандемии и массовым переходом на удаленное обучение.
Если раньше учебный процесс имел четкие и практически неизменные на протяжении десятилетий рамки учебного процесса, сейчас все поменялось. Привычную классно-урочную систему заменила «удаленка», а то и просто асинхронное обучение, при которой обучающийся занимается учебой тогда, когда у него дома есть электричество и Интернет.
Изначально нишу дистанционного образования освоили всевозможные курсы: рисования, видеомонтажа, кройки и шитья, игры на музыкальных инструментах и т.д. Разработчики курсов еще 5-7 лет тому назад увидели перспективу, сориентировались, «разбили» учебный материал на короткие блоки, сверстали видеоуроки по принципу «одна тема – один урок», причем зачастую не длиннее 10-15 минут, а для удобства еще и продублировали материал в pdf-формате с поясняющими схемами, диаграммами, картинками и списком дополнительной литературы. По сути, это и есть дизайн педагогических программ.
С началом пандемии и всеобщей «удаленки» нечто подобное пришлось делать и школьным учителям, когда стало ясно, что «говорящая голова» в Zoom не вполне тождественна живому объяснению урока в классе. Как минимум, пришлось задуматься над оформлением учебного материала с тем, чтобы донести его до учащихся в отсутствие привычного живого обучения.
Однако при всей кажущейся новизне таких подходов, основы педагогического дизайна были заложены еще в годы Второй мировой войны. Американский ученый Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990), известный своими разработками в военной области, занимался, в числе прочего, тем, что совершенствовал методику обучения солдат военному делу в условиях дефицита времени.
С результатами исследований и сделанными выводами можно ознакомиться в его многократно переизданной книге The Technology of Teaching [B. Skinner, 2003]. Там, в частности, изложены принципы педагогического дизайна, актуальные и сегодня:
- Принцип информативности.
- Принцип активной деятельности в процессе обучения.
- Принцип обратной связи.
- Принцип дозирования подаваемого материала.
Исходя из этих принципов, Беррус Фредерик Скиннер разработал пошаговую методику обучения:
- Определить, что конкретно должен знать или уметь обучаемый в результате обучения.
- Разбить эту сумму знаний или навыков на небольшие блоки или небольшие шаги по освоению от простого к сложному.
- Проследить, чтобы обучаемый осваивал последовательно каждый блок или каждый шаг, и закреплял полученный результат.
- Построить учебный процесс так, чтобы на каждом этапе обучаемый обязательно усваивал материал полностью и не имел пробелов в знаниях и навыках.
- Предусмотреть периодическое подкрепление усвоенного материала.
Свой вклад в развитие системы педагогического дизайна внес американский психолог Роберт Ганье (1916-2002). В годы Второй мировой войны он был задействован в системе профессионального отбора будущих курсантов-авиаторов.
В ходе дальнейшей работы Ганье сформулировал основные подходы к педагогическому процессу и обучению [R. Gagne, 1985]. Любая лекция должна включать в свою структуру девять «учебных событий», каждое из которых соответствует определенному когнитивному процессу:
- Привлечение внимания (прием).
- Информирование обучаемых, что и зачем планируется изучать (ожидание).
- Стимулирование припоминания ранее изученного материала (поиск).
- Представление стимула в формате аудио и визуальных средств (избирательное восприятие).
- Выбор метода донесения информации посредством примеров, метафор, аналогий (семантическое кодирование).
- Выявление производительности и того, как обучаемые усваивают материал (ответ).
- Предоставление обратной связи с тем, чтобы учащиеся могли понимать, что они усвоили, а что требует доработки (подкрепление).
- Оценка производительности посредством короткого теста или опроса (извлечение).
- Подведение итогов с целью лучшего запоминания и переноса в практическую плоскость (обобщение).
Кто-то, прочитав все вышеизложенное, быть может, удивится: при чем тут учебный или педагогический дизайн? Обучение всегда должно строиться именно таким образом, и это важно. Однако «строится» оно не само по себе, а с учетом актуальной ситуации и доступных средств обучения.
Технологии педагогического дизайна
Технологии не стоят на месте, и технологии педагогического дизайна не исключение. Это вовсе не значит, что новые достижения всегда полностью «обнуляют» предыдущие наработки методистов и авторов учебников. Скорее, обновляют и дополняют, а также адаптируют к новым платформам с учетом изменившихся способов получения информации.
Так, глобус и карта мира в кабинете географии – это элементы педагогического дизайна, направленного на освоение знаний о странах и континентах. Учебно-наглядные пособия в кабинете биологии, демонстрирующие скелет человека в полный рост и внутренние органы в натуральную величину, – это элементы педагогического дизайна, разработанного с целью наилучшего усвоения сведений по анатомии и физиологии человеческого организма.
В традиционном офлайн-режиме такой педагогический дизайн, кажущийся сегодня допотопным, был вполне достаточным. В удаленном режиме обучения представляется затруднительным выдать каждому школьнику по глобусу, скелету и набору пластмассовых внутренних органов. Поэтому современный педагогический дизайн учебных программ более ориентирован на использование цифровых технологий.
Нынешние ставшие привычным для нашего восприятия 3D-визуализации позволяют соблюсти принцип наглядности и сформировать достаточно релевантное представление о том, как устроен человек изнутри и снаружи. А Google-карты могут дать даже более детальное представление об изучаемой в рамках курса физической географии местности.
Значит ли это, что традиционные географические карты с минимальным количеством элементов больше не нужны? Нет, не значит, потому что избыточная детализация на начальном этапе изучения материала будет отвлекать внимание школьников и мешать сосредоточиться на главном. А как мы помним, принцип от простого к сложному является основополагающим в педагогическом дизайне и любом обучении как таковом.
В самом общем виде технология педагогического дизайна выглядит предельно просто: понять, что и с какой целью должны усвоить учащиеся, а затем найти подходящий формат для передачи требуемых знаний. Сложности начинаются, когда нужно конкретизировать технологию для конкретных задач и конкретной аудитории.
Условно говоря, чтобы научить первоклассников считать, нужны палочки для счета и цифры на доске, которые нужно будет сопоставлять с количеством палочек. Технологически все понятно, однако тут вступают в силу сложности другого плана. В частности, трудности с длительной концентрацией внимания у маленьких детей и необходимость куда-то девать их избыток энергии.
Поэтому дизайн учебной программы для первоклашек должен предусмотреть не только собственно передачу информации, но и паузы, когда дети смогут отдохнуть от сложностей освоения счета и в то же время не потерять нить обучения и не забыть то, что только что выучили.
В старших классах школьники обладают лучшей способностью к концентрации внимания и более мотивированы к получению знаний (пусть не все, но большинство). Однако и материал намного сложнее, чем в младших классах, и громоздкие формулы по физике и математике палочками для счета не проиллюстрируешь.
Тут дизайн учебной программы будет сложнее, начиная от обеспечения наглядности и заканчивая структурой объяснения материала. Исписанная мелом доска осталась, видимо, в прошлом, и не только в тех школах, где уже есть интерактивные доски.
Пандемия и «удаленка» заставили педагогов искать более гуманные и безвредные для зрения школьников методы передачи информации. Например, написать все формулы заранее и предложить следить за объяснением учителя в режиме онлайн-трансляции.
Уже сформировавшееся у молодого поколения «клиповое мышление» и привычка получать и воспринимать информацию через экран компьютера открывают практически безграничные возможности воздействия на их ум и настроение у всех, кто смог «оседлать» цифровые технологии.
Как же идет работа над дизайном педагогических программ в каждом конкретном случае? Для этого существует определенный алгоритм задач по технологии педагогического дизайна [П. Фирсова, 2020].
Алгоритм реализации технологии педагогического дизайна:
- Анализ запроса аудитории, ее компетенции и требуемых итогов обучения.
- Определение основных целей и задач каждого урока и всего курса в целом.
- Подготовка материала согласно целям и задачам курса.
- Выбор средств, способов и методов преподавания.
- Создание единого стиля и визуального оформления курса.
- Разработка содержания курса, практических заданий, проверочных тестов, системы оценки полученных знаний.
- Оформление всех составляющих курса (текст, картинки, аудио, видео).
- Загрузка курса на онлайн-платформу, используемую для обучения.
- Разработка форм обратной связи и оценки результативности.
- Создание возможностей для дальнейшего усовершенствования материала.
Так выглядит технология педагогического дизайна в самом общем виде, поэтому используемые термины тоже обобщены и в некотором смысле условны. Так, если речь идет об обучении счету малышей, тут вряд ли стоит слишком буквально понимать слова «запрос аудитории». Скорее, это необходимость, в которой нужно убедить малышей.
И даже студенты редко когда осознанны настолько, что заранее готовы воспринимать тот или другой учебный курс в контексте своей будущей профессии. Запрос у студентов обычно всего один: успешно сдать сессию, чтобы не вылететь из вуза, а в идеале еще и получить стипендию.
Говорить про «запрос аудитории» стоит, когда речь заходит об обучении взрослых людей каким-то конкретным знаниям и навыкам (видеомонтаж, интернет-маркетинг, тайм-менеджмент, методы психологической саморегуляции и т.д.) Однако независимо от того, на какую аудиторию будет рассчитан курс, всегда нужно предварительно оценить, чему именно нужно научить людей и насколько они готовы к освоению материала предлагаемого уровня.
Так или иначе, «Технология педагогического дизайна в разработке электронных учебных материалов» должна соответствовать следующим принципам: интерактивности, мультимедийнсоти, коммуникативности, комфортности, продуктивности [И. Исаев, А. Клепикова, 2009 ]. Проще говоря, использовать все доступные возможности для достижения максимального результата в безопасном для физического и психологического здоровья режиме.
Как реализовать технологии современного педагогического дизайна? Давайте посмотрим!
Модели педагогического дизайна
На сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных моделей педагогического дизайна: ADDIE, SAM, Backward Design, ALD, Dick and Carey Model [К. Денисова, 2020]. Расскажем вкратце о каждой из них.
Модель ADDIE
Название модели ADDIE складывается из первых букв слов, обозначающих основные этапы ее реализации. Давайте рассмотрим эти этапы:
- Analysis (анализ) – подготовительная стадия, на которой ставят цель, обрисовывают запросы аудитории и намечают предполагаемый инструментарий обучения, форматы контроля и параметры определения эффективности.
- Design (дизайн) – проектирование курса со всеми его элементами: план, программа, методички, наборы обучающих материалов, форматы их подачи.
- Development (разработка) – реализация проекта в виде конкретного продукта: видео и аудиоуроки, презентации, интерактивные опросы, практические задания.
- Implementation (внедрение) – перенос готового курса на учебную платформу, тестирование всех его элементов и апробация на практике.
- Evaluation (оценка) – всесторонняя оценка курса по параметрам доступности для понимания, эффективности, удобства, достижения целей, необходимости доработки.
ADDIE считается базовой и наиболее часто применяемой моделью педагогического дизайна. Однако для более узких задач используются и другие модели.
Модель SAM
Название модели SAM – это аббревиатура от Successive Approximation Model, что переводится как модель последовательной аппроксимации. В некотором смысле это противоположность ADDIE, потому что согласно модели SAM курс разрабатывается не линейно от начала до конца, а путем его постоянной доработки в соответствии с возникающими потребностями.
Уточним, что аппроксимация – упрощение сложного с целью более эффективного изучения. В контексте практики педагогического дизайна это означает анализ, проектирование, внедрение, но повторяемые многократно, пока курс дойдет до кондиции и «закроет» потребности любой аудитории, пришедшей с запросом на изучение предлагаемого материала. Таким образом, курс выпускают в работу по принципу минимальной готовности, а уже в процессе «обкатки» туда добавляют те или иные разделы, параграфы, сведения.
Схематически работу модели SAM можно представить следующим образом:
- Подготовка (Preparation) – сбор информации и формирование общей базы данных для всего курса.
- Цикличная разработка (Iterative Design) – подобие мозгового штурма, когда из собранных данных создают основу курса.
- Цикличное развитие (Iterative Development) – увеличение объема с добавлением новых данных, потребность в которых выявилась на этапе разработки.
- Карта действия (Action Mapping) – создание модели действий обучаемого в процессе получения знаний и навыков.
Модель SAM отлично подходит для проектирования краткосрочных курсов по дисциплинам, запрос на которые существует «здесь и сейчас», а минимальный набор применимых на практике и монетизируемых знаний востребован намного сильнее, чем некий «идеальный» глубоко проработанный курс, охватывающий все аспекты темы.
Модель ALD
Название ALD – это аббревиатура Agile Learning Design. В нашем случае Agile следует воспринимать не в классическом понимании, а как аббревиатуру от обозначений действий, наполняющих данную модель:
- Align (нацелиться) – определить цели и потребности, оценить необходимые и доступные ресурсы.
- Get set (приготовиться) – проанализировать аудиторию, определить круг задач, продумать технологический процесс.
- Iterate and implement (повторять и реализовать) – переработка и внедрение материала.
- Leverage (усилить) – оптимизировать ресурсы и инструменты.
- Evaluate (оценить) – дать оценку проделанной работе и достигнутым результатам.
Как видим, тут много сходного с уже рассмотренными моделями, и это вполне логично, потому что абсолютно все модели педагогического дизайна подчинены единой цели – повышению качества образования и максимально полному усвоению учебного материала. Однако есть и модели, несколько выбивающиеся из общей канвы своим подходом.
Backward Design
Backward Design или модель обратного дизайна подразумевает моделирование учебного курса не с начала, а… с конца. Другими словами, нужно предварительно определиться, к каким результатам должен прийти обучаемый по итогам обучения, по каким критериям будет ясно, что результат достигнут, и только потом переходить к разработке курса. Данная модель отлично подходит, если нужно научить чему-то несложному и исключительно прикладному.
Dick and Carey Model
Модель Дика и Кэри, она же модель системного подхода, основывается на тесной взаимосвязи между учебным материалом, методикой обучения и знаниями, которыми уже обладают обучаемые. Тут предусмотрены следующие этапы реализации:
- Определить цели курса, какие знания и навыки должны получить обучаемые.
- Провести педагогический анализ, понять, какими знаниями и навыками уже владеют обучаемые.
- Провести анализ целевой аудитории и контекста, чтобы выяснить личные образовательные предпочтения обучаемых.
- Установить критерии эффективности обучения.
- Разработать оценочные средства.
- Разработать стратегию обучения.
- Подобрать и/или создать учебные материалы.
- «Упаковать» учебные материалы в формат курса.
- Сделать предварительную оценку и доработать курс.
- Спроектировать окончательную версию курса.
Тут, как видим, тоже много общего с ранее рассмотренными моделями педагогического дизайна. В целом, модель системного подхода отличается разве что большей степенью детализации процесса относительно всех остальных моделей.
И, наконец, очень важный практический «дизайнерский» вопрос: как визуализировать так, чтобы материал воспринимался учащимися максимально адекватно и запоминался наилучшим образом? В принципе, графическую обработку лучше поручить профессионалам, владеющим специальными программами и имеющим богатый опыт визуализации материалов. Профессиональный подход к разработке визуальной части поднимет ваш курс на уровень выше.
Однако бывают случаи, когда нужно, во-первых, быстро, во-вторых, «еще вчера», в-третьих, специфика материала не позволяет объяснить «на пальцах», что именно вы хотели бы изобразить для иллюстрации той или иной темы. А коль скоро вам все равно придется взять в руки карандаш или же сесть за Photoshop, вам стоит изучить основные принципы визуализации.
Основные принципы визуализации учебных материалов
Всем, кто берется «прорисовать» визуальную часть курса самостоятельно, мы рекомендуем для начала почитать статью «Визуализируйте правильно: зачем учителям навык педагогического дизайна» [Й. Вайнштейн-Грос, 2021]. Здесь мы вкратце изложим основные принципы, соблюдение которых позволит сделать восприятие материала максимально комфортным и эффективным.
Топ-7 правил визуализации:
- F-паттерн – помнить, что взгляд человека движется по траектории, близкой к очертаниям буквы F, когда полностью прочитывается только первая строчка, примерно до середины вторая и далее взгляд скользит, пока не «зацепится» за что-то привлекшее внимание.
- Пространство и минимализм – чем меньше элементов на листе, тем больше внимания уделяется каждому элементу, и наоборот.
- Правило третей – человек подсознательно делит картинку на три части по горизонтали и вертикали и фокусируется на пересечениях «разделяющих» линий.
- Эффект гештальта или эффект завершенности – картинка должна восприниматься как логически завершенная, а ее элементы не должны выбиваться из общей логики изображения.
- Эффект близости – рядом расположенные элементы воспринимаются как взаимосвязанные.
- Эффект сходства – элементы со сходными характеристиками (цвет, форма) воспринимаются как связанные между собой.
- Мультистабильность – сформировавшиеся шаблоны восприятия накладывают отпечаток на дальнейшую интерпретацию изображения.
Итак, мы с вами разобрались с понятием педагогического дизайна, многое узнали про технологии и модели педагогического дизайна. Это обязательное знание для всех, кто получает педагогическое образование: дизайн в образовании обретает все большее значение.
Особенно с учетом того, как сегодня изменились способы восприятия информации, насколько плотно вошел в нашу жизнь Интернет, видео и аудио, дистанционная работа и учеба, насколько мощный «информационный шум» окружает каждого из нас от мала до велика каждый день.
Мы желаем вам справиться со всеми вызовами, которые подбрасывает быстро меняющаяся жизнь. Ждем вас на нашей программе «Когнитивистика» и предлагаем вам ответить на вопрос по теме статьи: