«Педагогическая поэма», написанная великим российским педагогом 20 столетия Антоном Макаренко, известна далеко за пределами России. Даже те, кто ее никогда не читал, в курсе, что речь идет о колонии малолетних правонарушителей, которую организовал «с нуля» Антон Макаренко, и где ему удалось добиться впечатляющих успехов на поприще воспитания подрастающего поколения. Книга выдержала множество переизданий и популярна по сей день [А. Макаренко, 2017]. Почему? Давайте найдем ответ на это вопрос вместе!
Опыт Макаренко в России и за рубежом
Ремарка насчет педагога 20 столетия – это не просто дань уважения педагогическому таланту соотечественника. ЮНЕСКО высоко оценила достижения Макаренко и включила его в топ педагогов, определивших педагогическое мышление 20 века, а на заседаниях ЮНЕСКО обсуждаются нюансы его педагогической концепции [G. Filonov, 1994].
Его концепция интересна и в сугубо научных кругах Запада. Об этом наглядно свидетельствует труд немецких ученых «Второе рождение А. С. Макаренко (Опыт реконструкции процесса канонизации его как педагога в 1939-1941 годах)» [G. Hillig, М. Krüger-Potratz, 1988]. И это не удивительно.
Коммуникации, которые ему удалось выстроить с непростым контингентом несовершеннолетних преступников, стали классикой педагогического жанра. Причем в 20-е годы прошлого столетия, когда происходили события, описанные в «Педагогической поэме», не было специализированных курсов, и много чему приходилось учиться на ходу, методом проб и ошибок. Нынешнему поколению уже не обязательно набивать собственные шишки в больших количествах, можно просто для начала пройти курс «Лучшие техники коммуникации» и получить базовые знания.
Кто-то пожелает возразить, что ситуация, в которой действовал Макаренко, была уникальна, и вряд ли его опыт можно считать универсальным. Разумеется, никакой, даже самый гениальный опыт нельзя применить один к одному спустя 100 лет. Уточним, что именно 100 лет тому назад, в сентябре 1920 года был дан старт событиям, описанным в «Педагогической поэме». Однако многое из описанного в книге актуально по сей день.
Не зря российский педагог-новатор Василий Сухомлинский сказал, что (цитируем): «Макаренко – это будущее нашей школы». Уже которое поколение педагогов в обязательном порядке читает эту книгу и находит в ней нечто полезное лично для себя, хотя сегодняшняя школа бесконечно далека от тех условий, в которых трудился Макаренко».
Более того, почитать эту книгу стоит всем, кто мечтает поступить в МВА и получить образование в сфере менеджмента. И всем, кто задумывается о стартапе или уже столкнулся с серьезными трудностями в бизнесе и полагает, что эти трудности чем-то особенны и уникальны. Вот ссылка на книгу «Педагогическая поэма» онлайн. Итак, чем же полезна «Педагогическая поэма» нынешним «акулам бизнеса» и почему ее стоит читать начинающим стартаперам?
«Педагогическая поэма»: книга бизнеса, учебник менеджмента
Первое и главное: «Педагогическая поэма» по качеству и глубине проработки управленческого материала тянет на полноценный курс Specialised MBA. Для тех, кто не знает, что это, уточним, что на Specialised MBA идут желающие получить менеджерскую квалификацию в какой-либо конкретной сфере. Например, научиться управлять производством, персоналом, руководить финансовым или банковским учреждением, частным университетом или клиникой.
Макаренко подробно расписал каждый свой шаг на пути руководителя колонии, начиная с создания материально-технической базы при минимальных первоначальных инвестициях и формирования педагогического коллектива. 864 страницы печатного текста поэмы – это почти тот же объем информации, который нужно усвоить на курсе Specialised MBA.
Чтобы понять, насколько шатким было материальное положение новосозданного учреждения, достаточно изучить Опросный лист Полтавской трудовой колонии им. М. Горького, особенно пункты 8-10, отображающие положение дел с питанием, одеждой и обувью воспитанников [А. Макаренко, 1922]. Другими словами, бюджетный статус колонии не освобождал ее руководство от необходимости самостоятельно решать материальные проблемы и искать ресурсы для развития.
Для справки: с 1922 года колония была принята на бюджетное финансирование как экспериментальное учреждение Наркомпроса УССР. На начальном этапе, в 1920-1921 годах колония и вовсе выживала самостоятельно, довольствуясь периодической помощью различных организаций и властных структур. В большей степени приходилось рассчитывать на собственные силы.
Ясно, что в 21 столетии вряд ли кто-то из предпринимателей в сфере образования попадет в такие жесткие условия. Но, смеем заверить, общение с чиновниками будет столь же утомительным и настолько же часто безрезультатным в деле достижения компромисса.
Так, Макаренко приходилось отстаивать право на достойную оплату труда персонала и убеждать чиновников, что зарплата воспитателя колонии не должна быть ниже, чем зарплата учителя в школе. Примеры конкретной аргументации можно найти в письме Макаренко к начальнику губернского отдела социального воспитания [А. Макаренко, 1923]. Тогдашний Губсоцвос – это некий симбиоз теперешнего Департамента образования и комиссии по делам несовершеннолетних.
Добавьте к этому, что воровство всего, что плохо лежит, не прекратится никогда, а сопротивление подчиненных всему новому и любым изменениям всегда жесткое и тяжело преодолимое, и вы получите полный список проблем современного менеджера, вполне совпадающий с перечнем проблем руководителя 20-х годов прошлого столетия.
Точно так показательны шаги Макаренко по поиску дополнительных ресурсов для выживания его детища. Понятно, что на сегодняшний день осталось меньше бесхозного имущества и земель, чем их было после Октябрьской революции и массового бегства собственников за рубеж. Но найти все равно можно, и «Педагогическая поэма», содержание каждой ее части и строчки – это о том, что всегда нужно искать ресурсы для достижения своих целей и никогда не сдаваться.
В целом, вся поэма основана на тех же принципах, что и обучение в МВА. В первую очередь, на базовом принципе МВА case study – обучение на практических примерах. Точно так, как при обучении в МВА за основу берутся конкретные кейсы из реальной бизнес-практики, так и в «Педагогической поэме» описан исключительно практический кейс.
Это кейс создания «с нуля» образовательного учреждения (фактически стартап) и всех этапов формирования учебной базы, педагогического и ученического коллектива, поиска форматов достижения цели – организация образовательного и воспитательного процесса и его совмещение с обеспечением жизнедеятельности колонии. Вот на этих двух аспектах – формирование команды и развитие стартапа – стоит остановиться подробнее.
Team building по Макаренко: «Педагогическая поэма» в помощь!
Из важного для бизнеса стоит отметить подробное описание в поэме стадий построения коллектива (считайте, команд), которое полностью совмещается с новомодными социально-психологическими понятиями. Ценностно-нормативная направленность, организованность, сплоченность – этими терминами сплошь и рядом пестрят программы всевозможных тренингов. Между тем, полезность этих находок была отмечена еще 20 лет назад в кандидатской диссертации на тему «Философско-этические аспекты теории коллектива А.С. Макаренко» [А. Кораблева, 2000].
Так, для успеха мероприятия мало сформировать административный и педагогический костяк (считайте, менеджмент) учреждения. Важно привлечь на свою сторону лидеров мнений из числа учеников (считайте, рядового персонала). Для тех, кому довелось «Педагогическую поэму» читать или, хотя бы, смотреть фильм, сравнение учеников с рядовыми работниками вполне понятно. Для тех, кто не читал и не смотрел, уточним, что воспитанники колонии наравне со взрослыми принимали участие в хозяйственных работах: заготовке дров, ремонте помещений и прочем.
Тут велик соблазн сделать неверные выводы из педагогической практики Макаренко. Как известно, в целях наведения элементарного порядка ему пришлось поколотить самого наглого воспитанника. Дело тут не в том, что для наведения порядка нужно применять физическую силу. Дело в том, что руководитель должен понимать систему ценностей своих подопечных, и действовать в соответствии с ней. Если подведомственный контингент уважает исключительно силу, придется демонстрировать силу. Если подопечные стремятся к карьерному росту, придется находить для них эти возможности, и только тогда можно будет выставить им какие-то свои условия.
Верно и обратное: не стоит пытаться стимулировать подчиненных чуждой им системой ценностей. Вряд ли руководитель вдохновит умерено пьющих каменщиков на стройке идеей учебы в МВА. И вряд ли интеллигентные юноши и девушки захотят иметь дело с руководителем, демонстрирующим исключительно авторитарный стиль руководства.
Весьма интересен психологический анализ воспитательной системы Макаренко, сделанный уже в конце 20 века [А. Носаль, 1999]. Через всю «Педагогическую поэму» красной нитью проходит мысль, что у человека главная роль в выборе принадлежит эмоциям, которые испытывает человек по отношению к тому или иному сценарию своего психологического будущего. Соответственно, основным мотивом того или иного выбора являются положительные эмоции человека по отношению к данной перспективе.
По Макаренко, мощным стимулом для действий является эмоция «завтрашней радости», представляющая собой эмоцию радостного ожидания и предвкушения, а избыточная удаленность во времени желаемого события увеличивает напряжение ожидания и делает действия человека менее активными.
Все эти постулаты полностью сопрягаются с современными рекомендациями по командообразованию и мотивации сотрудников – как для улучшения личной эффективности, так и для эффективной работы в команде. Если выигрыш очевиден и достижим во времени, мотивация будет больше. Если выигрыш ничтожно мал, но требует больших усилий, эффективной работы не будет.
Равно не будет и должной мотивации и слаженной командной работы, если вознаграждение выглядит абстрактным, тяжело достижимым и слишком отодвинутым во времени. Одно дело, когда сотрудников ждет премия за месяц при выполнении отделом плана продаж, и другое, если им советуют работать хорошо, чтобы в следующем году зарабатывать больше.
С учетом преступного бэкграунда большинства воспитанников колонии, достижения Макаренко в тимбилдинге и эффективности командной работы выглядят более чем весомыми. Как писал Макаренко в письме к писателю Максиму Горькому, чье имя носила колония, хозяйство находится в руках колонистов, они заведуют кладовыми, амбарами, вообще всеми ключами. В итоге удалось добиться дисциплины, не основанной на угнетении, что заставляет думать о совершенно новой форме трудовой организации, которая может понадобиться и взрослым [А. Макаренко, 1925].
К слову, с идеей применимости концепции Макаренко для взрослых коллективов согласны многие западные исследователи, причем они считают, что концепция Макаренко пригодна для западного демократического общества. В частности, эта мысль прослеживается в научной работе Kollektiv und Einzelner [Т. Glantz, 1969]. Для советского периода с избыточной политизацией любых концепций и исследований это был практически высший уровень признания за рубежом.
Таким образом, бизнесменам и стартаперам стоит внимательно изучить опыт Макаренко вообще и «Педагогическую поэму» в частности в контексте опыта командообразования. И обязательно избавиться от шаблонов восприятия и привычки понимать любую информацию, как руководство к действию точь-в-точь. Впрочем, для успешного стартапа, в принципе, стоит избавиться от шаблонного мышления. Как и обещали, поговорим подробнее, чем Макаренко, «Педагогическая поэма» и содержащиеся в ней идеи полезны стартаперам.
«Педагогическая поэма» как пособие для стартапа
Первое и главное: идеального времени и идеальных условий для начала нового дела не существует. Если вы искренне полагаете, что государство должно создать условия для бизнеса, вам не нужно заниматься бизнесом. Если вы считаете, что у кого-то есть идеальные условия для воспитания детей, вам лучше держаться подальше от педагогики. Если вам постоянно чего-то не хватает для того, чтобы «начать делать», стартап – это не ваше.
В 1920 году, когда Макаренко стартовал со своим проектом колонии, менее подходящие условия было бы просто тяжело придумать. Копеечный первоначальный капитал, отсутствие регулярного финансирования, отсутствие жилых помещений и адаптационных программ для беспризорников, разруха и преступность как норма жизни общества, гражданская война, которая закончится лишь через 2 года. Но Макаренко не считал неопределенность поводом ничего не делать, и эта мысль сохраняет ценность и для сегодняшнего бизнеса тоже.
Это вовсе не значит, что не нужно все продумывать и просчитывать. Разумеется, нужно! Собственно, именно это понимание конечной цели и того результата, к которому нужно прийти, дало Антону Макаренко представление, что для этого нужно, и направление поиска того, чего не хватает.
Смотрим дальше. Ныне каждая вторая статья, посвященная стартапам и советам «как начать», содержит рекомендацию протестировать идею. В сущности, Макаренко, в лучших традициях стартапа, сначала протестировал будущую модель колонии на небольшом количестве подопечных. Первая партия воспитанников состояла всего из 6 человек, что позволило наработать и опробовать разные варианты коммуникаций и выбрать оптимальный. Сейчас этому можно научиться, например, на нашем курсе «Лучшие техники коммуникации», а 100 лет назад людям, взявшимся за любое новое дело, приходилось до всего доходить своим умом.
Именно в таких условиях оказался Антон Макаренко, имевший профильное педагогическое образование и изучивший опыт педагогов России и Европы. В частности, труды педагога из Швейцарии Иоганна Песталоцци, педагога и психолога Павла Блонского, многих других. И пришел к предсказуемому выводу, что в итоге нет «ни метода, ни инструмента, ни логики» как действовать конкретно в его ситуации [А. Макаренко, 2017]. Предсказуемому потому, что любой самый гениальный труд – это в некоторой степени обобщение, а не пошаговый алгоритм или инструкция к действию. Так что даже с нынешним уровнем развития знаний и доступности информации никто не даст точный рецепт, что и как делать конкретно в вашем случае.
Настойчивость и умение убеждать – еще два важных момента для стартапа. Только так можно раздобыть инвестиции. Большинство стартапов начинают с ограниченными финансовыми ресурсами, равно как и описанный в «Педагогической поэме» проект.
Заметим, что совет обращаться за помощью и в органы власти, и к руководителям производственных предприятий по-прежнему актуален. Возможно, ваша компания сможет выиграть государственный тендер, особенно, если правильно проведет предварительные переговоры. А это уже гарантированное финансирование из бюджета, что всегда неплохо. Возможно, у того руководителя, к которому вы обратитесь за инвестициями, есть еще какой-нибудь бизнес, и вы получите если не инвестиции, то хотя бы свой первый оплаченный заказ.
И, наконец, стоит затронуть такой момент: если часть стартаперов готова броситься в «омут с головой», не просчитав даже приблизительные риски и потребности в финансах, другая часть постоянно откладывает начало нового дела. Помимо ожидания неких «идеальных условий» и «идеального времени» для начала нового дела, о которых мы говорили ранее, есть еще одна напасть: страх собственной некомпетентности. Причем он преследует вовсе не каких-то двоечников и недоучек, как можно было бы подумать.
Чаще такому страху подвержены люди, имеющие профильное образование, достаточно хорошо начитанные и готовые учиться постоянно. Им стоит прочитать не только «Педагогическую поэму», но и приложение к заявлению Макаренко с просьбой о зачислении в Центральный Институт организаторов народного просвещения. Приложение под названием «Вместо коллоквиума» в те годы являлось возможной альтернативой для тех, кто был не готов сдавать вступительные экзамены.
Так вот, Макаренко, уже 2 года руководивший колонией, не постеснялся признаться, что слабо помнит курс физики и математики, не слишком силен в химии и анатомии, и весьма фрагментарно знаком с философией [А. Макаренко, 1922]. Это не помешало зачислению в вуз, который, впрочем, Макаренко оставил спустя полтора месяца, потому что было необходимо вернуться к работе в колонии. Поэтому не стоит бояться отсутствия знаний, не имеющих непосредственного отношения к стартапу. И тем более не стоит бояться учиться дальше, если вы ощутите в этом необходимость.
Теперь подытожим, чему учит бизнесменов и стартаперов «Педагогическая поэма» (кратко):
- Нет и никогда не будет идеальных условий для бизнеса и любого нового дела.
- Нужно понимать, чего вы хотите, какова ваша цель.
- Неопределенность не должна быть препятствием для действия.
- Общение с чиновниками является неизбежным злом, хотя толку от них мало.
- Контактировать с чиновниками нужно, потому что изредка от этого бывает толк.
- Воровство было, есть и будет, поэтому смиритесь, и ищите аргументы, если воруют свои.
- Веским аргументом может быть лишь тот, который сопрягается с системой ценностей человека.
- Эмоция «завтрашней радости» и сценарий психологического будущего являются определяющими для выбора человека.
- Новую идею всегда нужно тестировать на малых объемах, партиях, количествах.
- Вы не можете знать всё, и никто другой не может точно знать, как будет правильно лично для вас.
Как видите, из книги и взглядов Макаренко можно вынести много полезного. Сам по себе факт, что по сей день организуются семинары, посвященные системе Макаренко, говорит о жизнеспособности многих его идей, даже если на самом семинаре пришли к несколько иным выводам [Э. Зарединова, К. Агафонова, 2019]. Иные выводы тоже вполне закономерны. Как мы разобрались ранее, ни один опыт 100-летней давности нельзя применить один к одному уже потому, что за 100 лет в мире меняется слишком многое.
И, пожалуй, стоит сказать еще об одном уроке Макаренко для сегодняшних «акул бизнеса». Записывайте свои идеи, планы, шаги, действия и новые идеи, которые приходят в результате ваших шагов и действий. Так больше шансов, что это, в конце концов, сложится в стройную систему вашего бизнеса. Как знать, не возьми Антон Макаренко на себя труд обобщить 8 лет работы в колонии, быть может, его концепция не была бы столь известна и не вызвала бы такого резонанса. Макаренко писал «Педагогическую поэму» 10 лет. Если вы разделите 864 страницы текста на 10 лет, увидите, что вы на такое тоже наверняка способны.
К слову, литературно-художественная сторона этого, в общем-то, прикладного труда тоже была высоко оценена профессиональными литераторами. Это видно по научному труду «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко в литературном процессе 1930-х годов» [А. Силаев, 2009]. Столь же лестные оценки профессионализму автора можно встретить в диссертационном исследовании «Проблематика и поэтика «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко» [О. Синиченко, 2006].
Так что пишите, и, как знать, быть может, именно по вашей книге потом снимут фильм, как сняли киноленту по книге Макаренко. К слову, вот ссылка: «Педагогическая поэма» (фильм). Киноработа режиссеров Алексея Маслюкова и Мечиславы Маевской вышла на экраны в 1955 году, а главную роль сыграл актер Владимир Емельянов.
Мы желаем, чтобы каждая прочитанная книга была вам полезна. Мы желаем, чтобы вы были успешны в бизнесе и не стеснялись пробовать перо в литературном творчестве!