5 уровней лидерства описал в своей книге Джон Максвелл. Это настоящее пособие по тому, как вырасти из посредственного начальника в лидера, которым вдохновляются и восхищаются. На каком уровне находитесь вы? Знаете, как перейти на следующий? Наша статья поможет вам в этом разобраться.
Лидер первого уровня. Положение
Первый уровень – это лишь формальное лидерство в силу должности и полномочий. Талант, опыт, работоспособность – здесь это не играет никакой роли.
Если формальный лидер не планирует развиваться и переходить на следующие уровни, он переносит этот формализм и на взаимоотношения со своими подопечными.
У него существует чёткое разграничение между его работниками и им самим: я – босс, они – мои подчинённые. Лидер первого уровня не пытается сблизиться со своими работниками (трудно сказать «своей командой»). Место личного человеческого общения занимают трудовой кодекс, график работы и прочие чисто формальные вещи.
Сотрудники делают то, что должны. Не меньше, но и не больше. В таком коллективе у них вряд ли появится энтузиазм и инициатива. Работники станут относиться к своей деятельности так же формально и бездушно.
Зачастую лидеры первого уровня злоупотребляют своими полномочиями: «Я ваш начальник. Делайте то, что я говорю». Конечно, такой человек не вызывает симпатии у сотрудников.
Давайте обобщим характеристики лидера первого уровня:
- Он не ценит людей.
- Не готов к изменениям, не любит их.
- Склонен к микроменеджменту.
- Там, где он работает, постоянная текучка кадров.
Для перехода на следующий уровень ему необходимо:
- Сказать «спасибо» тем, кто сделал его лидером.
- Начать думать о себе не как о начальнике, а как о лидере – том, кто будет вести людей за собой.
- Начать развиваться и становиться лучше изо дня в день.
- Начать общаться со своими коллегами не только на темы, касающиеся работы.
- Научиться признавать, что он чего-то не знает. Это нормально.
- Определить роль, которую он играет в компании. Что он – лидер может сделать для неё?
Лидер второго уровня. Отношения
Лидер второго уровня воспринимает своих сотрудников не как бездушных роботов, выполняющих рабочий план, а как людей. Таких же, как он сам, с проблемами и слабостями, с индивидуальными особенностями и личными достоинствами.
Лидер второго уровня укрепляет межличностные связи в коллективе, за счёт чего его работники более мотивированы и доброжелательны. Тёплая, дружеская и доверительная атмосфера в коллективе приводит к повышению эффективности.
Характерные черты лидера второго уровня:
- Доверяет людям.
- Энергичен.
- Ценит каждого работника как личность.
- Активно общается со всеми сотрудниками.
- Стремится создать благоприятную атмосферу в коллективе.
Но есть и минусы: часто таким лидерам садятся на шею или вообще не воспринимают всерьёз, считают мягкотелыми. Лидерство второго уровня трудно даётся интровертам.
Для перехода на следующий уровень необходимо:
- Начать жить в ладу с самим собой.
- Хвалить членов своей команды хотя бы раз в неделю.
- Научиться получать удовольствие от работы.
- Находить время для общения с коллективом.
- Научиться быть вдохновителем остальных сотрудников.
Лидер третьего уровня. Продуктивность
Второй уровень – это только начало пути. Благоприятной атмосферы недостаточно.
Лидер третьего уровня всегда участвует в рабочем процессе. Он профессионал. Он инициатор. Он тот, кто решает самые сложные проблемы. Он ведёт за собой и показывает пример.
Характерные черты лидеров третьего уровня:
- Они продуктивны и вдохновляют на продуктивность других.
- Они не делегируют каждую проблему. Они и сами умеют их решать.
- Они создают крепкие и сплочённые команды.
Но и это не предел. Для следующего уровня им необходимо:
- Научиться понимать, в чём силён каждый конкретный сотрудник.
- Обсуждать с командой миссию компании.
- Создавать ситуации успеха.
- Анализировать работу команды, хвалить, строить планы.
- Не забывать о втором уровне: продуктивность важна, но люди важнее.
Лидер четвёртого уровня. Развитие
Лидер четвёртого уровня меняет жизнь своих сотрудников. На четвёртом уровне лидер занимается не только работой, но и развитием своих подопечных. Лидер четвёртого уровня воспитывает новых лидеров в своём коллективе.
Характерные черты:
- Концентрируется на росте и развитии сотрудников.
- Не страдает перфекционизмом.
- Не стремится быть единственным лидером.
- Помогает стать лидерами другим работникам.
- Процесс ценит выше результата.
Лидер пятого уровня. Вершина
Этот уровень не для всех. Лидеры пятого уровня выходят за рамки своей должности, компании или даже отрасли. Здесь лучше всего будет процитировать самого Максвелла:
«Цель лидера пятого уровня – не просто выполнить работу или сделать так, чтобы люди шли за ним, а вырастить новых лидеров, которые будут вдохновлять и вести за собой людей. Лидерство пятого уровня – это не работа, а дело всей жизни».
Советы для лидеров пятого уровня:
- Будьте примером.
- Создайте круг людей, которые будут поддерживать друг друга и мотивировать на развитие.
- Помогайте потенциальным лидерам пятого уровня.
- Оставьте на вершине место для других лидеров пятого уровня.
На наш взгляд, каждый руководитель и вообще каждый человек, желающий вести за собой людей, должен стремиться к лидерству пятого уровня. Конечно, это требует серьезной работы и времени, но результат того стоит. А о том, что конкретно нужно делать, чтобы стать классным лидером, вы узнаете из нашего курса «Лидерство: уроки эффективного руководителя».
Желаем вам успехов!