Вы мечтаете стать режиссером, создать шедевр и представить его на фестивале кино. Однако денег мало, а знаний еще меньше. Не беда! Рассказываем, кто и что понадобится, чтобы снять короткометражку. Лучшие техники коммуникации и самообразования, краткий обзор технических средств и советы от ведущих мировых кинематографистов прилагаются.
Какой длительности должен быть фильм?
Короткометражный фильм – понятие неоднозначное. Его определение варьируется от страны к стране и даже между учреждениями. В Европе за короткометражку считают фильм продолжительностью менее 60 минут. В США Академия кинематографических искусств и наук (AMPAS) считает, что короткометражный фильм длится 40 минут или меньше.
Хотя в последние годы для обозначения лент продолжительностью более получаса все чаще используют термин «фильм средней продолжительности».
Короткометражные фильмы бывают:
- повествовательные;
- экспериментальные;
- живые;
- анимационные;
- документальные;
- снятые для средств массовой информации.
Если ваша мечта – поехать со своим детищем на крупный международный фестиваль и снискать признание, то имейте в виду, что получасовые ленты редко берут на такие мероприятия.
Больше подойдет материал продолжительностью от 12 до 15 минут.
Но самый проходной вариант – записать хороший фильм продолжительностью всего одну минуту. Есть большая вероятность, что его примут везде, потому что свободная минутка на фестивалях уж точно найдется, подчеркивает кинопродюсер Ким Адельман [Tai Arts, 2022].
В этом отношении некоторые режиссеры утверждают, что чем короче фильм, тем лучше.
Для создания короткометражного фильма с ограниченным бюджетом понадобятся страсть и творческий подход. Потому что без внутренней мотивации сложно придумать оригинальную идею. Поэтому, если ваша долгосрочная цель – стать режиссером, берите телефон, камеру и идите снимать хотя бы минутный ролик. Это самый эффективный способ попасть в профессию, чем просто сидеть дома и мечтать.
Ключи
Многих интересует, сколько стоит снять короткометражный фильм. Обзор крупнейших западных онлайн-ресурсов по кинематографии доказывает, что существует обширная ниша лент с бюджетом в 0 (евро, долларов, рублей, песо).
За ней следует порог в тысячу евро/долларов. Это приемлемая сумма, основная часть которой пойдет на закупку технических устройств.
Далее идет порог в 3000 евро/долларов. На этом уровне уже можно рассчитывать на формирование штата, регистрацию бренда, наем специалистов вместо помощи друзей и семьи.
Но правда в том, что сколько бы денег у вас ни было, креативность, как и любовь, купить нельзя.
Поэтому начнем с самого главного бесплатного пункта, который вам понадобится.
Идея
Идея сценария – центральная ось повествования. И, по мнению американского сценариста Роберта Макки, ее нужно выразить в одном предложении, описывающем, как и почему история меняется от одной ситуации к другой.
Ключевым моментом является появление главного героя и конфликта или препятствия, которое не позволяет герою достичь своей цели. Другие элементы, такие как место или антагонисты, помогают контекстуализировать историю.
Обычно люди идут снимать короткометражный фильм уже после того, как в их мозгу родится идея, которая лишит их сна и будет проситься как на бумагу, так и на широкий экран.
А как быть, если такой идеи нет? Пора искать ее в:
- песнях;
- книгах;
- новостях;
- подкастах;
- музеях.
Как только у вас появятся идеи для короткометражного фильма, наступит следующий шаг – написание сценария.
Сценарий
Чтобы что-то можно было считать историей, оно должно включать в себя такие подходы и связи, как:
- «Но».
- «Кроме этого».
- «А после этого».
Вводя эти элементы, мы указываем на наличие препятствия, которое приводит к возникновению конфликта.
Эксперты рекомендуют не переусердствовать со своим первым сценарием. Тем более, если речь идет о создании короткометражного фильма, поэтому старайтесь не превышать 10 страниц по объему.
Почему мы делаем это уточнение? Потому что одна страница сценария представляет примерно одну минуту отредактированного снятого материала.
Важно не увлекаться графоманией, написанием страницы за страницей, особенно если вы снимаете короткометражный фильм и у вас нет большого опыта.
Никогда не забывайте, что сценарий – это еще не фильм. Это письменное представление истории, рассказанной посредством изображений и таких ресурсов, как:
- Диалоги.
- Описания.
- Контекст того, что впоследствии станет драматической структурой.
Посмотрите на это так: сценарий – это ваш путеводитель по тому, что в конечном итоге станет вашим короткометражным фильмом. Единственный способ добиться этого – зафиксировать на бумаге идею, а затем постепенно продвигаться в том, чего от вас требует история.
Лучше всего найти что-то, что вы сможете рассказать за несколько минут, чтобы вы знали, с чего начать при написании сценария короткометражного фильма.
Структура – наиболее важная часть сценария, это то, на чем основана история и что имеет смысл. Роберт Макки описывает структуру как «набор событий», возникающих из действий персонажей.
Ваша задача – создать стратегическую последовательность, которая вызывает определенные эмоции и выражает особое видение мира.
Наиболее используемой структурой является аристотелевская, состоящая из начала, середины и конца. Таким образом, в большинстве случаев драматические произведения делятся на три действия. Хотя есть сценаристы, которые предпочитают четырехчастную структуру.
Далее можно составить список сцен, в которых кратко описывается происходящее. Речь идет об указании основных действий в настоящем времени.
Они могут быть последовательными или нет. Все зависит от исходного замысла.
Пример последовательного изложения: «Тайны закрытого кладбища. День 1».
Жанр
Речь идет о публичных категориях, признанных зрителями и киноиндустрией.
Важно определить, над каким жанром вы хотите работать, поскольку каждый из них имеет свои особенности.
Великими классическими жанрами кино являются:
- вестерн;
- комедия;
- мюзикл;
- мелодрама;
- боевик;
- гангстерский фильм;
- научная фантастика;
- ужасы;
- байопик;
- фэнтези;
- мелодрама;
- приключения;
- эпопея.
Хотя все чаще можно увидеть двойные жанры, такие как фарс, драма, фильм-нуар, слэшер и т.д.
Базовую идею при удачном выборе жанра можно превратить в уникальную идею.
Тема
Именно она объединяет историю и повторяется в литературных, художественных и кинематографических произведениях.
Некоторые из наиболее повторяющихся тем в искусстве: запретная любовь, жажда власти, социальное осуждение, дружба.
Персонажи
Есть два варианта: создать списки персонажей или краткое описание каждого из них.
Эти упражнения служат для того, чтобы установить, как они себя ведут.
Важно, чтобы физическое описание облегчало задачу кастинга. Хотя рекомендуется не вдаваться в подробности, поскольку ценно действие, которое фигурирует в сценарии, а не предыстория персонажей.
Синопсис
Существует два типа синопсиса:
- Сюжетный.
- Продающий.
Сюжетный синопсис пишется до начала написания сценария. Это краткое изложение, в котором вся история рассказана от начала до конца.
Продающий синопсис появляется после завершения сценария. Это краткое содержание истории, в которой не сообщается финал. По факту, тизер, поскольку цель его существования – привлечь внимание читателя, чтобы он захотел посмотреть фильм.
Диалоги
Разговоры между персонажами. По словам Макки, ведутся тремя путями:
- То, что говорится другим.
- То, что говорится самому себе.
- То, что говорится читателю или зрителю.
Все зависит от того, когда, где и с кем разговаривает персонаж.
Создатель знаменитого сериала «Йеллоустон» Тейлор Шеридан рекомендует прибегать к диалогу, когда камера не может передать, о чем идет речь.
Чтобы не потеряться в море информации и брать только нужное, быстро адаптироваться под меняющиеся условия и не бояться брать на себя новые задачи, полезно сходить на нашу онлайн-программу «Самообразование: лучшие техники».
Поиск локации
То, где пройдут съемки, является одним из важнейших аспектов любого фильма. Локации имеют очень высокий визуальный и повествовательный вес, поэтому они должны очень хорошо сочетаться с заданной эстетикой и располагать условиями для комфортной работы команды.
Что под этим подразумевается? Вот что:
- Достаточно места для размещения людей, оборудования и освещения.
- Удобный подъезд и парковка.
- Места для размещения общественного питания и отдыха. Желательны: фудтрак, скамейки, навес и стулья для пикника.
- Безопасность. Как противопожарная, так и общая.
Поэтому в процессе подбора локации не стоит гнаться за слишком красивыми видами, подсмотренными в Интернете. Они могут располагаться за тридевять земель, что утопит ваш бюджет. Лучше полистайте форумы и приглядитесь к тому, что рекомендуют местные жители в выбранном вами районе.
Актерский состав
Играют главных и второстепенных героев вашего повествования. По-хорошему, они должны иметь актерское образование и опыт развития персонажей.
Желательно иметь более одного варианта для каждого персонажа, поскольку короткометражные фильмы обычно не оплачиваются, некоторые люди могут отказаться от участия в последнюю минуту.
Поначалу может быть сложно найти актеров или актрис, которые придут на кастинг или хотят поработать над короткометражным фильмом, но существует множество веб-сайтов, на которых можно опубликовать приглашение, что поможет вам иметь гораздо больше возможностей.
Избегайте того, чтобы все актеры были вашего возраста. Зачем искать разнообразие среди актеров? Потому что это может обогатить вашу историю и точку зрения, которую вы хотите представить.
Дублеры обычно не привлекаются для работы в малобюджетных короткометражках, потому что сложные или опасные сцены обычно требуют денег и ресурсов. Но, если таковые имеются, то дублеры заменят актеров и актрис для таких сцен, как взрывы, прыжки, драки и т.д. Эти люди специально обучены и хорошо подготовлены для выполнения этих задач.
День кастинга – ключевой. Вы должны быть готовы ко всему. Кандидаты обычно приходят на прием, но может случиться так, что они откажутся от встречи в последнюю минуту, опоздают или даже не придут без предупреждения. Это не часто, но возможно.
Также важно убедиться, что вы уделили достаточно времени каждому человеку.
Никогда не забывайте, что дружная команда ценнее хорошей камеры. Окружите себя людьми, с которыми у вас есть личная и творческая близость, чтобы сформировать свою команду.
Как режиссер, старайтесь брать на себя ответственность за все, что можете.
Если есть возможность и позволяет бюджет, неплохо провести несколько репетиций на месте съемок, поскольку это позволит актерам освоить пространство и механизировать некоторые движения.
Очень важно относиться к актерам/актрисам с уважением. С ними нужно корректно разговаривать, четко говорить, чего вы хотите или не хотите, уметь давать указания и работать с ними (а не против них), чтобы все прошло как можно лучше.
Не забывайте, что актеры и актрисы тоже люди. Лучше всего показать им, чего вы хотите достичь, дать им время войти в образ, а не перегружать их и не кричать на них во время съемок. Их опасения и чувства необходимо учитывать, чтобы они чувствовали себя комфортно и в безопасности, поскольку если это произойдет, результат будет лучше, чем можно было себе представить [Tai Arts, 2022].
Если вы чувствуете, что вам неплохо бы подтянуть аргументацию, искусство критики без перехода на оскорбления, научиться уметь сохранять хорошие отношения и не ругаться с теми, у кого другая точка зрения, добро пожаловать на нашу онлайн-программу «Лучшие техники коммуникации».
Этапы производства
Многих интересует, можно ли снять короткометражный фильм на телефон. Технически, да, легко.
Трудности возникают в процессе редактирования снятого материала. И в этом глубинная разница между видеосвидетельством очевидца и склейкой разноплановых материалов для следования сценарию.
Поэтому нижеприведенные советы предназначены тем, кто снимает короткометражный фильм на отдельную камеру. А еще лучше, на несколько камер с разных точек.
Подготовка к производству (препродакшн)
Поиск, создание и развитие идей, задач по документации и написанию сценариев.
Выбранный сценарий далеко не окончательный, но он служит основой для создания короткометражного фильма.
Кроме того, на этой стадии продюсерская группа начинает искать локации и финансирование, приобретает оборудование, проводит кастинг, оформляет разрешения на съемку и нанимает персонал.
Вся прелесть ограниченного бюджета в том, что, чем меньше денег, тем меньше должностей и меньше путаницы. Режиссер учится быть универсалом и делегировать полномочия тем, кому доверяет или кто готов работать за бесплатно. Очень редко эти опции совпадают.
Производство
Приготовились, камера, мотор!
Ваша задача – уложиться в конкретный временной промежуток, согласованный вашим продюсером с актерами и собственниками локации.
Постпродакшн
Монтаж исходного материала съемок. Подключаются отделы звукозаписи, саундтрека и спецэффектов.
Это долгий и трудоемкий этап, на котором принимаются ключевые решения, переписывающие сценарий.
Дистрибуция
Когда короткометражный фильм смонтирован, пришло время выпустить его в мир.
Как? Вот как:
- Обратиться к профессиональному дистрибьютору короткометражных фильмов.
- Управлять процессом самостоятельно, чтобы сэкономить средства, через такие платформы, как Festhome, Movibeta или Click for Festivals.
Если у вас уже есть команда по рекламе и маркетингу, шансы на продвижение ленты во многих сферах умножаются.
Также вы можете организовать показы в небольших кинотеатрах, чтобы собрать средства для продвижения вашего шедевра по фестивалям.
Необходимые для съемок документы
Будучи режиссером, вы должны иметь в виду ряд документов, которые позволят вам организовать съемку более эффективно, все детализировать и увязать, чтобы вы знали, что и когда делать.
Технический сценарий
Основным документом режиссера является технический сценарий, который на первый взгляд может показаться несколько сложным, но это не так. Кроме того, существуют методы, облегчающие задачу.
Технический сценарий – это таблица, в которой подробно описано все, что нужно иметь под рукой и понимать с первого взгляда:
- сцена;
- кадр;
- тип кадра;
- движение камеры;
- положение;
- звук;
- комментарии.
Технический сценарий необходим как новичкам, так и на более продвинутом уровне.
Литературный сценарий
Он помогает разделить сценарий и сцены по кадрам.
Эта задача довольно простая, хоть и требует времени, но станет очень полезной и необходимой при организации технического сценария.
План съемки
Это фундаментальный элемент и цель, к которой должна стремиться вся команда на съемочной площадке. Там указано, сколько ожидается дней и часов съемок, а также рабочие графики, которые будут составляться на каждый день.
Обычно план составляет заместитель директора, хотя это всегда является консенсусом среди других руководителей групп.
В плане необходимо учитывать множество деталей, таких как процесс подготовки кадров, освещения, камеры, подготовка актеров и актрис, графика, звук... Все эти процессы должны быть очень хорошо организованы и работать параллельно, чтобы сэкономить время. Для этого в плане должны быть установлены сроки, которым нужно стараться следовать по мере возможности.
Бюджет
Необходимо сразу искать несколько путей финансирования.
Многие режиссеры-новички уговаривают близких поработать на них бесплатно для улучшения их же собственного портфолио, красивого ролика или удаленных перспектив.
Как уже говорилось выше, все зависит от таланта и желания рассказать хорошую историю.
Команде режиссера следует учитывать, что многие фестивали требуют раскрывать в данных о бюджете информацию о пенсионных и других социальных отчислениях. Если всего этого нет и не предвидится, то лучше начать с публикации вашего короткометражного фильма в социальных сетях и на онлайн-платформах.
Техника
Все мы знаем, что раньше приобрести оборудование, необходимое для съемок фильма, было очень сложно. Ситуация изменилась в последние годы, когда демократизация аудиовизуального рынка привела к буму возможностей снимать короткометражные фильмы практически без затрат. Некоторые из таких лент успешно дошли до многочисленных национальных и международных фестивалей.
Камеры
Если есть хоть какие-то деньги, нужно тратить их на камеру.
Мы собираемся рассмотреть те камеры, которые предлагают отличную производительность и качество за умеренные деньги. Малобюджетные камеры, восторжествовавшие на рынке в последние годы, – это всем известные зеркалки и CSC. Вы можете выбирать из нескольких брендов, но чаще всего выигрывают зеркальные фотокамеры Canon EOS и Sony Alpha.
Sony Alpha 7s II с момента своего создания была признана камерой, которая лучше всего работает при слабом освещении, благодаря полнокадровому сенсору на 12 МП, который позволяет записывать в формате 4K.
С другой стороны, Canon EOS 5D Mark IV, несмотря на то что спроектирована скорее как фотокамера, также записывает видео в формате 4K.
Еще один более дешевый вариант, который не уступает вышеупомянутым камерам, – это Panasonic Lumix GH5, камера с записью видео в формате 4K 60p/50p, которая также включает обновление для записи в V-Log.
При выборе оптики для записи видео зеркальными и беззеркальными камерами необходимо учитывать универсальность и светосилу. Хороший зум-объектив, такой как у Canon EF 24-70mm f/2.8L USM или Sony FE 24-70mm f/2.8 GM, обеспечит вам стандартные фокусные расстояния и привлекательный эффект размытия.
Если вы хотите пойти еще дальше и выбрать кинооптику с фиксированным фокусным расстоянием, то здесь выделяется линейка объективов Samyang XEEN EF, предназначенных для кино в формат 4K, с ручной фокусировкой и диафрагмой от T/1,5 до T/22. Вы можете использовать их с камерами с креплением Canon EF или с адаптерами Metabones.
Освещение
Меньше значит больше. В случае с короткометражными фильмами это означает, что вам совсем не нужно заливать светом съемочную площадку. Полумгла таит интригу.
Для записи аудиовизуального проекта при слабом освещении важно иметь камеру, которая хорошо работает при слабом освещении, такую как упомянутая выше A7sII, и оптику с большой апертурой диафрагмы.
Самым важным будет наличие как минимум трех источников освещения.
Комплект из двух двухцветных гибких светодиодных панелей RGBWA Ledgo Versatile VM232 1K1 предоставит необходимые возможности для творчества. Он имеет три режима: двухцветный с регулируемой цветовой температурой от 3200К до 5600К, режим RGB, с помощью которого вы можете осветить сцену, достойную видеоклипа, и режим вспышки, с помощью которого вы имитируете шторм в своем короткометражном фильме.
Если вы предпочитаете классику, то можно арендовать двухцветный светодиодный прожектор с линзами Френеля FalconEyes, который, помимо регулируемой температуры, имеет эквивалентную мощность 4800 Вт.
Озвучка
Вы же не немое кино снимаете? Если нет, то звук также имеет значение. Поэтому важно помнить об этом, когда мы задаемся вопросом, как снять короткометражный фильм.
Здесь можно порекомендовать микрофон-пушку, такой как однонаправленный Sennheiser MKE 600, алюминиевую штангу RØDE и цифровой рекордер Zoom H4n Pro.
Необходимые аксессуары для съемок
И последнее, но не менее важное: вам понадобится хороший легкий и эргономичный штатив, такой как Manfrotto MVH500AH-755CX3, который представляет собой полноценную систему, поддерживающую камеры весом до 5 кг.
Вы также можете выбрать монитор с базовыми вспомогательными инструментами, такими как гистограмма, пиковые значения и ложные цвета, например, 7-дюймовый монитор Feelworld F7S [AVisualPro, 2024].
Напутствия
При записи короткометражного фильма может возникнуть множество проблем.
Есть те, которые вы не можете контролировать, например, погода или болезни. Здесь у вас нет другого выбора, кроме как смириться и отложить съемки.
А есть то, что над чем вы властны. Например:
- Будьте осторожны с правами на изображения: как с теми, что можно добавить при монтаже из видеоархивов, так и с теми, которые имеют конкретные люди, которые выразили желание сниматься в вашей картине. В случае конфликта человек может запретить вам использовать в своей ленте сцены с его участием. И будет прав. Невозможность выпустить фильм из-за одного-единственного актера очень удручает. По этой причине перед любой работой составляйте юридически корректный договор о передаче прав, чтобы не было проблем в дальнейшем.
- Обращайтесь с кинооборудованием так, как будто оно сделано из стекла. Все должно быть упаковано в защитные чехлы во время поездок и обязательно с ремнями крепления [ClimFilm, 2020].
- Осторожнее с алкоголем на съемочной площадке.
Короткометражные фильмы – это отличная возможность заявить о себе и своей команде миру. Это билет в большой мир кинематографа, где идея может значить больше, чем бюджет ленты.
Поэтому набирайтесь храбрости, берите камеру и дерзайте!
Успехов! И напоследок просим пройти небольшой опрос: