В этой статье мы рассмотрим увлекательную и эффективную область психологии и психотерапии – кинотерапию. Изучим сам подход и его применение в различных контекстах. Узнаем, как фильмы используются для обработки эмоций, стимулирования рефлексии и вдохновения к личностному развитию. Расскажем, какое применение кинотерапия находит в индивидуальных и групповых лечебных сессиях, а также как можно использовать подход для самостоятельного развития саногенного мышления.
Кинотерапия – один из инструментов, используемых в профессиональной психологии и психотерапии. О других эффективных способах психологической самопомощи вы узнаете на онлайн-программе «Сам себе психолог» – с их помощью вы сможете быстро привести себя в порядок в стрессовых ситуациях и стать поддержкой для окружающих, если они будут в этом нуждаться. А держать состояние под контролем и быть хозяином и управителем своего настроения без избегания и игнорирования переживаний мы научим вас на онлайн-программе «Психологическая саморегуляция».
Что такое кинотерапия?
Кинотерапия – это форма терапии или психотерапии, которая использует фильмы и кинематографическое искусство в качестве средства для исследования, выражения и обработки эмоциональных и психологических проблем, переживаний. В ее основе лежит предположение, что просмотр кинолент вызывает эмоциональные и психологические реакции у зрителей и открывает возможности для рефлексии и самоанализа, а в групповых сеансах – обсуждения.
Кинотерапия – это форма арт-терапии в одном ряду с музыкальной, художественной и танцевальной терапией. Они все используются для лечения психологических расстройств и самопомощи в самостоятельной форме и в комбинации с другими методами психотерапии.
В рамках профессиональной помощи людям с серьезными расстройствами психики киносеансы проводятся под присмотром специалистов, где для зрителя создана поддерживающая безопасная среда, а после просмотра он может обсудить свои реакции и переживания с терапевтом или группой людей, участвующих в терапевтическом процессе. Сеансы кинотерапии онлайн проводят специалисты в некоторых клиниках, в частной практике. В таких формах участники также общаются с психотерапевтом и участниками в режиме реального времени, но дистанционно. В основном это, все-таки, очный формат.
Кинотерапия может помочь людям понять и осознать свои эмоции, идентифицировать собственные переживания, научиться лучше общаться и справляться со стрессом. По показаниям ее рекомендуют при депрессии, тревожности, потере, травме, зависимостях и других деструктивных эмоциональных и психологических состояниях, но самостоятельное лечение она не заменяет. Кроме того, не каждый психотерапевт владеет техникой лечения фильмами, искать специалиста следует с учетом этого факта.
Методики, по которым будущие профильные доктора обучаются, содержат всю информацию об особенностях ведения кинотерапии, работы с пациентами в разных ситуациях. В России одно из популярных практических пособий написано Сергеем Викторовичем Березиным «Кинотерапия и кинотренинг». Чтение методических материалов не отменяет необходимость обучения кинотерапии и сдачи экзаменов для будущих специалистов.
Развитие позитивного мышления
Кинотерапия может быть использована как средство для развития саногенного мышления, т.е. мышления, направленного на поддержание и развитие здоровья. Происходит это за счет нескольких факторов:
- Позитивное влияние. Фильмы положительно влияют на наше эмоциональное состояние и мыслительные процессы. Просмотр кино с вдохновляющими и позитивными историями, образами и авторскими посланиями может способствовать развитию оптимистического мышления и укреплению позитивного отношения к жизни.
- Поиск решений. Фильмы предлагают различные сюжетные линии, где герои сталкиваются с трудностями и находят способы их преодоления. Наблюдение за этими историями развивает способность мыслить нестандартно – искать креативные решения и видеть возможности вместо препятствий.
- Идентификация с персонажами. В фильмах мы часто находим общие черты с героями и идентифицируем себя с ними, как бы ставим себя на их место. Это может вызывать сопереживание и позволяет нам видеть себя в роли активных и способных к преодолению трудностей людей. Такое идентифицирование стимулирует наше саногенное мышление и уверенность в своих силах.
- Расширение познаний и опыта. Фильмы представляют различные культуры, периоды времени и социальные контексты. Это может помогает расширить понимание мира и развить эмпатию к разным людям и их переживаниям. Так мы развиваем более открытое и широкое мышление.
Использование кинотерапии как средства развития саногенного мышления – это дополнительный инструмент для самообучения и саморазвития. Регулярный просмотр фильмов, осознанное восприятие и обсуждение с другими людьми помогают стимулировать саногенное мышление и повысить позитивное отношение к жизни. Главное – подбирать подходящее кино!
Кто придумал кинотерапию?
Концепция использования кинематографического искусства в терапевтических целях существует уже довольно давно, но точный источник или автор, которому можно приписать изобретение кинотерапии, сложно определить.
Идея использования кино в качестве средства для исследования и обработки эмоциональных и психологических проблем развивалась постепенно. С конца 19-го и начала 20-го веков психологи и психоаналитики, такие как Зигмунд Фрейд и Карл Юнг, интересовались влиянием кинематографа на психику и психические процессы [Курдюков М. О., 2020].
В Великобритании в 1930-х годах открылось «Киноаналитическое общество», где кинематограф впервые использовали для психотерапевтических целей. Тогда идея кинотерапии начала целенаправленное развитие и стала чаще использоваться практикующими психологами и психотерапевтами в разных странах.
У истоков кинотерапии также стоял Гари Соломон, известный американский писатель и психотерапевт. Он активно исследовал и пропагандировал использование кино в психотерапевтических целях.
В 1980-х годах в кинотерапии Соломон ввел эффект, который называл «парадоксальным исцелением» и «кинопсихотерапией». Впоследствии он создал подборки фильмов по темам, которые стал использовать в своей работе [Кинотерапия, 2018].
Соломон подчеркивал роль фильмов как средства для саморефлексии, понимания эмоций и стимулирования обсуждения в терапевтическом контексте. Теорию и собственные наблюдения за использованием продуктов кинематографа в психотерапии он изложил в книгах, самым известными среди которых стали «The Motion Picture Prescription» (1992) и «Reel Therapy: How Movies Inspire You to Overcome Life’s Problems» (2002). К сожалению, на русский язык они не были переведены.
Задачи кинотерапии
Психологи и психотерапевты рекомендуют кинотерапию, чтобы с ее помощью пациенты могли самостоятельно исследовать свой внутренний мир, возможные психологические проблемы и расстройства. С помощью переживаний от просмотра кино можно:
- Идентифицировать проблему, эмоции и провести самоанализ. Просмотр фильмов предоставляет возможность для саморефлексии через истории и персонажей на экране.
- Эмоционально разгрузиться через интенсивные реакции, которые вызывают сюжетные линии и судьбы героев. Кинотерапия предлагает безопасную среду для выражения и осознания этих эмоций, раскрытия замкнутых, подавленных чувств и мыслей.
- Понять себя и окружающих через исследование сложностей и различных аспектов человеческой природы в проекции героев. Зритель может увидеть себя в персонажах и лучше понять свои собственные мысли, чувства и поведение, улучшить способность сопереживания и понимания других людей.
- Справиться со стрессом и преодолеть психологические травмы, в том числе от потери или утраты, выйти из состояния фрустрации. Фильмы могут служить источником вдохновения и поддержки, а также предлагать позитивные модели преодоления трудностей.
- Изменить стереотипы своего поведения, если удастся увидеть их в линии героев, и понять, что их действия деструктивны или нерациональны.
- Усилить мотивацию к познавательной деятельности, заглушенную в результате психического расстройства.
- Стимулировать коммуникации в групповой, парной или семейной терапии. Обсуждение фильмов после просмотра может помогает людям выразить свои мысли, чувства и опыт, а также повысить уровень взаимопонимания.
Кинотерапия может применяться в различных случаях для лечения депрессии, тревожности, посттравматического стрессового синдрома, зависимостей, проблем взаимоотношений, повышения самооценки и работы с другими эмоциональными и психологическими состояниями.
Когда психотерапевт считает, что кинотерапия может быть полезной для пациента, он рекомендует просмотр определенных фильмов или участие в групповых сеансах, где фильмы обсуждаются и анализируются. Специалист также может использовать фильмы в качестве иллюстраций или примеров во время индивидуальных сессий, чтобы помочь пациенту идентифицировать и обработать свои эмоции и проблемы.
В чем суть кинотерапии?
Кинотерапия – это использование фильмов для помощи людям в понимании и обработке своих эмоциональных состояний. Когда мы смотрим фильмы, они вызывают у нас разные чувства и мысли, задевая разные струны души. Кинотерапия использует эту силу фильмов, чтобы помочь нам рассмотреть наши собственные эмоции, идеи, состояния, даже мысли, мечты, поведение.
Просмотр хорошего кино может помочь нам лучше понять, почему мы чувствуем то, что чувствуем, и почему мы ведем себя так, как ведем. Кинотерапия, проводимая в группе, открывает нам возможность находиться в группе людей, которые имеют похожие переживания, и, как следствие, почувствовать себя понятыми и поддержанными.
Стоит понимать, что разное кино вызывает разные реакции. Для работы с конкретной проблемой или задачей необходимы правильно подобранные киноленты. Часто это не голливудские блокбастеры (хотя, возможно, и среди них можно найти нечто подходящее). Это могут быть документальные программы; нередко психотерапевты обращаются к старым фильмам, которые чаще были наполнены глубоким смыслом и потрясающей актерской игрой.
Показания и противопоказания к кинотерапии
Как у любого терапевтического инструмента или лекарства, у кинотерапии есть показания и противопоказания, которые профессиональный психотерапевт обязательно учитывает при составлении плана оздоровления пациента.
Кому доктора назначают терапию с использованием просмотра кино:
- Детям и взрослым с невротическими расстройствами и депрессивными проявлениями средней или легкой степени.
- Детям из группы риска – подвергающимся агрессии, буллингу, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально-педагогической запущенности и т.д.
- Детям с сопутствующей соматической патологией [Ковригин А. М., 2023].
У метода также есть противопоказания:
- Обострение деструктивных состояний, которые препятствуют просмотру фильма в коллективе.
- Острые психические состояния, когда человек невосприимчив к эмоциям стандартного спектра.
- Стойкое отсутствие мотивации к просмотру – человек попросту не получит нужного эффекта. В таком случае обращаться к фильмам следует только после индивидуальной психотерапии.
Многие источники с уверенностью заявляют: у кинотерапии нет противопоказаний. Но, как говорят опытные психотерапевты, это не так [Доктор.ru, 2023]. По этой причине есть ряд случаев, когда следует отказаться от нее и обратиться за помощью к профессионалу. В периоды нервных напряжений или сложных переживаний есть риск нарваться на триггеры, не справиться с возникающими эмоциями и чувствами, стрессовыми воспоминаниями. Кроме того, в некоторых случаях необходима ревизия ситуации специалистом.
Если у вас возникают сомнения в самостоятельном использовании кинотерапии, рекомендуем обратиться за консультацией к психологу, психотерапевту или другому квалифицированному специалисту, который поможет оценить вашу ситуацию, предложит подходящий подход в решении проблемы и поддержит вас в процессе лечения.
Что говорят ученые?
Кинотерапия в психологии – это сравнительно молодое направление, поэтому исследований на эту тему пока немного. Тем не менее, причастные к направлению специалисты в основном схожи во мнении, что метод перспективный и имеет место в практике с пациентами.
Так, кино в терапии для детей восходит к особо обостренному восприятию того, что они видят на экране, а значит, требования к психотерапевту, который использует метод в практике, должны быть высокими, чтобы эффект от просмотра фильма не был обратным, травмирующим. Оздоровительный или профилактический процесс при правильном подборе фильмов и разумном ведении этапов сеанса показывает хорошие результаты: метод помогает смоделировать поведение, расширить кругозор, передать мотивирующие послания и решить еще ряд педагогических задач [Босов Д. В., 2020].
Метод стабилизации психического состояния используется для людей в том числе старшего возраста. Кинотерапия для пожилых людей входит в программу реабилитации в геронтологических центрах и в других профильных организациях, где задействованы пенсионеры. Задачи кинотерапии для этой группы людей – личностный рост, который не должен останавливаться на закате лет, формирование позитивного мышления, социальная реабилитация и организация содержательного досуга. Проводятся сеансы преимущественно в групповом формате – это отличный повод после просмотра фильма целенаправленно побеседовать. Как показали наблюдения, кинотерапия для пожилых помогает снимать напряжение, учит рефлексии, развивает интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы [Щербинина Н. В., 2013].
Однако есть мнение, что использование кинемотографа как метода психологического воздействия успешно зарекомендовало себя на практике, но при этом механизмы его действия изучены недостаточно глубоко. Как следствие, возможности кинотерапии используются не в полном объеме. Метод требует продолжения изучения. Также необходимо отметить, что в России направление только начинает развиваться, говорить об устойчивом его распространении пока рано [Захарова Е. И., 2018].
Основные правила кинотерапии
Коротко о технике безопасности и правилах подготовки к кинотерапии:
- Обеспечение безопасного пространства. В групповой терапии должна быть создана доверительная и безопасная атмосфера. При самостоятельном просмотре фильмов убедитесь, что вас ничто и никто не будет отвлекать, чтобы процесс шел плавно и органично. Вам должно быть удобно сидеть, стоять или лежать – кому как нравится, главное – без дискомфорта, чтобы ничто не отвлекало.
- Выбор подходящего фильма. Терапевт должен тщательно выбрать киноленту, соответствующую тематике или проблеме, с которой занимаются участники, возрастной группе и культурным особенностям участников.
- Постановка задачи. Перед просмотром фильма терапевт проводит предварительную беседу с участниками, объясняет цель кинотерапии, обсуждает тематику фильма и возможные эмоциональные реакции зрителей. При самостоятельной работе задайте себе вопросы: что меня волнует? какой опыт мне нужен сейчас? готов(-а) ли я смотреть кино осознанно или стоит отложить это дело?
- Уважение к границам. Терапевт учитывает индивидуальные предпочтения участников, не навязывает им свои мнения и чувства, поддерживает их право на собственное восприятие.
- Продвижение рефлексии. Кинотерапия способствует осознанию, поэтому терапевт стимулирует участников задуматься о том, какие уроки и выводы они могут извлечь из просмотренного фильма для своей личной жизни.
Не менее важный этап – обсуждение после просмотра. В групповой терапии ведущий специалист проводит групповое обсуждение, где участники могут поделиться своими эмоциями, мыслями и впечатлениями от просмотренного.
Для самостоятельной работы тоже следует соблюдать несколько правил:
- Выбирайте фильмы, которые станут ресурсом для вас. Это может быть кино с позитивными сообщениями, вдохновляющими историями или персонажами, которые вызывают у вас чувство силы и мотивации. Используйте фильмы как средство для поднятия настроения и поиска вдохновения.
- После просмотра фильма проведите время за самоанализом и рефлексией. Задайте себе вопросы о своих эмоциональных реакциях, мыслях и переживаниях, которые вызвал фильм. Обратите внимание на то, какие моменты вас затронули или вызвали особый интерес.
- Запишите мысли и эмоции в дневник, чтобы отследить их для анализа и более тщательной дальнейшей проработки. Если возникли вопросы – запишите их тоже. Это может стать полезным инструментом для самоанализа и самоисследования. Останавливайте фильм, если возникло желание что-то записать в процессе, следите за инсайдами.
- Установите баланс между просмотром фильмов и реальной жизнью. Помните, что кинотерапия не заменяет полноценную психотерапию и может быть эффективной в дополнение к другим методам самоисследования и самопомощи.
- Уважайте свои границы. Если вы чувствуете, что сами не можете справиться с возникающими чувствами и эмоциями, не доводите до крайности – остановите просмотр, обратитесь за помощью к квалифицированному психологу или психотерапевту, который поможет преодолеть напряжение и стабилизировать ваше состояние.
Случается, что после просмотра фильма остаются недопонимания сюжета, действий героев или еще чего-то. Чтобы не оставлять «белые пятна», пересмотрите фильм еще раз, почитайте рецензии, где наверняка найдете ответы.
Список фильмов для кинотерапии
Если вы ознакомились с показаниями, противопоказаниями и основными правилами подготовки и самостоятельного проведения сеанса кинотерапии, настала пора выбрать сам фильм. Далее мы представляем подборку подходящего для решения разных задач кино для детей и взрослых.
В случаях, когда метод кинотерапии используется без участия специалистов и диагноз отсутствует, выбор следует делать, исходя из симптомов и желаемого эффекта.
Для детей
Кинотерапия для детей должна быть особенно щадящей, чтобы юные зрители могли усвоить предложенный им опыт. Фильмы для них должны соответствовать возрасту и быть интересными – в противном случае кино останется без внимания.
Для получения эффекта, фильм или анимацию следует смотреть совместно – ребенок и педагог, родители – любые взрослые, которые смогут направить внимание юного зрителя и после просмотра задать необходимые вопросы.
Что посмотреть с детьми:
- «Головоломка» (Inside Out), 2015 – анимационная комедия о чувствах и эмоциях; помогает детям понять и управлять своими переживаниями и состояниями.
- «В поисках Немо» (Finding Nemo), 2003 – анимационная история о поисках отца рыбки Немо; стимулирует обсуждение семейных отношений и преодоления трудностей.
- «Король Лев» (The Lion King), 1994 – анимационный фильм о самоидентификации и преодолении личных страхов.
- «Матильда» (Matilda), 1996 – фэнтезийная комедия о девочке с необычными способностями; позволяет обсудить темы справедливости и силы воли.
- «Зверополис» (Zootopia), 2016 – анимационная комедия о полицейском кролике и его партнере лисе; предлагает возможность рассмотреть вопросы предвзятости и сотрудничества.
- «Холодное сердце» (Frozen), 2013 – анимационный мюзикл о сестрах Эльзе и Анне; помогает обсудить темы семейных отношений и принятия себя таким, какой ты есть.
- «Вверх» (Up) (2009) – анимационная комедия о приключениях пожилого человека и мальчика; побуждает к обсуждению тем дружбы, потери и смысла жизни.
- «Чудо» (Wonder) (2017) – драма о мальчике с лицевыми деформациями; стимулирует обсуждение темы толерантности и принятия различий.
- «История игрушек» (Toy Story), 1995 – анимационная комедия о приключениях игрушек; позволяет рассмотреть темы дружбы и принятия изменений.
- «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», 1964 – знакомство ребенка с советским кино и бытом, жизнью детей из прошлого века. В фильме показана система репрессий в детском лагере и способы их обхода. Фильм – отличный способ наглядно донести до современного ребенка представление о любимых старых кинокартинах родителей, которые были сняты в старом-добром СССР.
В качестве поучительных можно выбирать любые советские мультфильмы – в них много о добре, дружбе, семье, взаимопомощи и смекалке:
- «Кот в сапогах», 1977 – анимационная сказка о приключениях Кота в сапогах; позволяет обсудить темы доброты, ловкости, умения преодолевать трудности с помощью необычных решений и смекалки.
- «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», 1968 – мультфильм о дружбе между маленьким мальчиком и веселым Карлсоном; подходит для работы с темами дружбы и принятия себя.
- «Маугли», 1967 – мультипликационный фильм о мальчике Маугли, который живет в джунглях с животными; позволяет рассмотреть темы природы, дружбы и смысла жизни.
- «Чебурашка», 1971 – анимационный фильм о милом Чебурашке и его друге Гене; позволяет обсудить темы дружбы, принятия себя и других.
- «Трое из Простоквашино», 1978 – комедия от «Союзмультфилм» о приключениях Дяди Федора, кота Матроскина и пса Шарика; помогает рассмотреть темы дружбы, справедливости и ответственности.
- «Жил-был пес», 1982 – мультфильм-сказка о приключениях пса, который оказывается в один момент ненужным; позволяет обсудить темы необходимости во взаимовыручке и участию в жизни других.
- «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», 2006 – анимационная сказка о богатыре Добрыне Никитиче и его борьбе со злым Змеем Горынычем. После просмотра можно обсудить темы мужества и доблести.
Выбирайте любые знакомые вам фильмы и мультфильмы, смысл которых вам понятен, чтобы донести его до ребенка. Обязательно учитывайте предпочтения, интересы и возраст, не заставляйте ребенка смотреть «Андрея Рублева» только потому, что вы видите в фильме исторический смысл и глубокую мораль. Кстати, его тоже можно встретить в рекомендациях к сеансам кинотерапии, в том числе семейной.
При подходе «Постановка задачи – рефлексия – анализ» можно пересматривать уже знакомые фильмы и мультипликацию и открывать для себя новое. Все перечисленные картины могут быть использованы для психотерапии в том числе и взрослых.
Для взрослых
Кино для самостоятельной терапии взрослых тоже следует смотреть, исходя из симптомов или желаемых эмоций, чувств, которые хочется испытать. Наиболее часто в профильных подборках эксперты рекомендуют посмотреть:
- «Москва слезам не верит», 1979 – рассказывает о сложных отношениях главной героини с мужчинами и ее личностном росте. В этом фильме вообще много смыслов и переплетений сюжета, которые можно взять на рассмотрение.
- «Место встречи изменить нельзя», 1979 – сериал о подвигах сотрудников органов внутренних дел и их служении обществу, доблести.
- «12», 2007 – психологическая драма о жизни и решении сложного судебного дела, о разнообразии мнений и дискуссий, в которых взгляды героев переплетаются.
- «Брат», 1997 – рассказывает о жизни молодого человека после возвращения с войны и проблемах с бандитизмом. Картина поднимает проблемы морали, сложных выборов и действий.
- «Левиафан», 2014 – драма о борьбе одного человека с коррупцией и тоталитарной системой.
- «Сталкер», 1979 – фильм о путешествии в Зону, которая позволяет поразмышлять о смысле жизни и человеческой судьбе.
- «Дом», 2011 – история о семейных отношениях и преодолении личных кризисов.
- «Мама», 2019 – рассказывает о сложностях материнства и связи между матерью и дочерью.
- «Турецкий гамбит», 2005 – фильм о тяжелых испытаниях героев, о способности людей жертвовать малым для получения стратегического преимущества или выгоды в условиях военного времени.
Для тех, кто любит зарубежный кинематограф, мы собрали киноленты, которые используют в кинотерапевтической практике западные эксперты:
- «Побег из Шоушенка» (The Shawshank Redemption), 1994 – драма о дружбе и надежде в тюремной среде; позволяет рассматривать темы реабилитации, личностного роста и преодоления трудностей.
- «Вечное сияние чистого разума» (Eternal Sunshine of the Spotless Mind), 2004 – фантастическая мелодрама о памяти и любви; может помочь рассмотреть темы разрывов, обид и прощения.
- «Умница Уилл Хантинг» (Good Will Hunting), 1997 – драма о математическом гении, сталкивающемся с внутренними конфликтами и сложностями в отношениях.
- «Общество мертвых поэтов» (Dead Poets Society), 1989 – драма о влиянии преподавателя на студентов и их личностное развитие; подходит для рассмотрения вопросов самовыражения и самоидентификации.
- «Игры разума» (A Beautiful Mind), 2001 – биографическая драма о математике Джоне Нэше, который сталкивается с шизофренией; помогает понять сложности психических расстройств.
- «Маленькая мисс Счастье» (Little Miss Sunshine), 2006 – комедийная драма о семейных отношениях и их преодолении; подходит для обсуждения динамики в семейных отношениях и значимости поддержки.
- «В погоне за счастьем» (The Pursuit of Happyness), 2006 – драма о настойчивости и стремлении к успеху; подходит для работы с мотивацией и личными целями.
Это всего лишь несколько примеров фильмов, которые могут использоваться в кинотерапии. Выбор фильмов зависит от тематики, возрастной группы, интересов и целей терапевтической работы.
Эти фильмы вошли в подборку, потому что их используют психотерапевты. Обратите внимание – в ней преимущественно старый (сравнительно) кинофонд, в котором было гораздо больше кино со смыслом. Современные сиквелы, франшизы и прочие фильмы «на один раз», к сожалению, для рефлексии не подойдут. Выбирайте то кино, которое вызывает эмоциональный отклик.
Просмотр любого глубокого фильма может оказать положительное влияние на психику и поможет справиться со стрессом, найти пути решения проблем, пересмотреть поступки свои и других. Еще один способ прийти к этому без траты времени на просмотр кино – научиться регулировать свое состояние. Мы расскажем, как это делать, на онлайн-программе «Психическая саморегуляция». А чтобы не впадать в депрессивные чувства и уныние, научитесь оказывать себе помощь сразу, как только почувствуете первые «звоночки», на онлайн-программе «Сам себе психолог».
Желаем вам приятного осознанного просмотра и предлагаем поучаствовать в небольшом опросе: