Если ваши дети вполне здоровы, а вы сами давно окончили школу и вуз, вам может показаться, что развитие инклюзивной образовательной среды – не ваша тема и вас никак не касается. Но это не совсем так. Само понятие инклюзии предполагает, что в процесс вовлечены не только те, кто нуждается в особых условиях для чего-либо, но и все окружающие.
В перспективе инклюзия предполагает максимальную включенность людей с особыми физическими потребностями в социум, когда вы будете взаимодействовать с ними по работе, на отдыхе, решая какие-то свои повседневные дела. Поэтому иметь общее представление об инклюзии и всем, что с ней связано, следует обязательно.
Быстро разбираться в любой новой для вас теме вы научитесь на нашей программе «Лучшие техники самообразования». А тему организации инклюзивной образовательной среды мы раскроем в нашей сегодняшней статье.
Инклюзивная образовательная среда – что это такое?
Инклюзивная образовательная среда – это равный доступ к получению образования для всех детей, подростков, студентов, школьников, в том числе с особыми образовательными потребностями, различными расстройствами здоровья и инвалидностью.
Обеспечивается такой равный доступ путем совместного обучения и воспитания нормотипичных детей и детей с инвалидностью и тяжелыми расстройствами здоровья. Образовательная среда инклюзивного образования предполагает равноправное и равноценное общение детей-инвалидов с их нормотипичными ровесниками с целью полноценного личностного развития и социализации.
Выделяют несколько основных категорий детей, применительно к которым необходимо вести речь об инклюзивном образовании и особых условиях обучения.
Нарушения, требующие особой среды обучения:
- Инвалидность по зрению.
- Инвалидность из-за нарушений слуха и речи.
- Инвалидность из-за нарушений двигательной функции.
- Расстройства поведенческого спектра.
- Расстройства умственного развития.
- Нарушения психического развития.
- Комплексное расстройство здоровья.
Сам термин «инклюзия» имеет иностранное происхождение. Практически во всех европейских языках слова с этим корнем имеют значение «включительно», «включенный», «включенность». Нашим часто путешествующим соотечественникам этот термин знаком по отдыху в отелях, работающих по системе «все включено» или all inclusive.
И вот точно так, как в таких отелях все необходимое для комфортного отдыха включено в путевку, так и создание инклюзивной образовательной среды нацелено на то, чтобы студенты и школьники с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью могли комфортно чувствовать себя в учреждении образования и получать все необходимые знания и навыки. Как этого добиться? Давайте разбираться.
Инклюзивная образовательная среда: правовые аспекты
Помимо того, что равные права для всех граждан Российской Федерации закреплены в Конституции, условия организации инклюзивной образовательной среды регламентируется рядом нормативных документов. Это, в первую очередь, государственная программа «Доступная среда» [Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, 2019].
Многие моменты прописаны в программе «Развитие образования» [Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, 2017]. Разработан ряд методических рекомендаций прикладного характера. Например, по организации приема инвалидов в вузы [Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, 2015].
Полный перечень законов, стандартов, конвенций и прочих документов, регулирующих условия инклюзивной образовательной среды, можно найти на сайте Института проблем инклюзивного образования [МГППУ, 2022]. В принципе, там можно найти ответы практически на все вопросы относительно функционирования инклюзивной образовательной среды в России. Но, думается, будет не лишним пояснить основные принципы и содержание инклюзии в образовании.
Принципы инклюзивной образовательной среды
Основные принципы, на которых построена инклюзия в образовании, прописаны в базовых документах и нормативных актах. Вот эти принципы:
- Равные права и равные шансы в сфере образования.
- Верховенство интересов ребенка.
- Терпимость, принятие различий, недопустимость дискриминации.
- Максимальная индивидуализация учебно-воспитательного процесса.
- Обеспечение необходимой поддержки.
- Гибкость педагогических методов и методик.
- Право родителей на выбор.
- Социальное партнерство.
- Партиципативный менеджмент образовательного процесса.
- Принцип раннего вмешательства.
Последние пару пунктов поясним более детально.
Понятие «партиципативный менеджмент» происходит от английского participation, что переводится как «участие». В контексте образовательного процесса партиципативный менеджмент предполагает самое широкое участие заинтересованных лиц в управлении учебным заведением и организации его работы.
Это могут быть родители учеников, общественные организации, меценаты, спонсоры и даже старшеклассники, готовые поделиться опытом с учениками младших классов, нуждающимися в помощи и поддержке. Такой подход является противоположностью традиционного администрирования, когда все решает директор и завуч.
И можно смело сказать, что партиципативный менеджмент – это единственно возможный вариант управления учебным заведением, в котором создана инклюзивная образовательная среда, потому что многообразие индивидуальных потребностей детей с нарушениями здоровья слишком велико для того чтобы можно было обойтись лишь прямыми указаниями директора и завуча, что и как делать.
Теперь пару слов про «принцип раннего вмешательства». Если кратко, тут имеется в виду, что чем раньше начать адаптировать детей-инвалидов к социуму, тем лучше будут результаты.
Раннее вмешательство предполагает целый комплекс мер социального, педагогического, медицинского и психологического плана для выявления и коррекции нарушений в развитии детей-инвалидов. А также постоянную поддержку таких детей на всем протяжении их образовательного «маршрута», который для них разрабатывается индивидуально.
Для более подробного понимания принципа раннего вмешательства предлагаем статью «Технология раннего вмешательства как комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» [Е. Чумак и др., 2014].
Теперь, когда мы разобрались с основными принципами формирования инклюзивной образовательной среды, можно перейти к прикладной части и посмотреть, из чего складывается инклюзивная образовательная среда.
Инклюзивная образовательная среда: компоненты
Мы с вами уже знаем, что инклюзия в сфере образования понимается как совокупность условий, обеспечивающих равный доступ к образованию для всех детей, школьников, подростков, студентов. И мы знаем, что для получения образования нужно посещать учебное заведение, подниматься по лестнице на этаж, где расположена аудитория для занятий по тому или другому предмету, смотреть на доску, где пишется задание.
Или, как альтернатива, сесть дома за стол, включить компьютер и внимательно слушать объяснение преподавателя в Zoom. И если для физически здорового человека это полностью естественные действия, студент или школьник с нарушениями опорно-двигательного аппарата не доберется самостоятельно до школы или вуза, не сможет подняться по лестнице, и ему зачастую даже трудно самому сесть за стол и встать из-за стола.
Учащийся с нарушениями слуха не услышит пояснения преподавателя, а слепой или слабовидящий не увидит текст на доске, в компьютере, книге. И вот тут мы подходим к такому понятию, как пространственно-предметный компонент инклюзивной образовательной среды. Что это такое? Давайте посмотрим.
Пространственно-предметный компонент инклюзивной образовательной среды
Это в первую очередь, доступное или безбарьерное архитектурное пространство учебного заведения. И это не только пандусы для инвалидных колясок на входе в здание. Внутри здания тоже нужно как-то перемещаться, потому что аудитория может находиться на втором, третьем и даже пятом этаже.
Поэтому актуальной темой для учебных заведений, внедряющих инклюзию, являются грузовые лифты, рассчитанные на подъем инвалидов-колясочников. Или, если речь идет о детском садике или младшей школе, расположение учебных комнат исключительно на первом этаже.
В средних и старших классах для каждого предмета выделена отдельная классная комната, и ученики за время перемены должны успеть перейти из кабинета литературы в кабинет химии, из кабинета физики в кабинет английского, так что тут без подъемника или помощника, который вкатит коляску по специальным направляющим на лестнице, никак не обойтись.
Но и добраться до кабинета – это еще не все. Еще нужно, чтобы ширина дверного проема позволяла заехать на коляске в класс или аудиторию, а ширина прохода между рядами столов позволяла маневрировать и занять свое место в ряду так, чтобы не мешать всем остальным.
Для слабовидящих необходима яркая разметка везде, где есть вероятность не увидеть препятствие, споткнуться и упасть. Обычно разметка представляет собой яркие линии желтого или красного цвета, которые наносятся на столы, двери, углы, перила и ступеньки лестниц.
Кроме того, на краях ступенек делают резиновые вставки, чтобы слабовидящие могли сориентироваться, где заканчивается ступенька, и не поскользнуться на краю. Такие же вставки практикуются на подходе к ступенькам лестниц, чтобы не споткнуться об край или не пропустить момент, когда нужно начать спуск с лестницы.
Для слабовидящих предусмотрена и специальная мебель. Например, столы и кровати со скошенными краями, чтобы не удариться об угол. А еще парты с «бортиками», чтобы ручка или карандаш не упали под стол. Если для обычного нормотипичного ребенка найти упавшую ручку под столом не проблема, для слабовидящего это зачастую невыполнимая задача.
Кроме того, в классах и аудиториях, где учатся слабовидящие, должно быть дополнительное освещение. Общая освещенность помещения в этом случае должна составлять минимум 1000 Люксов. Если это почему-либо недостижимо, необходимо обеспечить индивидуальное освещение каждого учебного места слабовидящего на уровне 400-500 Люксов.
Более подробно тема раскрыта в статье «Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» [Д. Скрябина, Я. Корлякова, 2015].
К параметрам безбарьерной среды относят и технические средства обучения, которые необходимы при том или ином расстройстве здоровья. Так, для слепых и слабовидящих весь учебный материал должен быть продублирован шрифтом Брайля либо же изложен в формате аудиокниги для самостоятельного ознакомления и выполнения заданий.
Для глухих и слабослышащих нужен либо сурдоперевод, либо дополнительная аппаратура звукоусиления наподобие слуховых аппаратов и прочих средств. Более подробно можно прочитать в статье «Использование технических средств в обучении детей с нарушениями слуха» [knowledge, 2015].
Разумеется, технические средства постепенно совершенствуются и модернизируются, однако общие технические принципы остаются прежними, так что статья актуальна. Но и это еще не все, что нужно для формирования инклюзивной образовательной среды.
Содержательно-методический компонент
Свойства образовательного пространства как инклюзивной среды включают в себя особый содержательно-методический компонент. Тут подразумевается наполнение учебного процесса для детей, студентов, школьников, требующих особых условий обучения. Привычное каждому из нас «посмотрите на доску» не подходит для слепых и слабовидящих. Замечания наподобие «нужно было внимательно слушать» неуместны для глухонемых.
А уж навязшее в зубах «выйди из класса» абсолютно неприменимо к человеку на инвалидной коляске. И не только потому, что детей нельзя посреди учебного процесса выгонять куда-либо, где они останутся без присмотра. Такой ученик, может, и рад бы встать и выйти, но не может это сделать чисто физически.
Тем не менее, коль скоро задача инклюзии дать образование инвалидам наравне с нормотипичными, то и требования к уровню знаний детей с расстройствами здоровья должны быть такими же или не намного ниже, чем ко всем остальным.
Речь может идти лишь об индивидуальных темпах обучения, но никак не о том, что какие-то сведения из школьной и тем более вузовской программы можно пропустить. И если не слишком здоровый и часто болеющий школьник что-то не запомнит из курса физики и потом пойдет учиться на филолога, это еще полдела.
А вот будущий бухгалтер, не научившийся составлять квартальный отчет, просто не сможет найти работу и выполнить основную задачу, ради которой затевается инклюзия: интеграция в социум, полноценная профессиональная карьера и социализация наравне с нормотипичными людьми.
Так как же учить детей-инвалидов наравне с нормотипичными, чтобы они получили тот же объем знаний, что и их физически здоровые сверстники? Как правило, практически все дети-инвалиды учатся по индивидуальному плану. И это не только в случае умственной отсталости и психических отклонений, делающих невозможным усвоение учебного материала наравне со всеми по физиологическим показателям.
Практически каждый инвалид постоянно нуждается в том или ином виде лечения: стационарном, амбулаторном, санаторно-курортном. Если специфика процедур такова, что их нужно проводить с утра, когда идут занятия, нужно предусмотреть для таких учащихся возможность записи материала урока, чтобы они могли просмотреть его позже.
Учитывая, что у них не будет возможности задать вопрос сразу после объяснения учителя, нужно предусмотреть такую возможность позже в индивидуальном порядке. Аналогичным образом следует спланировать написание контрольных и выполнение лабораторных работ.
В случае если ребенок может ходить в школу, но нуждается в помощи для совершения отдельных действий, родители вправе запросить помощь ассистента, тьютора и прочих специалистов психолого-педагогического сопровождения. К слову, наличие таких специалистов лучше прояснить еще до того, как ребенок-инвалид пойдет в школу.
Если таковых не окажется в ближайшей к месту жительства школе, районный отдел образования обязан решить эту проблему в зависимости от степени готовности ребенка к школе и прочих факторов. Либо это будет другая школа, либо индивидуальный план дистанционного обучения с определенной системой контроля успеваемости.
Само собой, работа должна вестись в так называемой «зоне ближайшего развития». Этот термин внедрил в научный оборот российский педагог и психолог Лев Выготский (1896-1934). Тут подразумеваются любые задачи, которые ребенок уже осознал, но пока не может выполнить самостоятельно, а лишь с помощью взрослых [Л. Выготский, 1984]. Разумеется, такая помощь ребенку должна быть оказана, но без «излишеств» и попыток сделать задание вместо ребенка.
Кроме того, нужно по возможности стремиться обеспечить преемственность системы инклюзивного образования на разных уровнях. Так, уровень подготовки к школе в детском садике должен соответствовать стартовым требованиям, предъявляемым первокласснику в школе. А программа вуза должна четко базироваться на знаниях, полученных в школе.
В идеале, преемственность должна соблюдаться всегда, и в традиционной системе образования тоже. Но, если нормотипичный здоровый ребенок в состоянии адаптироваться к новым требованиям с минимальной посторонней помощью, а физически здоровый студент просто сходит в библиотеку и восполнит все обнаруженные пробелы в знаниях самостоятельно, для инвалида это все может оказаться затруднительно.
Поэтому плавный переход с одного образовательного уровня на другой, «стыковка» полученных на разных уровнях знаний и дальнейшая адаптация ребенка-инвалида – это задача взрослых.
Такой опыт уже наработан, в частности, при переходе от дошкольного к школьному инклюзивному образованию. Ознакомиться можно в обзоре «Инклюзивная образовательная среда дошкольного образовательного учреждения и начальной школы: комплексный подход» [Ю. Богинская, 2015].
Есть наработки и для высших учебных заведений, где инклюзивная информационно-образовательная среда рассматривается как одно из условий формирования профессиональной компетентности студентов-инвалидов [М. Фидарова, С. Алборова, Е. Иванкова, 2020].
В целом, под содержательно-методическим компонентом подразумевается разработка индивидуального «маршрута» обучения и развития ребенка, адаптированного к его возможностям и обстоятельствам, гибкость образовательных методик и форматов обучения. Но для того чтобы все это воплотилось в жизнь, важно реализовать еще один основополагающий компонент инклюзии.
Коммуникативно-организационный компонент
Под коммуникативно-организационным компонентом подразумевается личностная и профессиональная готовность педагогов к деятельности в смешанных детских коллективах. Это не только собственный профессионализм и владение методиками преподавания.
Это еще и эмоциональный интеллект, умение сопереживать и научить этому физически здоровых детей, создать благоприятный климат в детском коллективе. А еще преодолеть сопротивление и непонимание со стороны родителей нормотипичных детей, многие из которых пока настороженно относятся к тому, что их дети будут учиться в одном классе с ребятами, имеющими отклонение в умственном или психическом развитии.
В этом плане очень интересно пилотное исследование взаимодействия педагогов и специалистов образовательной организации в рамках проекта «Инклюзивная образовательная среда» [Т. Сунько, 2020]. Отвечая на вопрос относительно сложностей работы в инклюзивном классе, 49,2% педагогов основной проблемой назвали неприятие инклюзивного образования родителями нормотипичных детей. Остальные 50,8% опрошенных педагогов главной трудностью считают недостаток дидактических материалов для реализации проекта инклюзивного образования.
При этом 18,8% педагогов относятся к идее инклюзивного образования однозначно положительно, 68,8% воспринимают идею скорее положительно, чем отрицательно, и лишь 12,4% опрошенных не сформировали свое отношение к данной теме.
Как бы там ни было, инклюзия в образовании набирает обороты, и все больше заведений реализует проект инклюзивной образовательной среды.
Так, проект «Инклюзивная среда в дошкольном образовательном учреждении» реализован МАОУ «СОШ №2 г. Немана» [М. Марквальд, 2018].
Проект «Инклюзивная среда в образовательной организации» воплощен в жизнь в МДОАУ №197 г. Оренбурга [А. Байданова, 2020].
Свой проект инклюзивной образовательной среды разработан в МБОУ Красноярской СОШ еще в 2013 году [Т. Поддубная, 2013].
Среди вузов в лидерах Высшая школа экономики. Здесь реализован масштабный проект «Инклюзивная высшая школа», направленный на создание комфортной образовательной среды для студентов-инвалидов [НИУ ВШЭ, 2017].
Итак, подытожим, что включает в себя инклюзивная образовательная среда (компоненты):
- Пространственно-предметный.
- Содержательно-методический.
- Коммуникативно-организационный.
Только в своем триединстве эти компоненты могут дать достойный результат и максимально возможную реализацию идеи инклюзивного образования в действии.
Мы желаем, чтобы любые предпринятые вами усилия приносили желаемый результат. Мы ждем вас на нашей программе «Лучшие техники самообразования». И просим ответить на вопрос по теме статьи: