Хотели бы поговорить с известными писателями, чтобы попросить у них парочку советов? Это сложно устроить, но вот почитать нашу статью вы можете хоть сейчас. Нужно ли планировать концовку? Как сделать свою речь живой? В каком состоянии следует писать, а в каком – редактировать? На эти вопросы вам ответят настоящие эксперты. А наша онлайн-программа «Сторителлинг» научить создавать увлекательные истории, писать просто и интересно.
Не планируйте концовку заранее
«На стадии планирования не придумывайте концовку. Она должна быть создана всеми героями, которые дойдут до нее»
Роуз Тремейн
Многие авторы не согласятся с этой идеей. Но суть посыла в том, что вы не должны бояться писать только потому, что не придумали всю историю до конца. Просто начните ее, живите жизнью персонажей, и они сами приведут вас к развязке.
Не ждите вдохновения, ищите его сами
«Вы не можете ждать вдохновения, вы должны идти за ним с дубинкой… И, если вы не найдете его, вы, тем не менее, получите что-то, что будет выглядеть так же удивительно»
Джек Лондон
Вряд ли можно найти профессионального автора, который смог бы в достатке прожить на одном вдохновении. К сожалению, это редкая птица. Джек Лондон, заядлый искатель приключений, находил ее в своих путешествиях. Он вдохновил поколения людей оставить комфорт дома и исследовать мир. Не сидеть, сложа руки, и ждать, пока идея сама упадет на вас. Ищите впечатления, живите полной и яркой жизнью, и у вас не будет проблем с вдохновением.
Пишите образами, а не фактами
«Не говори мне, что луна светит, покажи мне, как она блестит на битом стекле»
Антон Чехов
Закройте глаза. И попробуйте представить две следующие сцены:
- Луна светит.
- Отблеск света от битого стекла, на которое смотрит луна.
Какая из них кажется вам более яркой и впечатляющей? Думаем, что, как и Антон Чехов, вы бы выбрали вторую. Это упражнение отлично иллюстрирует принцип «покажи, не говори». Он делает текст намного более ярким и заманчивым, и заставляет включить воображение читателя.
Наполняйте текст смыслом, а не водой
«Каждое предложение должно делать одну из двух вещей: раскрывать характер или продвигать действие»
Курт Воннегут
Сюда хотелось бы добавить еще и совет Эдгара Аллана По, который сказал, что каждое предложение должно нести определенное настроение. Руководствуясь этим правилом, вы создадите действительно насыщенное произведение, читать которое будет легко и интересно.
Учитесь у мастеров
«Читайте, читайте, читайте. Читайте все: мусор, классику, хорошее и плохое, – и вы увидите, как они делают это. Будьте как плотник, который работает учеником у мастера»
Вильям Фолкнер
Ему вторит и Стивен Кинг, который умудряется каждый год читать по 70 книг: «Если у вас нет времени, чтобы читать, у вас не будет времени или инструментов, чтобы писать». В идеале вы должны не просто читать, а еще и анализировать прочитанное. Как разные авторы раскрывают своих героев? Какие литературные приемы они используют? Что стало секретом успеха этой книги, и почему она так зацепила читателя?
Незачем изобретать велосипед, вы можете использовать наработки признанных гениев.
Создавайте свои правила
«Игнорируйте все предлагаемые правила и создавайте свои собственные, подходящие для того, что вы хотите сказать»
Майкл Мурок
Если вы будете только подражать чужим произведениям, вы никогда не создадите ничего оригинального и не выработаете свой стиль. Исходите из правила, что идея диктует форму, а не наоборот. И если для выражения вашего замысла вам потребуется перевернуть классические формы с ног на голову – смело делайте это.
Делайте свою речь живой
«Если текст звучит, как написанный, я переписываю его заново»
Элмор Леонард
Вы ведь можете отличить написанную речь от живой, импровизированной? И наверняка согласитесь, что второй вариант обычно кажется более привлекательным. Между тем, многие начинающие авторы страдают от искусственности своего языка. Читатель всегда замечает это и не доверяет такому тексту.
Перечитайте написанное вслух. И если вы найдете его слишком неестественным, попробуйте переписать заново.
Сосредоточьтесь на одной вашей книге
«Забудьте о всех книгах, которые вы бы хотели написать. Думайте только о книге, которую вы пишете»
Генри Миллер
Как много недописанных романов лежат у вас на жестком диске, старея, как марочные вина? У всех начинающих авторов есть эта проблема. Придумать идею, вложить в нее пару тысяч слов, чтобы затем еще раз отвлечься на что-то заранее обреченное.
Это не так просто, но вы должны сосредоточиться на чем-то одном. Даже если в процессе вам приходит какая-то новая сногсшибательная идея, быстренько запишите ее куда-то и забудьте. Можете возвратиться к ней уже после завершения текущего проекта.
Отделите процесс написания и редактирования
«Пиши пьяным, редактируй трезвым»
Эрнест Хемингуэй
Данное правило не обязательно воспринимать буквально, хотя Хемингуэй частенько поступал именно так. Первая часть здесь означает, что при написании черновика вы можете пуститься во все тяжкие и дать полную свободу своему творчеству. Не обращайте внимания ни на какие правила, будь то стилистические или орфографические. Полностью отдайтесь потоку идей.
А вот когда начнете редактировать, будьте максимально педантичны и логичны. Вычищайте свой текст до блеска так, как это может делать исключительно трезвый человек.
Пишите, и еще раз пишите или вместо заключения
«Количество превращается в качество. Если вы напишете только несколько произведений, вы обречены»
Рей Бредбери
Ни одна страница из того, что вы написали, не пропадет даром – даже если этого никто и никогда не увидит. Все это сделает вас лучшим писателем. Конечно, если только вы будете извлекать уроки из каждого текста. Ищите ошибки и думайте над тем, как исправить их в следующий раз. Пишите снова и снова. Ищите ошибки снова и снова. Пишите.
Надеемся, эти десять советов помогут вам в вашем писательском труде. Но все же мы хотим посоветовать еще кое-что – наш курс «Писательское мастерство», который поможет вам еще лучше развить ваш писательский дар.
Желаем удачи и ждем на уроках!