Многие люди задаются вопросом, где найти время. И можно долго перечислять стандартные рекомендации по рационализации времени, но все они не найдут реального применения. Почему? Потому, что «время вообще» добывать бесполезно. Можно лишь добывать время под конкретную задачу. Время для развития детей, время для супруга, время для отдыха, время для чтения и т.д. Этому мы обучаем на онлайн- программе «Лучшие техники тайм-менеджмента». Вас ждет не только много полезной теоретической информции, но и практические методы по увеличению собственной продуктивности.
Цель времени
Поскольку для каждого время нужно под свои конкретные задачи, то прямо сейчас запишите, на что именно вам необходимо время. Если время нужно для развития ребенка, то важно понимать, чем именно вы хотите заняться с ребенком. Развить силу воли? Самостоятельность? А может пробудить любопытство к внешнему миру и оторвать от гаджетов? Все это масштабные цели, требующие продумывания конкретных шагов. К примеру, шаги для развития самостоятельности могут включать как простые операции по самостоятельному переодеванию, так и более сложные – приготовление пищи, планирование дня, наведение порядка.
Важно сфокусировать свое внимание на чем-то одном, ибо постановка навыков требует повторения, а единовременное занятие не приведет к устойчивому результату. К примеру, поставлена цель – освоение ребенком правил безопасности. И теперь задайте себе вопрос, реалистична ли эта цель? И если да, то как вы определите, что результат достигнут? К примеру, результатом может быть самостоятельное передвижение ребенка из школы домой и обратно. Итак, цель сформулирована и можно приступать к поиску времени (далее мы еще продолжим разбирать вышеназванный пример с целью).
«Короткое» и «длинное» время
День человека можно разделить на долгосрочные и краткосрочные дела. Есть дела, требующие полной концентрации, а также дела, которые выполняются «на автомате». Короткие промежутки времени для выполнения рутинных операций – это хороший источник дополнительного времени. Можно эффективно использовать время:
- в очереди;
- в пути;
- в ожидании встречи;
- дозваниваясь по телефону;
- во время приема пищи.
Идете по дороге по знакомому маршруту (тут очень важна автоматизация сопутствующего занятия) – уделите 5 минут поставленной цели. Если ребенок с вами, то можно завести разговор об опасных и безопасных участках на пути в школу, какими органами чувств можно заметить приближающую машину и т.д. Но даже если ребенка рядом нет, то и это время можно посвятить цели. Как? Например, продумывая тему для следующего разговора; анализируя сказки и мультфильмы, которые можно показать ребенку на тему безопасности; продумывая систему мотивации ребенка.
Также очень ценны длинные промежутки времени, не требующие активного внимания, в частности:
- принятие ванны/душа;
- мытье посуды;
- посещение салона причесок/красоты;
- во время спортивной тренировки (которая посещается регулярно и автоматизирована);
- длительные переезды.
Это время можно эффективно использовать для достижения поставленной вами цели. Продумайте, какие еще моменты необходимо обсудить с ребенком: общение с незнакомыми людьми, поиск людей-помощников в кризисной ситуации и т.д.
Эффективное использование времени требует достаточно большой осознанности человека в течение дня. Согласно исследованиям ученых, человек в течение дня бывает осознанным не более 53% времени. Увеличение времени осознанности требует усиленной работы мозга и, соответственно, быстро наступает переутомление. Поэтому любую задачу полезно разделять на легкие подзадачи и решать их постепенно, чтобы оставался запал на долгое время. Больший результат достигается при регулярном выполнении маленьких задач, чем при единовременном выполнении большой.
Вопросы-помощники
Поскольку процесс мышления может крутиться вокруг одной и той же мысли, то упорядочивание возможно с помощью вопросов по выбранной цели. Уточняющие вопросы можно разделить на три группы:
Вопросы на основании принципа объединения:
- Что я могу еще полезного сделать в этом месте (районе, городе, стране)?
- Какие еще вопросы мне интересно обсудить с данным человеком?
- Где быстрее найти качественную информацию по данному вопросу?
Смысл этих вопросов сводится к объединению различных задач по разным критериям: времени выполнения, месту выполнения, приоритетности.
Вопросы на основании принципа наоборот:
- Зачем я туда поеду? Можно ли решить данный вопрос другим/более эффективным способом?
- Зачем мне это делать? Может ли данный вопрос быть делегирован?
- Зачем мне это говорить и долго дискутировать по данному вопросу? Может, стоит об этом умолчать?
Смысл этих вопросов сводится к рассмотрению альтернатив текущей ситуации.
Вопросы на основании принципа разделения:
- Как я провожу свой рабочий день? Есть ли какие-то излишние действия?
- Как я провожу выходные? Какие именно действия позволяют восполнить силы, а какие напрягают или являются напрасными?
- Сколько времени я провожу на больничном или на приемах у врачей? Можно ли сократить это время, записавшись на спорт или другие оздоровительные мероприятия?
Смысл этих вопросов сводится к анализу, какие микродействия являются излишними в привычных делах. Например, вы тратите много времени на поиск продуктов в холодильнике. Или вы долго набираете текст на компьютере, не владея слепой печатью. На упорядочивание холодильника и на освоение слепой печати уйдет время. И может показаться, что вместо экономии возникает излишняя трата времени. И так будет, если не довести дело до конца. Поэтому важно найти силы для завершения начинания.
Таким образом, всегда можно найти дополнительные резервы времени в течение дня:
- Поставьте цель, настроив себя на определенный фильтр восприятия действительности.
- Проверьте, насколько она реалистична и какой конкретный результат будет означать ее достижение.
- Определите резервы «короткого» и «длинного» времени в течение дня.
- Продумайте маленькие шаги, которые реально выполнить во время найденного резерва времени.
- Задавайте себе вопросы, позволяющие оптимизировать временные затраты.
Будьте добрее к себе, ведь вы начинаете осваивать новую для себя сферу – систему тайм-менеджмента. Новые задачи – это определенное напряжение, без которого никак не может быть развития. И тут самое сложное, как и в любом новом деле, – начать. Если вы читаете эту статью – это уже первый шаг, а значит, вы уже на ступеньку выше. Главное – не останавливаться!