Представьте такую ситуацию: вы – глава редакции. На утренней летучке раздаете задания корреспондентам. Подробно объясняете, на чем заострить внимание. Через неделю подводите итоги их работы и обнаруживаете, что люди забыли или переиначили минимум треть ваших рекомендаций. Что это? Лень? Саботаж? Магнитные бури? Нет, обычный эффект выборочной памяти. Его изучает когнитивистика. Разбираемся, откуда это все берется и можно ли этот эффект побороть. И нужно ли…
Что это такое?
Хотя априори факт забывания некоторых или даже многих вещей может показаться проблемой, это совсем не так. Наш мозг не работает как записывающее устройство, которое воспроизводит в точности то, что оно занесло на ленту.
Скорее, мы реконструируем и даже конструируем наши воспоминания. Настолько, что те люди (их очень мало), которые легко и сразу запоминают любой аспект своей жизни с фотографическими подробностями, похожими на запись, являются носителями расстройства под названием «гипертимезия».
Что значит забывать – это не проблема. Помнить все – вот это проблема!
Для обозначения присущей большинству людей способности выгружать, убирать из мозга определенную информацию психологи используют термин «выборочная память».
Она же:
- избирательная;
- селективная.
Это феномен, который широко используется для обоснования того, почему человек может очень хорошо помнить одно и совершенно забывать о другом.
Простыми словами, это своего рода талант запоминать то, что подкрепляет собственную точку зрения, при этом игнорируя то, что неприятно.
Обычно мы говорим о выборочной памяти с иронией, видя в таких ситуациях признак аргументационной слабости. Как будто это что-то, выходящее за рамки обычного мышления.
Как раз наоборот. Выборочная память есть у всех. Так устроен человеческий мозг.
Наша память работает избирательно. Она отмечает то, что полезно. Как?
Создание значимых воспоминаний через эмоции
Как доказал видный американский когнитивный психолог Гордон Говард Бауэр, наша память очень тесно связана с нашими эмоциями [G. H. Bower, 1981].
Наш мозг способен различать переживания, имеющие высокую эмоциональную или личную ценность, и не важную информацию, и более эффективно запоминать те, которые наиболее важны для нас.
Из этого вытекает популярная в наши дни теория о том, что наша память работает предвзято даже в здоровом мозге. Это порождает склонность к подтверждению своей точки зрения или предвзятость подтверждения.
Мозговое сито, т.е. сам по себе процесс отсеивания и запоминания информации зависит от степени ее обработки во время кодирования. Чем выше уровень обработки, тем больше вероятность того, что информация запомнится, доказал канадский когнитивный психолог Эндель Тульвинг [E. Tulving, 1985].
Вот как все выглядит поэтапно:
- Сперва мы находим информацию, которая не соответствует нашим убеждениям.
- Затем мы начинаем испытывать из-за этого дискомфорт. Ведь такая информация ставит под сомнение идеи, важные для нас и на защиту которых мы потратили время и усилия.
- Далее мы принимаем решение, что значимость этой информации для нас менее важна, чем ее актуальность.
- По сути, сам по себе дискомфорт может быть причиной манипулирования, а затем и искажения поступившей в наш мозг информации.
- Превращаясь в воспоминание, информация деформируется до тех пор, пока не станет неузнаваемой и в конечном итоге не исчезнет в глубинах нашей памяти как таковая.
Однако, если для вас позарез важно этого не допустить и научиться ухватывать поступающую в мозг информацию, приходите на нашу онлайн-программу «Мнемотехники: развитие памяти».
Валентность
Как эмоции оказывают влияние на память, так и память оказывает влияние на эмоции.
Иногда мы очень хорошо помним то, что не оказало радикального влияния на нашу жизнь, но вызвало целый фонтан переживаний.
В целом, на память влияют два эмоциональных фактора:
- Степень активации.
- Валентность эмоции.
Эмоциональная активация, связанная со стимулом или ситуацией, фокусирует на них внимание, поэтому они лучше запомнятся в будущем, особенно если наше эмоциональное состояние будет похоже на эмоциональное состояние контекста обучения.
Однако сильные эмоции могут также влиять на другие типы памяти, особенно на процедурную и оперативную или рабочую память. Это влияет на консолидацию воспоминаний и связано с вниманием. Например, диссоциативные переживания, возникающие в условиях сильного стресса, затрудняют консолидацию информации.
В рамках психологии эмоций слово «валентность» используется для обозначения положительного или отрицательного качества. Воспоминания, связанные с приятными эмоциями, запоминаются лучше и детальнее, чем негативные.
Как доказал Бауэр, мы легче запоминаем эмоционально положительные события, если мы счастливы, и больше негативных переживаний, если нам грустно.
Нейробиолог Ноам Голдуэй изучает взаимосвязь между эмоциями и нашими воспоминаниями. Он указывает, что эмоции находятся на перепутье, где между различными мозговыми процессами происходит интенсивное взаимодействие. Эмоции влияют на эти процессы, а мы этого даже не осознаем.
Одним из наиболее пострадавших процессов является наша память. Каждое воспоминание на самом деле является записью пережитого опыта. Например, вы более чувствительны к определенным вещам, потому что у вас своя история. И это также будет определять, что вы усвоите из каждой ситуации.
Этот процесс, по мнению Голдуэя, соответствует фазе кодирования, но эмоция также влияет на процесс восстановления, и каждый раз, когда воспоминание «выходит наружу», оно имеет немного разные цвета. Каждый раз, когда воспоминание вынимают из памяти, оно проходит своего рода реактивацию. Оживает. При этом оно обязательно меняется: на него влияет то, что произошло, пока мы его «доставали» [N. Goldway, 2019].
Почему мы внезапно вспоминаем среди ночи?
Выборочная память тесно связана со спонтанной памятью, которая также не свободна от эмоций.
Ученые предполагают, но пока еще не знают наверняка, что этот тип воспоминаний находится в тех же нейронах, которые записывают самые важные воспоминания человека.
Именно на эти нейроны указывает исследование 2014 года. По мнению науки, когда мы что-то вспоминаем спонтанно, это может быть связано с тем, что нейроны-виновники служат одновременно как «хранилищем» наиболее интенсивных переживаний о прошлом, так и производителем спонтанных воспоминаний об этих событиях [S. A. Hall, 2014].
Повторение – мать учения
А что делать, когда информация не вызывает у нас ярких эмоций? Как в случае с вышеупомянутыми корреспондентами, которые взяли и проигнорировали треть из инструкций, полученных от главы редакции?
Ответ на этот вопрос знает любой учитель. Очень просто – повторять!
Повышение запоминаемости нейтральной информации через повтор осуществляется благодаря особому психологическому феномену под названием «эффект знакомства с объектом». Чем чаще мы что-то видим, тем больше оно нам нравится. Становится родным и знакомым. Частью нас самих.
Один из самых ярких экспериментов в этой области был проведен в далеком 1967 году. На протяжении двух месяцев на занятия в Университете Орегона ходил большой черный мешок. Очевидно, это был человек, одетый в черный мешок и знакомый преподавателям. Но не студентам! Сначала они относились к незнакомцу с враждебностью. Затем она переросла в любопытство. А в конце опыта – и вовсе в дружбу [R. B. Zajonc, 1968].
Повторение очень важно для закрепления информации в нашей памяти.
Как быть с травмами?
Травматические события также оставляют очень сильный след в памяти, что часто способствует появлению симптомов посттравматического стресса.
Зачем наш мозг хранит информацию о тех событиях, о которых нам меньше всего хотелось бы помнить?
Причина этого феномена кроется в инстинкте выживания.
Чтобы сэкономить несколько секунд или даже несколько тысячных долей секунды, которые могут означать разницу между жизнью и смертью, обработка события направляется непосредственно в миндалевидное тело, чтобы придать срочное эмоциональное значение различным ситуациям и получить ответ с максимально возможной срочностью.
Чтобы предотвратить подобные угрозы в будущем, миндалевидное тело создает очень точный след памяти, который непроизвольно активируется стимулами или обстоятельствами, которые были связаны с травмирующим событием. Именно этим обусловлены:
- Флешбэки – непроизвольные рецидивирующие воспоминания.
- Кошмары наяву.
- Эмоциональные и физиологические ощущения настороженности или тревоги в моменты или обстоятельства, в которых человек не находится в опасности.
Чрезмерная активация миндалевидного тела влияет на гиппокамп, который отвечает за обучение и обеспечивает условия и время для воспоминаний. При возникновении травмирующей ситуации гиппокамп не может нормально регистрировать происходящее. Это и вызывает пробелы в памяти, запутанные сцены. Затем мозг пытается их решить, наводит порядок в воспоминаниях и пытается придать им смысл, даже если для этого ему приходится... их изобретать. А мозг очень не любит неопределенности.
Во время травмирующего события жертва обычно сосредотачивается на главном пугающем событии, центральных деталях, которые могут остаться яркими в памяти, о которых обычно возникают повторяющиеся воспоминания. Другие менее важные детали, называемые периферийными деталями, могут не сохраняться. Они могут быть не закодированы, поэтому спустя годы может быть очень сложно, а иногда и невозможно извлечь нужную информацию из разума.
Когда же наша выборочная память преуменьшает информацию, это известно как когнитивный диссонанс. Феномен возникает, когда мы придерживаемся противоположных мнений, взглядов или убеждений или когда те не согласуются с нашим поведением. Это вызывает негативные эмоции, и, чтобы их облегчить, память отбрасывает одно из двух мнений, убеждений или взглядов, чтобы не возникало конфликта [M. Rodríguez Fernández, 2021].
Блокировка боли воспоминания
Проникая в тайны нашего разума, оптимистически настроенные ученые надеются, что со временем человечество научится стирать болезненную часть воспоминания, не удаляя само воспоминание.
Как? Применяя определенные химические вещества, ингибиторы варианта киназы, к соответствующим участкам мозга. Если проект будет иметь успех, это стало бы большим подспорьем в лечении посттравматических синдромов и проблем тревоги, вызванных травмой.
В фильме «Вечное сияние чистого разума» с Джимом Керри и Кейт Уинслет главные герои стирают свои воспоминания, чтобы забыть об отношениях друг с другом. Наука уже может сделать нечто подобное с животными. Следующий шаг – применить полученный опыт к людям.
Подопытным американских ученых стал брюхоногий обитатель Атлантического и Тихого океанов по имени морской заяц. У него мало нейронов, причем каждый нейрон достаточно крупный (для моллюска). Это позволило исследователям легко наблюдать за памятью в действии.
Как пояснил эксперимент Педро Бекинштейн из Института когнитивной и трансляционной нейронауки в Буэнос-Айресе [Favaloro, 2017], когда биохимический механизм мозга активируется, в одном пространстве могут быть закодированы несколько воспоминаний.
Ученые использовали модель памяти, которая стимулировала цепь воспоминаний, изменяющих поведение морского зайца. Со всеми нами случается, что, когда информация получена, она стабилизируется в цепи памяти. Этот процесс называется «След памяти». Это нейронное представление пережитого опыта.
Полученная информация передается в нейронную цепь, которая представляет собой установленный код, который можно восстановить или запомнить позже.
Когда воспоминание нужно извлечь из его хранилища, оно реорганизуется и собирается заново благодаря метаболическому процессу. Именно в этот момент ученые вводят в моллюска свой препарат.
Благодаря нему удалось стимулировать два сенсорных нейрона, связанных с мотонейроном. Один из нейронов стимулировали для индукции ассоциативной памяти, а другой – неассоциативной.
Измерив силу связей, ученые увидели, что разные типы памяти, связанные с разными стимулами, сохраняются благодаря двум вариантам белка.
Ученым удалось стереть один тип памяти, не затрагивая другой, заблокированный лампопротеином. Они также заметили, что можно стереть определенные воспоминания, блокируя молекулы, которые служат для производства этих белков или предотвращают их распад [D. Cai, 2012].
Эксплуатация эмоций и метапознание
Как мы уже упомянули, эмоциональная информация запоминается лучше, чем нейтральная или неэмоциональная. Этот феномен известен как эффект эмоциональности.
Эмоциональность, окрашенность информации может быть использована для влияния на общественное мнение.
Реклама и политическая пропаганда – два ярких примера того, как эмоциональность используется для влияния на мнения и действия людей. Суть в том, что в рекламе используются эмоциональные приемы, чтобы убедить потребителей купить продукт. Например, компания, продающая чистящие средства, может показать счастливую и удовлетворенную мать, убирающую свой дом, создавая эмоциональную ассоциацию между счастьем и использованием продукта.
Политики же часто используют эмоциональную риторику, чтобы заручиться поддержкой людей по таким вопросам, как:
- иммиграция;
- национальная безопасность;
- экономика.
Эксплуатируя эмоции людей, политические лидеры могут влиять на общественное мнение и в конечном итоге манипулировать решениями масс.
Что нужно, чтобы этому противостоять? Критическое мышление.
А еще, поскольку мы подвергаемся как корпоративной, так и политической пропаганде, нужно разбираться, какую роль играют метапознание и оценка нашей памяти в том, запоминаем ли мы эмоциональную информацию лучше, чем нейтральную.
Как понять «метапознание»? Метапознание – это способность людей размышлять о своих мыслительных процессах и способах обучения. Каждый человек в той или иной степени обладает метакогнитивными точками зрения, иногда неосознанно.
Наши оценки работы памяти могут повлиять на нашу способность запоминать эмоциональную, а не нейтральную информацию. Например, если мы уверены в своей способности запоминать эмоциональную информацию, то с большей вероятностью будем обращать внимание и тратить больше усилий на обработку и запоминание этой информации.
Кроме того, последующие оценки работы памяти могут повлиять на долговременную память. Следовательно, наши оценки работы памяти могут влиять на то, как мы запоминаем эмоциональную и нейтральную информацию, что сказывается на внимании, усилиях и глубине обработки информации.
Все это вознамерился проверить американский когнитивный психолог Дональд Маккей. Вместе с коллегами он предлагал участникам своего исследования смесь табуированных и нейтральных слов и просил запомнить как можно больше слов.
Результаты опроса показали, что участники запомнили большее количество табуированных слов, вызывающих эмоциональный отклик. Это связано с тем, что эмоционально валентные стимулы более заметны и, следовательно, лучше запоминаются, чем нейтральные слова [D. G. MacKay, 2004].
Какое облегчение для матерей, которые отдают малышей в детский сад, а потому удивляются, что их бутуз ругается матом! Это не ребенок неправильный, это мозг человеческий так устроен.
Именно метапознание отвечает за осознание наших процессов памяти, таких как:
- мониторинг;
- контроль.
Исследования показывают, что эмоциональная информация влияет на нашу способность прогнозировать будущую производительность памяти, известную как метакогнитивный мониторинг. Эти процессы жизненно важны для человеческой памяти, а эмоциональная информация запоминается лучше, чем нейтральная, из-за ее эффекта эмоциональной значимости.
Суждения об обучении, основанные на оценке нашей собственной памяти, могут повлиять на метапознание и память. Например, такие сигналы, как беглость перцептивной обработки и ценность слов, могут влиять на суждения об обучении. Однако метакогнитивные иллюзии, как положительные, так и отрицательные, могут влиять на взаимодействие между метапознанием и памятью.
Понимание этих процессов имеет решающее значение для улучшения памяти и обучения [M. A. Galascio, 2023].
Как бороться с забывчивостью?
Выборочная память является доказательством того, что ни наша личность, ни то, что, по нашему мнению, мы знаем о мире, не являются объективными истинами, к которым мы имеем доступ просто потому, что существуем долгое время. Точно так же, как наше внимание фокусируется на одних вещах в настоящем и игнорирует другие, нечто очень похожее происходит и с памятью.
Поскольку мир всегда переполнен количеством информации, которую мы никогда не сможем обработать полностью, мы должны выбирать, чему уделять внимание, и это то, что мы делаем сознательно или неосознанно. Исключением является не то, о чем мы не знаем и плохо знаем, а то, о чем мы обладаем относительно полным знанием.
По умолчанию мы не знаем:
- Что произошло?
- Что происходит?
- Что произойдет?
С одной стороной, это хорошо, потому что позволяет нам исключить информацию, которая не имеет отношения к делу. С другой стороны, это плохо, потому что привносится предвзятость.
Понимание феномена выборочной памяти позволяет нам не иметь нереалистичных ожиданий относительно нашей способности познавать себя и все, что нас окружает.
Вот что нужно укреплять, чтобы реже идти на поводу у выборочной памяти:
- Осознанность и самооценку. Понимание того, как выборочная память может повлиять на ваше восприятие, – это первый шаг к переменам.
- Критическое мышление. Применяйте свои навыки в этой области при оценке доказательств, лежащих в основе утверждений. Изучение качества доказательств и достоверности источников может помочь вам принять более обоснованные решения.
- Эмпатию и активное слушание. Изучая психологию избирательной памяти, мы осознаем важность эмпатии и активного слушания. Практика этих навыков может способствовать открытости к точкам зрения, отличным от наших.
- Умственную гибкость и адаптируемость. Желание изменить свои убеждения на основе новой информации имеет важное значение, чтобы не попасть в ловушку выборочных моделей памяти.
Научиться этому и многому другому можно на нашей онлайн-программе «Когнитивистика: развитие мышления».
А под конец мы хотели бы вам пожелать просто быть добрее к тем, кто постоянно что-то забывает.
Особенно к самим себе! И напоследок поучаствуйте в нашем опросе: