Как вы думаете, что должны знать и уметь все люди без исключения? «Читать, писать и считать», – скорее всего, ответите вы. И будете правы, даже если потом заходите добавить в список знание английского, умение работать на компьютере и нашу онлайн-программу «Самообразование». На самом деле, человечество с давних пор ищет некий универсальный перечень знаний «для всех». Примерно с тех самых, когда универсальными для выживания навыками были умение прятаться от хищников и охотиться на мамонта.
Исторический экскурс
Такая универсальность, предопределяющая выживание и, как следствие, потенциальную возможность дальнейшего развития, и легла в основу поиска. Действительно, а как выявить универсально необходимые знания, когда мамонты вымерли, а хищники остались лишь в лесу, куда люди без надобности больше не ходят? Люди достаточно быстро догадались, что это, конечно же, чтение, потому что тогда можно донести до сознания прочих сограждан любые другие знания.
Столь же логично к универсальным навыкам отнесли письмо, потому что, во-первых, книги до изобретения книгопечатанья переписывались от руки, а во-вторых, так каждый умеющий писать получал возможность сам поделиться своими знаниями и опытом. И навыки счета с момента возникновения товарного обмена и денег точно так же стали универсальной необходимостью, без которой даже сходить за хлебом либо продать излишек продукции на рынке было бы невозможно.
Вроде все логично, но почему тогда мы собираемся обсуждать 7 свободных искусств, а не всего 3? Тут самое время вспомнить, что вы ведь тоже, дай вам волю, не остановились бы на супертройке «чтение-письмо-счет», а добавили бы туда английский, компьютер, приемы оказания первой медицинской помощи и что-нибудь еще на свое усмотрение. Точно так же каждая историческая эпоха дополняла список необходимых базовых знаний. Если сейчас никуда без компьютера и английского языка, то в 19 веке никуда было без французского языка и изящных бальных танцев.
И еще одна ремарка: современное понимание искусства, как творческого переосмысления действительности и художественного выражения мысли, сформировалось по историческим меркам недавно. В период Античности к искусствам причислялась любая деятельность. Так, ремесла (ткачество, шитье, кулинария, земледелие, строительство, кузнечное дело и т.д.) считались прикладными искусствами. А занятия, не требующие физического труда, именовались свободными искусствами. Список этих занятий сформировался не в одночасье.
Считается, что у истоков универсализированной системы обучения, основанной на 7 свободных искусствах, находился древнегреческий философ и математик Гиппий Элидский (460-400), дававший «уроки мудрости» за деньги и искавший способ упорядочить подачу учебного материала. Его деятельности посвящены интересные научные исследования. В частности, Der Sophist Hippias von Elis («Софист Гиппий из Элиды») [J. Mähly, 1860].
К слову, Гиппий наглядно продемонстрировал пользу письменности для сохранения и передачи информации. Он составил список победителей всех прошедших к тому моменту Олимпийских игр, что оказало огромную помощь историкам будущего в восстановлении хронологии и нюансов событий. Это помогло понять, как формировалась программа Олимпийских игр, какими видами спорта дополнялась в разное время и т.д.
В дальнейшем над темой унификации базового образования размышляли древнегреческие философы Никомах (60-120), Секст Эмпирик (100-190), Августин Блаженный (354-430), древнеримские писатели и философы Марциан Капелла (360-428), Боэций (480-526), Кассиодор (490-585) и прочие. В частности, Марциан Капелла написал трактат De nuptiis Philologiae et Mercuri («О бракосочетании Филологии и Меркурия»), где представил каждую из наук в художественном образе [М. Капелла, 2019].
Свободным искусствам посвящено 88-е письмо Сенеки (4-65), где он предостерегает, что знание ни в коем случае не является заменой добродетели [Л. Сенека, 2010]. «Нравственные письма» Сенеки – это формат, в котором древний мыслитель делится своим жизненным опытом и своими взглядами на события, современником которых он был.
Тот факт, что 7 свободным искусствам посвящено отдельное творение философа, свидетельствует о большом резонансе обсуждаемых идей в научном сообществе. Проследить становление 7 свободных искусств можно, прочитав книгу «Свободные искусства и философия в античной мысли» [И. Адо, 2012].
Так или иначе, к эпохе Раннего Средневековья были выделены обязательные для желающего получить образование человека предметы, которые и получили название 7 свободных искусств. Предметы обязательного образовательного цикла были разделены на 2 части. Сначала изучали тривиум: грамматику, логику (диалектику) и риторику. Затем начинали изучать квадривиум: арифметику, геометрию, астрономию и музыку.
Программа обучения и пояснения к материалу по каждому предмету расписана в книге древнеримского богослова Исидора Севильского (560-636) «Этимологии, или Начала. В XX книгах. Кн. I-III: Семь свободных искусств» [И. Севильский, 2006].
Программа обучения
Итак, что именно изучали в рамках тривиума и квадривиума по каждому предмету? Если мы посмотрим на оглавление книги Исидора Севильского, увидим, что она имеет много схожего с учебным планом, отображающим структуру курса.
Так, после первых двух вводных глав «О науке и искусстве» и «О семи свободных искусствах» идут главы «О греческих буквах» и «О латинских буквах». Другими словами, обучение начинается с алфавита, как и в современной школе. Далее идут разъяснения, что такое грамматика и части речи. Отметим, что в Средневековье имя существительное называлось просто «имя» (nomen).
Кроме того, мы видим, что в Средние века были известны такие части речи, как наречие, причастие, предлог, междометие и прочие, каждой из которых посвящена отдельная глава. Точно так же отдельные главы посвящены фонетике, слогам, ударениям, орфографии, пунктуации, фигурам речи, различным ошибкам.
Интересно вот что: в курсе грамматики отдельно изучались так называемые «юридические знаки», «воинские знаки», «тайнопись», «жестикуляция». В первых двух случаях шла речь об общепринятых в юриспруденции и военном деле сокращениях.
Под жестикуляцией понималась невербальная система передачи информации, а под тайнописью – система шифрования информации. Например, как вариант, часть слов в сообщениях шифровали путем замены буквы на следующую: В вместо А, С вместо В и т.д. Вместо последней Z писали две буквы А (АА). Считалось, что каждый образованный человек должен понимать и такую систему записи информации.
В части, посвященной риторике и диалектике, прослеживается прикладной характер учебной дисциплины. Так, ораторское мастерство было востребовано преимущественно в судах, чтобы доказать чью-либо вину или же, наоборот, отстоять невиновность подозреваемого. Помимо собственно риторических приемов в этом разделе содержатся пояснения терминов и понятий тогдашней юриспруденции.
И, наконец, в части, касающейся точных наук, обучение начинается с понятия, что такое число, что такое четные и нечетные числа. Тут стоит уточнить, что в Древнем Риме, когда произошло формирование 7 свободных искусств, как основы системы обучения, использовались для счета римские цифры: I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII и т.д. Поэтому и арифметика излагалась применительно к особенностям счета при помощи римских цифр.
Курс астрономии давал представление о небесной сфере, Солнце, Луне, звездах и созвездиях. Интересующиеся могут почитать о каждом из созвездий, названия которых сегодня фигурируют во всех гороскопах: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы и т.д. Из книги Исидора Севильского вы узнаете, как эти названия связаны не только с положением звезд, но и с климатическими особенностями разных сезонов года.
И, наконец, весьма интересно определение музыки в контексте 7 свободных искусств. Исидор Севильский считает, что музыка – это опытность в ритмах, состоящая из звука и пения. А само название «музыка» является производным от слова «муза». С точки зрения теории, в музыке различалась гармоника, ритмика и метрика.
Стоит отдельно остановиться на определении диеза. В тогдашнем понимании это некие интервалы и переводы ритмизирования, переходы из одного звука в другой. Уточним, что в современном понимании диез – это повышение звука на один полутон. Также уточним, что у Севильского еще нет понятия «бемоль», что означает понижение звука на один полутон.
Так в общем виде выглядела программа изучения 7 свободных искусств. В эпоху Средневековья их изучали в университетах на так называемом младшем факультете, который еще часто именовали артистическим (от art – «искусство»).
После окончания младшего факультета можно было выбрать один из трех факультетов для дальнейшего обучения: богословский, медицинский, юридический. Большинство университетов в эпоху Средневековья было устроено именно по такой схеме, о чем более подробно можно прочитать в книге «Средневековые университеты» [Н. Суворов, 2012].
Значение 7 свободных искусств для становления системы образования
7 свободных искусств являлись базовыми для университетского образования на протяжении нескольких столетий, и только в 13 веке зашла речь о том, что этих знаний явно недостаточно, чтобы продолжить обучение в университете. Во всяком случае именно так историки трактуют высказывание философа и теолога Фомы Аквинского «Septem artes liberales non sufficienter dividunt philosophiam theoricam» (7 гуманитарных наук не разделяют теоретическую философию должным образом).
Начиная с 16 века, система образования на основе 7 свободных искусств уступает место классическим гимназиям, а предметы, входившие в тривиум и квадривиум, выносятся за рамки университетской программы. Собственно, с формированием гимназий отпала и сама необходимость в так называемых младших факультетах университета, потому что подготовительные к обучению в университете функции взяла на себя гимназия. В университеты стали принимать лишь тех, кто успешно прошел курс гимназических наук.
Показательно, что при всех трансформациях системы образования предметы, входившие в 7 свободных искусств, сохранили свое значение и в гимназиях. В какой-то степени исключение составляла разве что музыка, потому что не везде этот предмет был обязательным, как, к примеру, грамматика и арифметика. Однако были гимназии, где обязательно изучали не только музыку, но и танцы, так что и исключение не совсем однозначно.
В любом случае вывод о недостаточности «комплекта» из 7 свободных искусств нашел свое отражение в расширении программы обучения. Правда, не в 13 веке, к которому историки относят первые упоминания о недостаточности 7 свободных искусств, а намного позже, уже в эпоху Нового времени.
Так, программа обучения в гимназии была расширена за счет предметов естественно-научного цикла (физика, химия, биология, география). Кроме того, в гимназиях стали изучать больше гуманитарных предметов (история, литература, немецкий, французский и другие языки). Во многих гимназиях на обязательной либо факультативной основе преподавали рисование и физкультуру.
Это общие тренды для образовательных учреждений Европы и России. Подробнее можно почитать, в частности, в книге «История средних учебных заведений в России» [Г. Шмид, 1878]. Об истории западного образования интересно написано в книге The history of education («История образования») [Е. Cubberley, 1920].
Разумеется, в разных странах и даже регионах страны были свои отличия и в выборе предметов преподавания, и в плане обязательности их изучения (обязательно или факультативно). Например, в Казани в гимназии в период с 1798 года изучались военные науки: фортификация, артиллерия, тактика. И только в 1804 году учебный план был приведен в общее соответствие с программой гимназий, а гимназия подчинена Министерству народного просвещения.
Так или иначе, значение 7 свободных искусств сложно переоценить. Во-первых, они были основой базового образования на протяжении нескольких веков. Во-вторых, они не утратили своего значения даже при смене парадигмы образования, лишь переместившись из университетов в гимназии.
Таким образом, можно констатировать, что еще в эпоху Древней Греции, в 5 веке до нашей эры, удалось достаточно точно наметить контуры грядущей системы образования на много веков вперед и достаточно адекватно оценить потребность общества в универсальных знаниях.
Собственно, и сейчас практически все предметы изучаются в рамках общеобразовательной школы во всех или почти во всех странах мира. Нет разве что предметов с названием «риторика» и «диалектика». Однако если мы вспомним, что в части, посвященной риторике и диалектике, прослеживался прикладной характер учебной дисциплины, и в этом разделе содержались пояснения терминов и понятий тогдашней юриспруденции, то мы без труда найдем аналог и в нынешней школьной программе. Сейчас этот предмет называется «Основы права». Нашлось место и диалектике. Так, в программу курса «Обществоведение» традиционно входят основы философских знаний, а значит, и диалектики.
Разумеется, невозможно ожидать, чтобы с течением времени и развитием науки наполнение учебных дисциплин оставалось прежним. Мы сразу начали с того, что и 7 искусств сложились в стройную четкую систему далеко не сразу. Даже чисто хронологически со времен Гиппия Элидского до эпохи Раннего Средневековья прошла примерно тысяча лет. Еще столько же прошло с момента, когда система обучения на основе 7 свободных искусств уступила место гимназическому образованию.
Такое долгожительство системы можно объяснить как гениальностью самой системы, так и относительно невысокими темпами развития науки и общества, которые не идут ни в какое сравнение с теперешними. Это предопределило актуальность разработанной системы обучения на долгие столетия. Хорошо это или плохо? И возможно ли сейчас изобрести нечто такое, что будет незыблемо следующую тысячу лет?
В принципе, любая стабильность для развития науки и общества – это хорошо, если только не превращается в стагнацию. Собственно, именно стагнация в значительной степени и предопределила упадок Средневековья и необходимость перехода на новый уровень в самых разных сферах, от строительства и производства до науки и искусства.
Возможно ли сейчас изобрести нечто такое, что будет незыблемо следующую тысячу лет? Скажем для примера, что такой предмет, как информатика, стали изучать в школе по историческим меркам сравнительно недавно, примерно 40 лет тому назад. Естественно, наполнение учебной дисциплины претерпело и будет претерпевать определенные изменения, однако оснований полагать, что необходимость базовых компьютерных знаний куда-то исчезнет, точно нет. Таким образом, на стыке тысячелетий человечество уже сделало рывок в образовании, необходимость которого каких-то 70-80 лет назад нельзя было даже представить.
И, наконец, хоть 7 свободных искусств и не были искусствами в нашем современном понимании, они служили источником вдохновения для творцов прошлых столетий. Причем к этой теме творцы обращались даже в эпоху, когда свободные искусства в качестве основы базового образования вроде как уже утратили свое первоначальное значение.
Так, художник эпохи Возрождения Джованни Баттиста Тьеполо написал картину «Меценат представляет Августу свободные искусства»:
Уточним, что Гай Цильний Меценат – это друг и советник Октавиана Августа. Гай Цильний Меценат слыл большим поклонником искусства и покровителем поэтов, а словом «меценат» с тех пор называют всех, кто покровительствует искусству и помогает творческим людям в реализации их проектов.
Тема нашла отражение и в декоративно-прикладном искусстве. Специалистами обнаружен фламандский гобелен 17 столетия, эскиз для которого сделал нидерландский художник Корнелис Схют. Корнелис изобразил каждое из искусств в виде некоего персонажа, попытавшись передать характер искусства через характер героя:
По некоторым данным, существовала разрозненная серия гобеленов, посвященных отдельно каждому из 7 свободных искусств, а вышеуказанный гобелен стал логическим завершением серии, где все 7 свободных искусств изображены вместе.
Стоит ли такой интерес к теме трактовать, как желание увековечить 7 свободных искусств для истории? Или дело в том, что свободные искусства в 17-18 веке не настолько утратили свое первоначальное значение? Сказать сложно, однако произведения искусства – и картина, и гобелен – весьма красивы и изящны, а глубина проработки сюжета показывает огромный объем приложенных усилий.
Такой огромный труд вкладывается лишь тогда, когда тема почему-либо актуальна, потому что вряд ли кто-то будет тратить время на вещи, которые заведомо не найдут отклика, если это только не личная прихоть или драма художника. Поскольку в основу произведений искусства положен элемент системы образования, вряд ли это можно отнести к личной прихоти или драме. Следовательно, существовал запрос общества или власти на популяризацию данной темы в таком контексте.
Это вкратце все, что мы хотели вам рассказать о 7 свободных искусствах. И о том, насколько образование и самообразование были актуальны для людей во все времена с тех самых пор, как человек осознал пользу знания. Сейчас все намного проще, и получить нужные навыки обучения вы сможете, не выходя из дома, если, к примеру, пройдете нашу программу «Самообразование». Мы желаем, чтобы все получаемые вами знания были интересны либо полезны, а лучше и то, и другое одновременно…