Блог о саморазвитии

4C/ID-модель для повышения эффективности образования

4C/ID-модель для повышения эффективности образования

4C/ID-модель – это эффективная программа для обучения и развития студентов. Она основывается на четырех принципах: изучение целостных задач, учет проблемных аспектов, предоставление поддержки в виде решений и организация обучения таким образом, чтобы студентам было комфортно достигать желаемых результатов. В этой статье мы рассмотрим основные компоненты 4C/ID-модели и выясним, почему она так привлекательна для педагогов и студентов.

Забегая вперед, отметим, что модель подходит для самообучения в том числе. С ее помощью материал усваивается эффективнее и интегрируется в жизнь и реальные навыки. Каким еще образом достичь такого эффекта, вы узнаете на онлайн-программе «Лучшие техники самообразования». Учиться всегда интереснее и увлекательнее, когда понимаешь, зачем. Приглашаем вас на онлайн-программу «Из мечты в цель», на которой вы освоите техники трансформации желаний в реальные алгоритмы действий и узнаете, в чем секреты успешных людей.

Что такое 4C/ID-модель?

4C/ID-модель (Four-Component Instructional Design) – это систематизированный подход для эффективного обучения сложным навыкам и задачам [4cid, 2023]. Он используется в случаях, когда обучающемуся недостаточно просто приобрести набор навыков и знаний, а необходимо интегрировать их в жизненный образовательный опыт. Иными словами, проектирование программы обучения отталкивается от задачи, а не задача интегрируется в существующую систему передачи знаний.

Модель 4C/ID была разработана бельгийскими учеными Йеруном ван Мерриенбуром, Отто Джелсмом и Фредом Паасом в конце 1980-х годов и впервые описана в 1997 году. Подробное описание модели было опубликовано в 1997 году в книге Йеруна ван Мерриенбура Training Complex Cognitive Skills («Тренировка сложных когнитивных навыков»).

Компоненты модели

Модель состоит их четырех компонентов (4C), которые, в свою очередь, разделены на шаги:

  1. Постановка учебной задачи (learning tasks) или симуляция проблемы. На этом этапе происходит аутентификация задач – их буквально вытаскивают из реальной жизни в виде какой-то проблемы или действия, которому нужно научиться. Затем эти самые задачи трансформируются в учебные и заключаются в план обучения. Предполагается, что шаги задачи постепенно становятся сложнее, при этом автономность обучающегося увеличивается, а поддержка со стороны педагога или куратора уменьшается. Шаги этапа: сбор учебных задач, определение критериев их оценки, создание последовательности.
  2. Вспомогательная информация (supportive information). На этом этапе происходит сбор информации для обучения – теории описания предметной области, ее принципов и правил. Шаги этапа: разработка вспомогательной информации, анализ стратегий, анализ ментальных моделей.
  3. Своевременная информация (procedural information).. Это чек-листы, методички, пособия – любые материалы, которые помогают обучающемуся сосредоточиться на решении задачи здесь и сейчас, а не вспоминать что-то из теории и тратить на это время. Шаги этапа: проектирование своевременной информации, анализ когнитивных правил, анализ предварительных знаний.
  4. Частичная практика (part-task practice). В этой фазе обеспечивается поддержка для студентов, чтобы они могли применить приобретенные навыки и знания на деле. Поддержка может выражаться в виде подсказок, руководств или дополнительных информационно-вспомогательных ресурсов. Если аутентичные задачи оказались достаточно сложными и не были освоены учеником, для него формируются дополнительные упражнения и тренажеры. Шаг этапа: разработка частичной практики.

Суть 4C/ID-модели: мы берем аутентичную задачу или проблему из жизни, а затем находим способы помочь ученику научиться решать эту проблему или задачу так, чтобы этот процесс дошел до автоматизма в его действиях.

Согласно задумке авторов, всего в модели 10 шагов. При самостоятельном их освоении вся последовательность может показаться сложной и запутанной. Это нормально. Начните с основных компонентов, а уже затем раскладывайте каждый из них на шаги.

Рассмотрим систему на примере. Представьте, что вы изучаете какое-то новое дело, например, готовку пиццы. 4C/ID-модель – это как план, который помогает научиться готовить пиццу очень хорошо:

  1. Идентификация задачи. Сначала вы определяете, почему и как вам нужно готовить пиццу. Задачи – это как вопросы или задания, которые помогут вам понять, какие именно шаги нужны.
  2. Сбор информации. Тут вам будет предоставлена ​​информация о том, какие ингредиенты нужны, как их выбрать и подготовить. Вы ищете историю пиццы, рецепты – собираете информацию об изучаемом объекте.
  3. Обучение. Возможно, рядом с вами есть опытный повар, который показывает, как размешивать тесто и выкладывать начинку. Или вы учитесь этому самостоятельно с помощью мастер-класса онлайн или в записи. На этом этапе вы учитесь делать все правильно.
  4. Практика. Здесь вы можете самостоятельно приготовить пиццу даже без помощи.

В конце концов, благодаря 4C/ID-моделям вы не только научитесь готовить пиццу, но и поймете, почему каждый шаг важен. Это очень простой пример использования системы, который доказывает, что ее можно использовать для самообразования [4cid] .

Зачем нужна модель?

Основная цель 4C/ID-модели заключается в создании эффективного процесса обучения через разработку и реализацию задач. При этом учитываются реальные проблемы и ситуации, с которыми студенты могут столкнуться в будущей профессиональной практике.

Модель стремится к достижению высоких уровней понимания, применения, анализа и оценки у студентов, возникающих на навыках и знаниях, которые они развивают через обучение в жизненном контексте. Система способствует активному вовлечению и участию студентов в образовательном процессе.

4C/ID – это принцип, по которому строится образовательная программа, максимально приближенная к жизни, а не такая, которая охватывает только определенные темы. Выпускники образовательных учреждений и курсов, которые обучались по таким образом построенной методике – это готовые специалисты, которым не говорят «забудьте, чему вас учили». Они уже умеют решать реальные задачи. Собственно, это и было предпосылкой для разработки модели 4C/ID.

Алгоритм 4C/ID-модели

Теперь разберем компоненты проектирования образовательной программы по модели 4C/ID подробнее. Представим его в виде гайда для методиста с чек-листами [LLLab, 2022].

Компонент 1. Учебные задачи

Первый этап включает в себя три шага:

  1. Сбор задач.
  2. Определение критериев оценки.
  3. Создание последовательности.

Далее мы разберем каждый из них.

Говоря об учебных задачах, мы будем использовать следующие термины:

  • Аутентичная задача – это проблема, которая есть в реальной жизни и ее необходимо решить прикладным образом, т.е. практически.
  • Условие – контекст, в котором предстоит решить аутентичную задачу.
  • Цель – желаемый или приемлемыйвариант решения поставленной задачи.
  • Решение – прописанные шаги, совершая которые ученик достигнет цели.
  • Учебная задача – адаптированная под решение в рамках образовательного курса аутентичная задача.
  • Дерево навыков – иерархия навыков, необходимых для решения аутентичной задачи.
  • Неповторяющиеся навыки – умения, используемые учениками для решения любой задачи, независимо от ее специфики. В помощь им вспомогательная информация: памятки, правила и т.п.
  • Повторяющиеся навыки – умения, используемые для решения задач, основанные на своевременной информации – чек-листах, гайдах.
  • Требующие автоматизма навыки – умения, используемые без размышлений. Развиваются вследствие дополнительной практики.

Далее перейдем к теории.

Шаг 1. Сбор учебных задач

Чтобы определить аутентичные задачи, методисты проводят исследования, опросы, анкетирование, наблюдение – им необходимо найти проблемы, которые ученики должны научиться решать. Затем для задачи выделяются цель, условие и решение. Важно помнить, что сложность для ученика должна увеличиваться, а поддержка – уменьшаться.

Чек-лист для методиста:

  1. Провести исследование на выявление аутентичных задач.
  2. Определить аутентичные задачи.
  3. Выявить аутентичные задачи в соответствии с критериями:
  • Задача находится в поле профессиональной деятельности специалиста.
  • Имеющаяся информация о проблеме неполная.
  • Одно единственно верное решение отсутствует.
  • Задача охватывает несколько предметных областей.
  • Задачу нельзя описать в полной мере – в реальной жизни вводные могут отличаться.
  1. Выделить условие, цель и решение для аутентичной задачи.
  2. Составить несколько учебных задач на основе собранных данных в виде кейса, перевернутой задачи, задачи с неопределенной целью, задание на завершение или аналогию, полуструктурированную проблемную задачу.

В результате первого шага должна быть выявлена и описана аутентичная задача и сформирован список этих самых задач.

Пример: если мы делаем курс для начинающих маркетологов, то выясняем, что будущий специалист выполняет задачи по анализу продукта, оценке конкурентов, разработке стратегии продвижения и т.д. Значит, во время курса мы должны научить его работать по каждой из перечисленных задач.

При этом, если оценка конкурентов – это аутентичная задача, ее следует изучить с помощью готовых кейсов, практических примеров, задач на завершение действия, например, в готовом перечне критериев оценки конкурирующих компаний добавить свои и т.д.

Шаг 2. Определение критериев оценки

Второй этап работы с учебной задачей – построение дерева навыков, нужных для разрешения ранее выявленной аутентичной задачи. Каждый навык необходимо оценить и определить для них поведенческие идентификаторы.

Чек-лист для методиста:

  1. Построить дерево под каждую выявленную аутентичную задачу.
  2. Определить для каждого навыка категорию: неповторяющиеся, повторяющиеся, требующие автоматизма.
  3. Определить систему оценки навыков по поведенческим индикаторам и градации их оценки.

По итогу у методиста под каждую аутентичную задачу должно быть построено дерево навыков с их описанием и критериями оценки.

В нашем примере на аутентичную задачу по анализу конкурентов для маркетолога мы выявляем навыки так:

  1. Одна из задач первого порядка: построение карты конкурентов.
  2. Во второй порядок навыков отнесем определение по каждому конкуренту, доле рынка и темпам роста продаж.

Далее эти задачи могут дробиться на более мелкие, те, которые будут уходить уже в навыки третьего и далее порядка. Повторяющимся действием в данном случае будет сбор информации, неповторяющимся – разработка таблицы с конкретными критериями анализа, требующим автоматизма – выведение результатов анализа.

Шаг 3. Определение последовательности задач

Следующий этап – сравнение составленного в предыдущем шаге дерева навыков со списком учебных задач. Методист оценивает, достаточно ли их для формирования нужных навыков. Если недостаточно, имеет смысл создать дополнительные задачи.

Теперь можно приступать к сборке учебной программы. Для этого задачи составляются в последовательности по принципу:

  1. От простого к сложному.
  2. Дробление задачи и выстраивание обратной последовательности с конца.
  3. Индивидуальная последовательность для учеников для их персональной траектории.
  4. Самонаправленное обучение, когда ученику предлагается самостоятельно выбрать последовательность решения задач.

Порядок задач от задачи к задаче может отличаться в рамках одной последовательности. Методист может использовать один из следующих подходов:

  1. Корректировка условий решения поставленной задачи. Например, для анализа конкурентов сначала используем два критерия, затем три, пять и т.д.
  2. Определение задач, где внимание уделяется разным навыкам. Пример: ученик по-прежнему анализирует конкурентов, но внимание уделяет способам привлечения ими клиентов.
  3. Прогресс наращивания знаний. Сначала ученик выполняет задачи с минимальным количеством действий, затем сложность увеличивается, к решению нужно подключать больше дополнительных шагов и информации.

Результатом реализации последовательности должно быть освоение навыков и получение опыта, необходимого ученику для самостоятельного решения аутентичных задач в реальной жизни.

Чек-лист для методиста:

  1. Опционально добавить дополнительные задачи для развития необходимых навыков.
  2. Выстроить последовательность учебных задач по принципу от простого к сложному, дроблению задачи и решению с конца, индивидуальной последовательности или выбору учеником алгоритма движения.

В результате реализации третьего шага получается готовый учебный план.

Вернемся к задаче для маркетолога – провести анализ конкурентов. Под нее подготовим еще три подзадачи:

  1. С обратной последовательностью: предоставим готовый анализ с исходным ТЗ. Ученику необходимо проанализировать уже готовый анализ на соответствие запросу клиента.
  2. На завершение: предоставим ученику набор собранных данных и ТЗ. Ему предстоит структурировать информацию под запрос клиента.
  3. Без полной структуры: ученику предоставляем только ТЗ от заказчика, по которому ему предстоит собрать аналитику.

Подход к задаче с разных сторон помогает ученику закрепить навыки и утвердить знания, после чего он не растеряется при встрече с реальной задачей в жизни и будет знать, как ее решить.

Компонент 2. Вспомогательная информация

Вспомогательная информация (supportive information) – второй этап модели 4C/ID. Он состоит из трех шагов:

  1. Структурирование.
  2. Анализ когнитивных стратегий.
  3. Анализ ментальных моделей.

Вспомогательная информация – данные, которыми необходимо обладать ученику для решения поставленной аутентичной задачи. Ее составляют три компонента:

  1. Ментальная модель – описание области знаний, в поле которой должна разрешиться аутентичная задача. Сюда отнесем теории, понятия, концепции, структуру, принципы работы и т.п.
  2. Когнитивные стратегии – непосредственные способы решения задач. Это алгоритмы действий.
  3. Когнитивная обратная связь – это процесс, когда мы получаем информацию о том, как мы усваиваем и понимаем новые знания и навыки. Эта информация помогает нам корректировать и улучшать наш процесс обучения для получения максимальной пользы от учебного материала. Достигается путем оценки выполнения заданий, взаимодействия с преподавателем, экспертами, коллегами.

Вспомогательная информация способствует развитию неповторяющихся навыков, реализация которых зависит от контекста: ведение переговоров, решение конкретной проблемы или задачи, принятие решений в настоящем времени.

На этом этапе методист проектирует вспомогательную информацию под курс, в рамках которого происходит обучение решению конкретной задачи.

Шаг 4. Структурирование вспомогательной информации

На этом этапе происходит формирование теоретической базы для решения конкретных аутентичных задач.

Методист на данном шаге должен изучить тему курса, понять организацию теоретической и практической информации, выявить когнитивные стратегии и достаточность их полноты и проработки.

В случае, если ментальные модели и когнитивные стратегии недостаточно хорошо разработаны или противоречивы, методист переходит к их анализу.

Шаг 5. Анализ когнитивных стратегий

Методист взаимодействует с экспертами исследуемой области и выявляет их когнитивные стратегии, используемые для решения аутентичных задач, затем эту информацию интегрирует в курс.

Чек-лист для методиста:

  1. Провести интервью с экспертами в заданной области.
  2. Проанализировать способы решения задач, которые используют эксперты.
  3. Ввести выявленные способы в программу обучения.

В результате работы над анализом когнитивных стратегий методист получает актуализированную примерами реальной практики программу обучения. У него есть алгоритмы для решения конкретных задач. Например, для будущего маркетолога когнитивная стратегия по решению учебной задачи на построение тактики продвижения канала в СМИ получит следующий алгоритм:

  1. ТЗ и референс.
  2. Проведение аналитики внутри канала.
  3. Определение тематики и формата.
  4. Составление контент-плана.
  5. Согласование с заказчиком.
  6. Внесение правок при наличии.
  7. Реализация – направление заданий копирайтерам, дизайнерам, таргетологам.

Шаг 6. Анализ ментальных моделей

Теперь методисту предстоит исследование концепций, теорий и понятий, которые необходимы ученику для решения жизненных задач.

Чек-лист для методиста:

  1. Провести интервью с экспертами по теме программы обучения.
  2. Провести анализ области в поле концепций теории и их взаимодействия с принципами применения.
  3. Собрать информацию об области предмета и переработать ее в ментальные модели.

В результате должно прийти понимание о рабочем пространстве будущего специалиста. Для начинающих маркетологов это могут быть:

  • Принципы работы в ActiveCampaign.
  • Основы анализа данных.
  • Основы анализа сценариев и т.д.

Иными словами, в результате анализа ментальных моделей методист создает поле для деятельности будущих экспертов, в котором они будут решать жизненные задачи.

Обратная когнитивная связь

Авторы модели 4C/ID блок об обратной когнитивной связи не выделили в отдельный шаг, но описали его [Cambridge, 2014]. Для создания эффективной обучающей среды методисту необходимо обеспечить ученикам и педагогам пространство для взаимодействия, где они будут получать обратную связь по общим и индивидуальным проектам, домашним заданиям и т.д. Это может быть чат, система тегов для координации общения в чатах, групповые дискуссии, в том числе с привлеченными экспертами.

Компонент 3. Своевременная информация

Своевременная информация (procedural information) – третий компонент модели 4C/ID, состоящий из трех шагов:

  1. Проектирование своевременной информации.
  2. Анализ когнитивных правил.
  3. Анализ предварительных знаний.

От вспомогательной информации своевременная отличается актуальностью в моменте «здесь и сейчас» для решения аутентичной задачи. К последней относятся чек-листы, шаблоны, скрипты. Своевременная информация снижает когнитивную нагрузку на память ученика, благодаря чему он может сосредоточиться на решении проблемы, а не на вспоминании нужных правил из массива теоретических знаний и последовательности действий.

В блоке о своевременной информации мы будем обращаться к термину «когнитивное правило». Оно заключается в структурировании учебного материала таким образом, чтобы он активно вовлекал учащихся в действия и решение реальных задач. Это помогает им лучше понимать и применять полученные знания, а также развивать свои когнитивные навыки для решения одной подзадачи.

Соответственно методист проектирует своевременную информацию для помощи ученикам в решении учебной задачи в моменте, когда они с ней столкнутся в жизни, и составляет алгоритмы для таких ситуаций.

Шаг 7. Проектирование своевременной информации

Методисту предстоит составить алгоритм шагов для решения повторяющихся задач.

Чек-лист для методиста:

  1. Собрать инструкции, чек-листы и прочие материалы, используя которые ученик сможет решить конкретные задачи.
  2. Выявить те материалы, которые помогут ученику справиться с проблемой именно в тот момент, когда он с ней столкнется.

Для примера, будущему маркетологу для анализа предложенной стратегии продвижения канала в СМИ понадобятся дополнительные материалы:

  • Информация о целях и задачах стратегии продвижения.
  • Данные о целевой аудитории.
  • Данные по анализу конкурентов.
  • Информация о ресурсах и бюджете.
  • Метрики и оценка.

Аналитический подход к предложенной стратегии продвижения поможет маркетологу принять информированное решение о ее эффективности и возможности достижения поставленных целей.

Шаг 8. Анализ когнитивных правил

Повторяющиеся навыки необходимо отрабатывать в аутентичных задачах. Методисту предстоит запроектировать шаги для этого процесса. Его действия:

  1. Определить, какие шаги повторяются при работе с повторяющимися задачами.
  2. Сформулировать правила действий в таких ситуациях.
  3. Описать оптимальную последовательность шагов, которые приведут к решению задачи.

В данном случае хорошо использовать правило «ЕСЛИ условие – ТО действие», где определяются причинно-следственные связи шагов. «Если потребитель покупает лыжи – предложить ему палки».

Шаг 9. Оценка предварительных знаний

Чтобы когнитивное правило применялось верно, для него методист формирует знания, которые помогут применить правило и совершить действия.

На этом этапе у ученика должны быть сформулированы предварительные знания. На примере когнитивного правила для маркетолога: «Чтобы контент маркетинговых материалов был стабильным и последовательным, создай единый и понятный образ компании или бренда». Для реализации этого правила специалист должен понимать, как установить доверительные отношения с целевой аудиторией и создать впечатление прочности и надежности компании. Например, все маркетинговые материалы, включая веб-сайты, социальные медиа и рекламные баннеры должны иметь одинаковый стиль, цветовую палитру, шрифты и ключевые сообщения, чтобы создать последовательное и узнаваемое впечатление о бренде или продукте.

Компонент 4. Частная практика

В четвертом компоненте модели 4С/ID всего один одноименный шаг – реализация частной практики (part-task practice). Это задания для выработки определенного навыка.

Проблема аутентичных задач в их масштабности – не все ситуации позволяют отточить конкретные навыки. Поэтому на практике используются задания частичной практики. Их проектируют из повторяющихся задач и встраивают с определенной цикличностью в разные этапы образовательной модели.

Шаг 10. Разработка частичной практики

Здесь могут быть использованы задачи разного плана. В рамках учебного процесса чаще используются викторины, опросы, тесты с автоматической проверкой ответов и возможностью получить быструю обратную связь, например, правильным ответом с пояснением, если ученик допустил ошибку.

Чек-лист для методиста:

  1. Определить рутинные задачи, которые будут повторяться при высоком уровне автоматизации действий у учеников.
  2. Выбрать форматы проверки знаний и практических навыков: тесты, викторины, онлайн-тренажеры.
  3. Составить вопросы и тестовые задания с комментариями к правильным ответам.
  4. Вставить эти опросники в разные точки модели обучения.

На этом этапе ученик уже способен решать аутентичные задачи самостоятельно с минимальным количеством поддержки.

Что говорят исследователи?

4C/ID-модель изучалась в течение многих лет, что помогло оценить ее эффективность и применимость в различных образовательных контекстах. Вот некоторые из основных выводов исследовательской работы, связанных с 4C/ID-моделью:

  • В книге «Десять шагов к комплексному обучению: систематический подход к четырехкомпонентному учебному плану» авторы Йерун Дж. Г. ван Мерриенбур и Пол А. Киршнер исследуют метод проектирования модели 4C/ID и приводят конкретные исследования, демонстрирующие состоятельность и эффективность подхода в системе образования [ResearchGate, 2018].
  • Исследователи Нидерландского университета определили, что применение 4C/ID-модели в области компьютерного обучения оказывает позитивное влияние на показатели когнитивной нагрузки и эффективности обучения студентов [ResearchGate, 2001].
  • В России тоже оценили эффективность интеграции модели 4C/ID в образовательные программы, в частности, при изучении истории и гуманитарных наук [ОРИС, 2023].

Существует также множество других исследований, применяющих 4C/ID-модель в различных образовательных и профессиональных контекстах и оценивающих ее пользу и эффективность. Однако есть и критики. Модель подвергают сомнению по нескольким причинам:

  1. Сложность реализации. Разработка 4C/ID-модели требует большого объема времени и ресурсов. Необходимо провести детальный анализ задачи, определить необходимые знания и навыки для ее выполнения, разработать компоненты обучения и организовать их в логической последовательности. Это может стать трудоемкой задачей, особенно для учителей и тренеров, не имеющих опыта работы с данной моделью.
  2. Не всегда соответствует потребностям студентов. 4C/ID-модель ориентируется на разработку комплексных задач, которые могут быть сложными для обучающихся с низким уровнем подготовки. Это может вызывать затруднения у этих студентов и привести к низкой мотивации для обучения.
  3. Требует высокой квалификации преподавателей. Применение 4C/ID-модели требует от методистов специальных знаний и навыков. Они должны быть готовы и способны эффективно разрабатывать и организовывать задачи, контролировать и оценивать процесс обучения студентов. Для преподавателей, не имеющих достаточного опыта в применении данной модели, это вызов.
  4. Сложность оценки. Анализ успеха студентов в 4C/ID-модели – сложная задача. Поскольку модель основана на решении комплексных задач, традиционные методы оценки, такие как экзамены или тесты, могут быть неадекватными.

В целом, 4C/ID-модель представляет собой интересный и инновационный подход к обучению, однако, как и любая модель, она имеет свои ограничения и требует соответствующей подготовки со стороны преподавателей и системы образования в целом.

Подытожим

Методика разработки образовательных программ 4C/ID (Four Component Instructional Design) с успехом применяется в школах и университетах. Она также является отличным инструментом для самостоятельного обучения. С ее помощью студенты получают более глубокое понимание материала, навыки применения его на практике и развивают навыки самостоятельного обучения.

Благодаря структурированности и гибкости 4C/ID, она также идеально подходит для самостоятельного обучения. Студенты могут самостоятельно изучать информацию, выполнять задачи и применять полученные знания на практике, имея доступ к поддержке и ресурсам при необходимости.

Для эффективного самообучения «здесь и сейчас» рекомендуем приемы онлайн-программы «Лучшие техники самообразования». Помните, для чего вы учитесь – ориентируйтесь на свои цели, как на маяки. А как построить алгоритм к реализации своих желаний, узнайте на программе «Из мечты в цель».

Желаем удачи на дороге знаний! И в завершение предлагаем пройти тест по теме статьи:

Ключевые слова:,