В настоящее время в системах управления всё большую важность приобретают особенности в изменениях внешней среды и вопросы взаимодействия с ней, а также инновации в деятельности отдельных предприятий и в их ориентации в постоянно меняющихся условиях. Поиск решений связанных с этими процессами проблем послужил толчком для появления и развития новых концепций менеджмента, которые направлены на обеспечение более эффективного функционирования организаций в современном мире. Далее мы вкратце рассмотрим 10 наиболее популярных в наши дни таких концепций.
«Концепция 7-S» МакКинси (7-S Framework, McKinsey)
Впервые «Концепция 7-S» была применена американской консалтинговой компанией «McKinsey» в начале 1980-х годов. Она представляет собой модель менеджмента, описывающую 7 основных факторов организации деятельности компании наиболее эффективным и целостным способом. Это общие ценности (shared values), стратегия (strategy), структура, (structure), системы (systems), сотрудники (staff), стиль (style) и навыки (skills). Все эти факторы в совокупности определяют функционирование компании. И менеджеры обязаны учитывать все эти факторы, чтобы обеспечить успешность её деятельности. Кроме того, эти факторы взаимосвязаны и недостаточное внимание к одному может повлечь за собой недостатки в другом, а относительная важность каждого отдельного фактора время от времени может меняться.
Преимуществом этой модели является то, что она служит диагностическим инструментом при анализе эффективности любой организации и позволяет направить организационные изменения в нужном направлении, а также то, что в ней совмещаются конкретные и рациональные элементы с неконкретными и эмоциональными.
«Конкурентное преимущество» Портера (Competitive Advantage, Porter)
Модель конкурентного преимущества подразумевает преобразование конкурентной стратегии в форму наступления или защиты, с целью создания прочной позиции в определённой отрасли. Это позволяет не только опередить конкурентов на рынке и быть на уровень выше их, но и эффективно вернуть инвестиции. Майкл Портер (создатель стратегии) считает, что гарантом эффективности (для компаний выше среднего уровня) является именно устойчивое преимущество перед конкурентами. А их может быть два: низкие затраты и их дифференциация. Оба эти преимущества могут рассматриваться в узком и широком смыслах, что позволит достичь третьего конкурентного преимущества – фокуса на затратах или фокуса на дифференциации, способного сделать компанию лидером в своём сегменте.
«Комплекс маркетинга» МакКарти (Marketing Mix, McCarthy)
Разработчиком этой стратегии является американский маркетолог Джером МакКарти. Его «Комплекс маркетинга» также называют моделью «4 Пи» (4 P’s). Она имеет четыре основные составляющие: продукт (product), цена (price), продвижение (promotion) и распределение (place). Маркетологи могут применять её в качестве инструмента по оказанию содействия в процессе внедрения основной стратегии менеджмента, а также для генерации наиболее оптимального отклика для целевого рынка путём совмещения вышеназванных четырёх составляющих. Но здесь очень важно иметь в виду, что эти переменные являются контролируемыми и могут подстраиваться под потребности целевой аудитории и тенденции маркетинговой среды.
«Пять сил» Портера (Five Forces, Porter)
Эта разработанная американским экономистом Майклом Портером стратегия является особым инструментом, позволяющим проанализировать ценность и привлекательность структуры отрасли. Этот анализ проводится посредством идентификации 5 главных сил:
- Насколько лёгким может быть вход конкурентов в данную отрасль?
- Можно ли заменить или удешевить предлагаемый товар (услугу)?
- Могут ли покупатели сообща заказывать большие объёмы продукции?
- Сколько существует поставщиков данной продукции (их много или это монополия)?
- Насколько велика конкуренция среди основных «игроков» данного сегмента рынка и есть ли среди них доминирующий?
* В ряде случаев может добавляться шестая сила – правительство и его влияние.
«Составление карт разума» Тони Бьюзена (Mind Mapping, Buzan)
«Карты разума» английского писателя и образовательного консультанта Тони Бьюзена — это очень популярный инструмент для проведения мозговых штурмов и обучающий метод, посредством которого визуально организуются идеи и их взаимосвязи. Метод нередко применяется для графического отображения связи основной концепции со второстепенными в виде удобных для восприятия и запоминания древовидных диаграмм. Кроме того, благодаря этим картам можно осуществлять создание, фиксацию, организацию и передачу как простых для понимания идей, так и высоко интерактивных визуальных схем и данных. Обычно «Карты разума» содержат центральную проблему (концепцию) – «ствол дерева», от которого отходят «ветви» — сопутствующие идеи, предложения и т.п.
«14 принципов менеджмента» Файоля (14 Principles of Management, Fayol)
Эти «14 принципов менеджмента» были разработаны французским практиком менеджмента Анри Файолем. Сюда включены:
- Разделение работы — способствует повышению производительности
- Разделение полномочий – способствует сбалансированности обязанностей
- Дисциплина – обеспечивает эффективность выполнения поставленных задач
- Единство команды – позволяет достичь синергетического эффекта в работе
- Единство направления – обеспечивает работу всех сотрудников и отделов в одном ключе
- Субординация индивидуального интереса – настраивает команду на достижение целей компании
- Вознаграждение – повышает мотивацию всех членов команды
- Централизация – увеличивает эффективность работы организации
- Скалярная цепь – предполагает наличие иерархии полномочий для достижения единства направления
- Порядок – служит для минимизации временных и материальных потерь
- Справедливость – предполагает хорошее отношение ко всем сотрудникам
- Стабильность персонала – служит для стабилизации рабочего процесса и мотивации сотрудников
- Инициатива – предполагает участие в организации рабочего процесса всех членов компании
- Корпоративный дух – служит для стимуляции морального духа сотрудников
«SWOT-Анализ» (SWOT Analysis)
«SWOT-Анализ» впервые был введён в Гарварде в 1963 году профессором Кеннетом Эндрюсом. Он помогает определить преимущества (S), недостатки (W), угрозы(T) и возможности (O) компании, а также оценить ситуацию, но не может заменить собой процесс выработки стратегии или произвести качественный анализ динамики.
Преимуществом «SWOT-Анализа» является то, что он представляет собой универсальный метод, применимый в самых разных областях экономики и управления, подразумевает свободный выбор элементов для анализа в зависимости от поставленных задач, применим для оперативных оценок и стратегического планирования, а также не требует специальных знаний для своего использования.
«Цепочка приращения стоимости» Портера (Value Chain, Porter)
«Цепочка приращения стоимости» — это ещё одна разработка профессора кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы Майкла Портера. Она способна помочь проанализировать деятельность организации по созданию конкурентного преимущества и ценности.
В «Цепочку приращения стоимости» входят:
- Основные элементы:
- Входящая логистика
- Операции
- Исходящая логистика
- Маркетинг и продажи
- Сервисные услуги
- Техническая поддержка:
- Закупки
- Развитие технологий
- Управление людскими ресурсами
- Инфраструктура организации
«Матрица БКГ» (BCG Matrix)
«Матрица БКГ» была создана Брюсом Д. Хендерсеном – основателем Бостонской консалтинговой группы для стратегического планирования и анализа в маркетинге. На сегодняшний день эта матрица — наиболее известный инструмент управления портфелем. Метод основан на теории жизненного цикла товаров.
Основные положительные моменты «Матрицы БКГ»:
- Матрица позволяет проработать взаимосвязь между анализируемыми параметрами и финансовыми поступлениями
- Полученные результаты обладают максимальной объективностью и наглядностью, а также легко вычисляются;
- Анализ портфеля можно сочетать с моделью жизненного цикла товара;
- Легко разрабатывается инвестиционная политика и стратегия бизнес-единиц;
- Матрица проста для понимания.
«PEST-Анализ» (PEST Analysis)
«PEST-Анализ» является маркетинговым инструментом, предназначенным для выявления политических, экономических, социальных и технологических особенностей внешней среды, влияющих на деятельность организации. Эти особенности имеют огромное значение с позиции стратегических возможностей создания ценности. Но, как правило, компании не могут их контролировать и, следовательно, рассматриваться они должны или как возможности, или как угрозы. Очень важно понимать, что, в зависимости от географических характеристик (места расположения и деятельности организации), макроэкономические факторы могут быть различны. По этой причине «PEST-Анализ» должен проводиться внутри страны. Само же использование этой методики может быть применимо к совершенно разным направлениям: развитию бизнеса, научно-исследовательской деятельности, планированию маркетинга, стратегическому планированию и т.д.
Представленные концепции менеджмента рассмотрены нами лишь в очень общих чертах и каждая из них непременного требует отдельного и углублённого изучения. Однако их многообразие даёт понять, что пути достижения успеха в бизнесе и функционировании предприятий могут быть совершенно разными. А эффективность этих путей всегда будет очень индивидуальна для каждой среды и ситуации. Более подробно ознакомиться с рассмотренными концепциями вы можете на специализированных сайтах в Интернете.