Случалось ли вам задумываться над тем, почему покупая новый телефон, ноутбук или телевизор, человек чаще отдаёт предпочтение товару известного бренда, который стоит дороже, а не гораздо более дешевому аналогу непопулярной марки? При этом технические характеристики, внешний вид, гарантия практически одинаковы, так что оправдать это выгодными условиями или лучшим качеством можно далеко не всегда. А бывало ли такое, что, получив зарплату, вы отправлялись по магазинам, спонтанно покупали себе какую-то вещь, а, спустя время, задумывались о целесообразности данной покупки и винили себя? Не стоило, ведь таких людей очень много. Тех, кто в поступках руководствуется эмоциями и импульсами, а не логикой. Это может звучать немного обидно, но у них недостаточно развит эмоциональный интеллект – способность задействовать и использовать свои эмоции, управлять ими. Но есть и хорошая новость – его можно тренировать. Дальше будет рассказано как.
Эмоциональный интеллект и крах классической экономики
Отправной точкой детального изучения проблематики эмоционального интеллекта стал 2002 г. Безусловно, сфера человеческих эмоций интересовала учёных постоянно, но именно в этом году Нобелевская премия по экономике была вручена психологам Д. Канеману и В. Смиту за исследование в области поведенческой экономики. Если говорить о его результатах коротко – было доказано, что чаще всего люди, принимая решения, руководствуются не логическим интеллектом, а эмоциями. В подтверждение данного факта приводился любопытный эксперимент: приобретение и утрата одной и той же суммы денег вызывает у человека разные по силе переживания. Так, при приобретении, к примеру, 100 $, степень удовлетворения в эмоциональном плане меньше, чем от утраты этой же суммы.
Гораздо детальнее это все описано в монографии Е. Хлевной и Л. Южанинова «Где твоя волшебная кнопка? Как развить эмоциональный интеллект». В ней авторы выказывают убеждение, что описанным выше признанием заслуги психологов «была справлена тризна по классической экономике». Поведенческая же во многом строилась на понимании сущности эмоционального интеллекта, изучением которого Дж. Майер и П. Саловей, профессоры Йельского университета, занимались с 1990 г.
Под термином «эмоциональный интеллект» (EQ, в отличие от IQ) в их трудах описывается способность человека осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают, и, соответственно, управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту. Для чего эта способность нужна человеку? Во-первых, для эффективной коммуникации с людьми. Без неё не обойдётся ни один управленец, HR-менеджер, бизнесмен, пиарщик или рекламист. Зависимость принимаемых решений от эмоционального фона справедлива в любых случаях, именно поэтому сейчас так много миленьких котиков и собачек убеждают нас с экранов телевизоров о необходимости совершения какой-нибудь покупки. Пример немного утрирован, но общую мысль доносит хорошо. «Вирусность», «сарафанное радио», позиционирование товара – всё это построено на понимании механизмов эмоционального интеллекта так, чтобы буквально заставлять человека совершать нужное действие.
Во-вторых, развитый эмоциональный интеллект как раз таки и даёт возможность не попадаться в коммерческие сети, противостоять манипулированию, правильно расставлять приоритеты и цели.
Совсем недавно мы публиковали материал об эмпатии и, возможно, вы заметили некоторое сходство между ней и эмоциональным интеллектом. Действительно, эмпатия, как способность понимать и сопереживать эмоциям других, является одной из составляющих EQ. Наряду с самоуправлением, социальными навыками и самосознанием.
Как развивать эмоциональный интеллект
Высокий уровень EQ позволяет человеку продуктивнее развиваться как в личном, так и профессиональном планах, управлять стрессом и строить эффективную коммуникацию с другими. Работа над его развитием как минимум научит вас понимать подоплёку некоторых своих бессознательных действий.
- Замечайте свои эмоциональные реакции. Обращайте внимание на то, что происходит с вами и вокруг вас, и старайтесь понять, как вы относитесь к этим явлениям на эмоциональном уровне. Не игнорируйте свои чувства, так вы теряете важную часть входящей информации.
- Прислушивайтесь к языку своего тела. Не подавляйте физические проявления чувств. Наш ум и тело тесно связаны и, научившись понимать эту связь, вы легко сможете «читать» идентичные ощущения и переживания других.
- Наблюдайте как связаны ваши эмоции и поведение. Гнев заставляет нас повышать голос, смущение – невнятно говорить. Это лишь наиболее очевидные примеры, но, поняв связь между переживаниями и поведением, вы научитесь справляться с ними и использовать в своих интересах.
- Не подавляйте свои чувства. Не в том плане, что каждый раз, когда вам кто-то наступает на ногу в общественном транспорте, стоит начинать кричать. Но негативные эмоции являются такой же частью адекватной реакции на происходящее, как и позитивные. Анализируйте свои чувства, ищите выход и никогда не прячьте обиды и горести внутри себя.
- Развивайте эмоциональную память. Заведите специальный дневник и записывайте туда свои эмоциональные реакции. Перечитывая его со временем, вы сможете взглянуть на себя со стороны, понять правильно поступали или нет, скорректировать свое будущее поведение.
- Практикуйте желаемые реакции. Вы не можете заставить себя испытывать или не испытывать какие бы то ни было эмоции, но можете решить как реагировать на них. Сорвались по пустяку? Сделайте вывод, и в следующий раз держите себя в руках, даже если это сложно.
- Будьте открыты и дружелюбны в отношениях. Эти два качества практически идут рука об руку с эмоциональным интеллектом.
- Развивайте навыки эмпатии. Это научит вас понимать чувства других людей и делиться своими эмоциями с ними.
- Учитесь слушать. И в прямом, и в переносном смысле. Значение имеют не только слова, но и тон, выражение, язык тела в момент речи. При определённой доле мастерства по этим параметрам можно даже научиться различать правду и ложь.
- Будьте эмоционально честны. Не стоит отвечать «отлично» на вопрос «как дела?», даже заданный из банальной вежливости, если у вас всё плохо. Тем более не стоит, если с самого утра у вас всё не задалось и вы похожи на живую иллюстрацию к понятию «угрюмость». Делитесь с другими и неприятностями, и радостями.
Отзывы и комментарии
А чем вы больше руководствуетесь, принимая решения и действуя, логикой или эмоциями? Пишите в комментариях ниже.