Следующие советы собраны авторами известного издания «Entrepreneur». Используйте истории в своих выступлениях, чтобы сделать их интереснее для слушателей. В этих рекомендациях, кстати, нет ничего революционно нового, многие хорошие спикеры регулярно применяют подобные техники, выступая на самых разных мероприятиях. Попробуйте с этой точки зрения оценить, к примеру, несколько популярных выступлений на конференции TED.
Также приглашаем вас пройти нашу онлайн-программу «Сторителлинг», где вы научитесь увлекательно, аргументированно, оригинально и остроумно излагать свои мысли, чтобы вас было интересно читать и слушать, и чтобы после вашего рассказа люди делали то, что вы от них хотите.
Вызывайте любопытство, применяйте разрыв шаблона
«Что, если я скажу вам, что можно работать по 4 часа в неделю, оставаясь продуктивным и все успевая?».
Подобный прием существовал задолго до Тимоти Ферриса и остается популярным сегодня. Конечно, использование этого метода для разного рода спама несколько снизило его действенность. Но он, как и раньше, применяется многими видными спикерами для создания интриги в начале выступления или для перехода между смысловыми блоками внутри него. Данная техника подразумевает некое подстрекательство, постановку провокационных вопросов с целью «шокировать» аудиторию, сбить ее с толку, вызвать любопытство.
Задействуйте чувства
Психологи используют VAK – визуальные, аудио и кинестетические методы для погружения человека в желаемый опыт или состояние. Если в воображении человека вызвать нужную для определенного эмоционального фона картину, то мозг будет переживать так, как будто события на самом деле происходят. Задействуйте разные каналы и максимально детально создавайте атмосферу для своей истории: подробно описывайте тот адреналин, который разливается по телу, когда вы летите над пропастью на дельтаплане, или то горестное чувство потери, когда умирает близкий человек. Делайте все для того, чтобы сделать аудиторию не просто слушателями, а участниками.
Помните о конфликте и его решении
Выступаете вы перед инвесторами, приглашены в качестве эксперта на конференцию или же проводите презентацию демо-версии продукта – не забывайте о 2 традиционных элементах любого повествования: конфликте и решении. Всегда есть проблема, которую нужно решить, и конкретное ее решение, которое вы должны показать людям. Говорите о них как потребитель, рассказывайте историю своего продукта как довольный клиент. Не надо совершать типичную ошибку и строить рассказ с позиций продавца.
Апеллируйте к высшим целям и ценностям
Истории очень хорошо подходят для того, чтобы показать как в результате каких-то действий или событий человек становится лучшей версией себя. Так, забота об окружающей среде служит одним из факторов, который позволяет продавать «Теслу» дороже. Общечеловеческие ценности, важные общественные цели – то, к чему можно апеллировать, помимо обещаний прямой выгоды.
Шокируйте
Почему людям нравятся такие истории как «Бойцовский клуб», «Игра престолов» или даже «Ромео и Джульетта»? Потому что в конце они переворачивают все с ног на голову, логический, ожидаемый в соответствии с имеющимся представлением о жанре финал не следует из сюжета. Подобным приемом можно и нужно пользоваться и в сторителлинге. Меняйте направление вашего повествования или делайте неожиданные выводы.
Используйте личный опыт для создания метафор
Религии пользуются притчами, чтобы в короткой и метафорической форме рассказать о чем-то важном и сделать это понятным. Той же цели может служить однажды произошедшее с вами. Объясняете подчиненным или пользователям своего приложения как важно не игнорировать уведомления? Вспомните историю, как однажды проехали мимо трех заправок, рассчитывая, что топлива еще хватит, а потом несколько часов вынуждены были стоять на обочине. Помните – метафоры не должны быть избитыми, но быть должны.
Скрывайте
Никогда не открывайте все карты сразу. Была бы уже упомянутая «Игра престолов» такой же интересной, если бы ход событий в ней читался наперед?
Создавая историю, всегда оставляйте какие-то элементы скрытыми или недоговоренными. Подводите к ним повествование и представляйте самые сильные аргументы не сразу. Посмотрите на презентации Apple – они никогда не начинаются с того, что больше всего ждут. «Самое вкусное» заготовлено на потом, о нем вообще не говорят, пока не наступит время.
Хотите эффективно применять сторителлинг, использовать истории в своих текстах и речах? Научитесь этому на нашем новом курсе.