В мире то и дело совершаются всё новые открытия. То в космосе находят какие-то новые небесные тела, то открывают новые виды живых организмов; разрабатывают новые технологии, создают инновационную технику и т.д. Наш мир многогранен, и даже сегодня никто не может с полной уверенностью сказать, что познал всего его тайны и загадки.
Новые открытия касаются и непосредственно людей – путешествуя по миру и отдалённым уголкам планеты, исследователи время от времени сталкиваются с необычными племенами, неизвестными доселе. К таким племенам можно смело отнести бразильское племя Каяпо, американское племя Кауилла, австралийское племя Синифекс, филиппинское племя Батаки и другие: Сури, Датог, Масаи, Ментаваи, Карены, Атолла Такуу, Пираха, Эль-Моло и т.д.
Но открытие племени Тасадай-манубе, о котором мы сегодня поговорим, связано, помимо всего прочего, с грандиозным скандалом, шокировавшим в своё время этнографическое мировое сообщество. Именно по этой причине мы и решили рассказать вам о нём.
Племя Тасадай-манубе
Племя Тасадай-манубе или, как его нередко называют, просто племя Тасадай представляет собой небольшую этническую группу, которая живёт филиппинском острове Миндано. Эта группа относится к народности манобо, и её язык на 85% идентичен языку котабото манобо.
Как было открыто племя Тасадай-манубе?
В начале 70-х годов прошлого столетия в ряде стран, среди которых был и СССР, произошла публикация статей (журнал «Вокруг света», выпуск №4 от апреля 1972 года) о том, что на острове Миндано была обнаружена небольшая группа людей, состоящая всего из 26 человек, которая живёт в пещере в дебрях джунглей, никакого понятия не имеет о мире, который её окружает, и выживает за счёт собирательства, поедания лягушек и крабов (охота на любую другую дичь для них недоступна) и использует каменные топоры, а их единственная одежда – это набедренные повязки, сделанные из листьев. В статьях люди из этого племени описывались, как одни из самых отсталых на планете, хотя жили они на расстоянии всего в несколько километров от землевладельческой деревни.
Кроме того, говорилось о том, что племя Тасадай живёт в условиях так называемого первобытного коммунизма и взаимопомощи, а его представителям не знакомы конфликты и агрессия. Согласно информации из тех статей, люди племени Тасадай живут в согласии и гармонии не только с природой, но и друг с другом. Между ними никогда не происходит конфликтов, по крайней мере, в том понимании, в каком понимаем их мы. В их лексиконе даже нет слов, которые обозначали бы «борьбу» или «войну». Один из представителей Тасадай сказал, что пока им не показали, как ставить силки, самым крупным животным, на которое они охотились, была лягушка, а олени и свиньи для них вообще являются практически друзьями. Если хотя бы один соплеменник не имеет еды, другие тоже ничего не едят. Антропологи, которых встретили Тасадай, были приняты ими за добрых существ (Дивату), прихода которых они ждали с небес.
Первые учёные, впервые увидевшие Тасасдай, были приведены к ним богатым филиппинским политиком Мануэлем Элисальде. На своём вертолёте он привозил понаблюдать за племенем других политиков, журналистов, деятелей кино. В 1972 году территория в 182 км², окружающая место обитания Тасадай-манубе, была провозглашена охраняемой зоной. К тому моменту племя уже было изучено одиннадцатью антропологами, однако никому из них не удалось провести с племенем более шести недель. А после того как Мануэль Элисальде перестал способствовать внешним контактам людей с Тасадай в 1976 году, филиппинский президент Фердинанд Маркос заявил, что любой учёный, который предпримет попытки контакта с племенем без ведома Элисальде, будет арестован.
Так продолжалось в течение последующих десяти лет, и какая бы то ни было связь с Тасадай-манубе была потеряна.
Этнографический скандал и его последствия
Спустя десять лет, когда президент Маркос был свергнут в 1986 году, Освальд Итен – антрополог из Швейцарии и Джои Лозано – журналист из Филиппин, вместе с Галангом Тикавом – вождём племени Т’боли, который был переводчиком, хотя и не знал языка Тасадай, всё-таки решили посетить племя, никого не поставив об этом в известность.
Приехав в места обитания Тасадай-манубе, они первым делом направились в пещеры, однако там никого не оказалось. Зато они прекрасно увидели, что люди из «отсталого» племени живут в хижинах, а вместо набедренных повязок на них джинсы и футболки. Кроме того, они отлично охотятся, а свою добычу обменивают на продукты, которые имеются у землевладельцев.
После посещения Итеном, Лозано и Тикавом пещеры прошло четыре месяца, и на телеканале «ABC» вышла в эфир передача «20/20», главными героями которой были два молодых представителя Тасадай. При помощи переводчика Галанга Тикава они поведали, что вовсе не являлись членами Тасадай-манубе, а были просто жителями близлежащих деревень, которых вышеназванный политик Мануэль Элисальде принудил проживать в пещере и отказаться от ношения одежды в обмен на денежное вознаграждение. Помимо этого, он также обещал дополнительно их вознаградить, если они будут создавать образ совсем нищих людей. Что же касается орудий труда – каменных топоров – то они оказались лишь подделками.
По прошествии ещё двух лет, люди с телеканала «BBC», снимая свой документальный фильм, показали запись прошлой передачи представителям Тасадай, среди которых были и те, у кого брал интервью телеканал «ABC». Эти двое признались, что сказали два года назад на камеру неправду – они говорили то, что сказал им говорить Галанг Тикава, пообещавший за это одежду, сигареты и вообще всё, чего они попросят.
Впоследствии известный учёный-лингвист из Гавайского университета по имени Лоуренс Рид, который провёл с Тасадай-манубе и близкими к нему языковыми группами десять месяцев, сделал вывод о том, что Тасадай, конечно, не является настолько изолированным племенем, однако на самом деле не знакомо с сельским хозяйством, а общение между его людьми происходит на необычном диалекте, что, собственно, говорит о том, что всю историю с этим племенем никак нельзя назвать стопроцентной мистификацией.
Здесь же можно упомянуть о том, что скептически настроенные учёные ещё в начале 70-х годов, когда поступили первые сенсационные данные о Тасадай, склонялись к мнению, что это племя, не являясь «реликтом» первобытного общества, а регрессировавшее в особо тяжёлых условиях, могло иметь нерегулярные контакты с более развитыми технологически группами людей, проживавшими где-то по соседству.
Судьба мистификатора и племени
Когда в 1983 году был убит оппозиционный лидер Бенигно Акино, противостоявший президенту Фердинанду Маркосу, Мануэль Элисальде, организовавший всю мистификацию с племенем Тасадай-манубе, бежал в Коста-Рику, прихватив с собой 35 миллионов долларов, которые были собраны с целью помощи племени Тасадай благотворительным фондом правительственной организации по защите коренных народов ПАНАМИН, им и возглавляемой.
Пять лет спустя, в 1988 году Мануэль Элисальде возвратился на Филиппины. В 1993 году его назначили послом в Мексику. В 1997 году он скончался от лейкемии.
По официальным данным, численность племени Тасадай-манубе на 2008 год составляла 216 человек. Сегодня вместе с ним на острове Миндано проживает примерно 40 народностей, среди которых такие культурные меньшинства как племена Т’боли, Монобо, Моно Блит и другие, сосредоточенные, преимущественно, в горах. А на прибрежных зонах и центральных равнинах уютно «расположился» цивилизованный мир.
Как бы ни хотелось нам верить в то, что такое явление как фальсификация присуще только политике, бизнесу, шоу-бизнесу и т.п., а наука от него избавлена, ведь её деятелями являются исключительно честные и добропорядочнее люди, стремящиеся разгадать загадки окружающего мира, ситуация обстоит иначе. И в науке также имеют место обманы, подтасовки и интриги.
Пусть это и происходит редко, в любом случае, это прискорбно. Одни хотят прославиться, другие – нажить состояние, третьи – доказать свои теории, не имея для этого достаточного количества доказательств и обоснований. Есть также и те, кто затевает нечестную игру в научной сфере просто ради удовольствия. И, несмотря даже на то, что в некоторых случаях мистификации способствуют движению научной мысли по пути прогресса (а такие прецеденты тоже случались), в большинстве случаев они вводят людей в заблуждение, заставляют науку в течение долгих лет оставаться на том же месте и доказывают, что познать тайны окружающего мира человек ещё не достоин.