Блог о саморазвитии

Система Томаса DISC

disc тест

С древних времён люди развивали представления о четырёх «видах» темперамента. Почему четыре? Это связано с количеством «первичных веществ», из которых, по мнению греческих философов, состоит всё мироздание. Так что предтечами системы DISC, разработанной в ХХ веке, принято называть Эмпедокла и Гиппократа.

Последний и создал классическое учение о темпераментах, описал сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. Кроме того, ввёл он и другую систему, в которой характеры народов зависят от рельефа и климата; здесь тоже он выделил четыре типа – «горные» люди, «низинные», «равнинные» и «степные».

Эта классическая теория уже давно считается устаревшей. Однако усилиями психологов ХХ века она «переродилась» в виде системы DISC, описывающей поведение человека в определённых ситуациях. DISC рассматривает «стили» поведения и предпочтения индивида, не касаясь умственных и эмоциональных особенностей. Видимо, эта система имеет определённую связь с бихевиоризмом – учением американского происхождения, которое тоже сводит человеческую психологию к поведенческим моделям и не затрагивает умственную и чувственную стороны личности.

Здесь мы тоже видим классическую «четвёрку», хотя обоснование её другое. Есть два типа отношения человека к миру: благоприятные и неблагоприятные. И есть два варианта возможной реакции: активная и пассивная. В результате получаются четыре поведенческих типа.

  1. Тип D – доминирование. Такие люди предпочитают активно действовать в неблагоприятной обстановке. Они требовательны к себе и другим, обладают волевым характером, эгоцентричны, быстро реагируют на смену обстоятельств. Они агрессивны, честолюбивы и любят руководить. В классической системе такое поведение соответствует холерику.
  2. Тип I – влияние. Относящиеся к этому типу любят активно действовать в благоприятной обстановке. Это общительные и оптимистичные личности, любящие и умеющие заводить новые знакомства. Им несвойственно силой вмешиваться в жизнь других, однако они притягивают своим позитивным настроем и способностью убеждать. Дипломатия – пожалуй, одно из самых сильных их качеств. Это, как нетрудно догадаться, сангвиники.
  3. Тип S – постоянство. Такие люди действуют пассивно в благоприятной для них обстановке. Им присуще постоянство, они не любят резких изменений и неожиданных поворотов. Они спокойны и внимательны, уважительно относятся к окружающим, при этом их поведение в определённой степени предсказуемо. Гиппократ бы сказал, что это типичные флегматики.
  4. Тип C – соответствие. Принадлежащие к этому разряду ведут себя пассивно в неблагоприятной ситуации. Эти люди увлечены правилами и инструкциями, которые они стремятся полностью соблюдать, чтобы не совершить ошибку. В действиях они осторожны и сосредоточены. При этом обычно они не сильно стремятся к контактам с окружающими и редко проявляют эмоции. На оставшийся «классический» темперамент — меланхолический – это описание не похоже, хотя соответствующее поведение такие люди могут проявлять, если им не удаётся «вписаться» в необходимые стандарты.

В середине ХХ века Томас Хендриксон на основе DISC создал тестовую систему, по которой оценивается поведение человека в разнообразных ситуациях. Таких типовых ситуаций три: повседневная жизнь, работа и стрессовая обстановка. По результатам тестов создаётся график, отображающий склонность взаимодействия индивида с окружающим миром, начиная от манеры одеваться и здороваться, и кончая профессиональными и организационными навыками. Модификация данного теста также является частью нашего курса по самопознанию.

Для чего же необходима система DISC? В настоящее время тестирование по этой системе популярно в рамках курсов по управлению персоналом. Однако ценность методики не ограничивается столь узкой сферой, как менеджмент. Если собеседники или сотрудники относятся к разным поведенческим типам, то между ними возможны разногласия. Знание типов, к которым принадлежат окружающие, коллеги по работе, соседи и лично вы, позволяет лучше выстраивать отношения, избегать неприятных ситуаций и достигать желаемых целей.

Если говорить про менеджмент и управление предприятием, то и здесь DISC открывает «глобальные» подробности. На отечественных предприятиях традиционно закрепился «советский» стиль управления – жёсткий и авторитарный, при котором из всего персонала «личностью» признаётся только один человек – директор; все остальные – по сути, рабочие лошади, обязанные чётко выполнять распоряжения этой «единственной личности». В результате производительность труда чаще всего невысокая, ибо один человек просто не в состоянии уследить за всем механизмом организации.

На западных предприятиях оценивание персонала применяется уже почти сто лет. Здесь очень важны такие качества сотрудника, как инициативность, воля, активные действия – и, с другой стороны, умение работать в коллективе, признавать общие для всех правила и подчиняться им, исполнительность. В зависимости от типа личности сотрудника (а здесь все сотрудники являются полноценными личностями) в организации распределяются должности и обязанности, а ценность каждого из них определяется его сильными и полезными качествами.

Передовые российские владельцы и директора предприятий пытаются внедрить эти научные принципы в свои организации. По их словам, в нашей стране это пока сопряжено со множеством проблем, поскольку население привыкло к командно-административному управлению. По всей видимости, дело не только в том, что наши люди могут работать только «из-под палки». «Советская» система, чёткая и жёсткая в теории, в действительности порождает хаос и неразбериху, на которой предприимчивые сотрудники могут «нагреть руки» — больше заработать при минимальных трудовых усилиях, унести что-нибудь с завода, продвинуться по карьерной лестнице и устранить более образованных и совестливых конкурентов. В то время как управление по системе DISC заставляет работников «выкладываться на полную».

Если вы хотите проанализировать себя по данной методике, то вы можете это сделать в нашем тренинге по самопознанию, где собраны лучшие мировые методики психологического тестирования.

Автор: Сергей Семёнов

Ключевые слова: