Для многих людей учиться или работать под чьим-то присмотром гораздо проще, чем самим. Оценки или зарплата становятся при этом мотивирующим фактором. Но что, если никто вам оценок не ставит, а самообразованием вы занимаетесь ради приобретения навыков, которые не принесут денег завтра же? В таком случае все намного сложнее с мотивацией, а значит, лень и прокрастинация будут вашими спутниками. Как от них избавиться?
Речь об этом пойдет дальше в статье. Она будет полезной и тем, кто обучается самостоятельно, и тем, кто занимается в учебных заведениях. Однако помните, что ни один совет не поможет, если вы не полюбите обучение, не будете ощущать огромную радость и гордость от того, что совершенствуетесь, и ложитесь спать уже не тем человеком, которым проснулись.
Преодолейте негативную стимуляцию
Когда вы думаете о чем-то, чего не хотите делать (например, готовитесь к экзамену, слушаете лекцию или читаете сложную книгу), то активируете области мозга, связанные со страданиями и болью. Поэтому он ищет способы остановить эту негативную стимуляцию.
Мозг делает это, переключая ваше внимание на что-то другое. Процесс выглядит следующим образом:
- Вы ощущаете дискомфорт при мысли о том, что нужно садиться за стол и учить правила английской грамматики.
- Вы переключаете свое внимание на более приятную задачу. Возможно, смотрите видео на Youtube или общаетесь с приятелем в социальной сети.
- Вы чувствуете себя лучше. По крайней мере, временно.
- Некоторое время спустя вы снова чувствуете себя плохо, поскольку задача никуда не делась, а время вы уже потеряли.
Но есть способ преодолеть дискомфорт, который вы чувствуете, когда думаете о работе над не очень приятной задачей. Так, наукой доказано, что он исчезает, стоит вам только начать. Трюк состоит в том, чтобы сказать себе, что вы будете работать над задачей в течение небольшого промежутка времени — скажем, 15-30 минут. Это позволяет обмануть себя в самом начале, влиться в процесс и уже выполнять его в «потоке».
Процесс против результата
Чтобы остановить прокрастинацию, сосредоточьтесь на процессе, а не на результате. Процесс относится к времени и действиям, которые вы предпринимаете. С другой стороны, результат является конечной целью. Вот пример:
- Если вы хотите создать видеокурс, то видеокурс — это ваша цель, результат, продукт. Давление результата вызывает опасения, которые ведут к прокрастинации. Если вы переместите свое внимание на то, чтобы получить удовольствие от самого процесса создания, опасения уйдут.
- Сосредоточьтесь на каждой рабочей сессии, вместо того, чтобы сосредоточиться на завершении курса.
Сконцентрировав внимание на процессе, вы сможете расслабиться в потоке работы и вместо того, чтобы беспокоиться о результате. Вы уже работаете, приобретаете знания. Вот цитата чилийской писательницы Изабель Альенде по этому поводу: «Не будьте парализованы мыслью о том, что что вы пишете книгу. Просто пишите».
Определите триггеры, которые заставляют вас прокрастинировать
Прокрастинация — это автоматическая привычка, поэтому часто человек даже не осознает, что прокрастинирует. Чтобы бороться с нею, нужно определить сигналы, которые ее вызывают. Триггеры могут быть такими:
- Вы решаете быстро проверить электронную почту и в конечном итоге тратите полчаса на чтение и ответ на электронные письма.
- Вы решили найти что-то быстро в интернете и в итоге просидели полчаса, переходя по ссылкам или рекламным баннерам, хотя на поиск ответа достаточно было и 3 минут.
- Ваш мобильный телефон звонит, вы отвечаете, а затем продолжайте общаться с позвонившим.
- Вы решили работать над своим видеокурсом, но вам неловко, потому что вы никогда не создавали видеокурс раньше, и не знаете, что делать. Вместо поиска ответа вы занимаетесь «замещающей» деятельностью. Например, удалите с компьютера ненужные файлы, чистите рабочий стол и корзину.
Создайте позитивные навыки обучения
Создавая положительные навыки обучения, вы сможете преодолеть прокрастинацию. Существует три шага к созданию новой привычки:
- Сигнал
- Действие
- Награда
Вам нужен сигнал для того, чтобы приняться за обучение. Например, проснувшись утром, вы выводите из режима «сна» свой ноутбук, который встречает вас пустым текстовым файлом готовым к заполнению. Действие — это то, что вы собираетесь предпринять, когда получите сигнал. В нашем случае это может быть выполнение упражнения «Утренние страницы» или просто фрирайтинг. После этого наградите себя — кофе, вкусный завтрак. Решать вам.
Планируйте день с вечера
Исследования показывают, что если вы готовите список дел накануне, то ночью, когда вы спите, подсознание ухватится за список и придумает, как выполнить задачи. Если же вы не сделаете этого, то они так и будут висеть в вашей рабочей памяти, отнимая ценные ментальные ресурсы.
Делайте записи о том, что работает, а что нет
Когда вы работаете над созданием эффективной системы для преодоления прокрастинации, делайте заметки о том, что работает, а что нет.
- Запишите, в какой обстановке вам работается хорошо, а в какой нет.
- Есть ли определенное время дня, когда вам легче всего работать над важными и сложными задачами?
- Нужно ли разбавлять сложные дела легкими?
- Как на вас влияют сроки?
- Когда вы добивались успеха, что именно делали? Как это можно применить сегодня?
Сохраняя заметки, вы сможете выстраивать свою систему, пока не получите отличный набор инструментов для самоорганизации.
Желаем вам удачи!