Сегодня мне хотелось бы затронуть очень важную на сегодняшний день тему дистанционного образования и выявить проблемы, связанные с эффективной реализацией данной задачи от уровня государственных проектов до обучающегося.
Традиционно, начнем с определения: что же мы подразумеваем, когда говорим о дистанционном образовании?
«Дистанционное образование — это термин, которые используют применительно к широкому спектру образовательных программ и курсов, начиная от курсов повышения квалификации, не имеющих аккредитации, заканчивая аккредитованными программами высшего образования, которые реализуют возможность тесного общения студентов со своими преподавателями и сокурсниками, как это происходит очном обучении. Для того, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие, при дистанционном обучении используется целый набор инструментов, включая интерактивные компьютерные программы, интернет, электронную почту.»
В данный момент общество обратило внимание на имеющуюся необходимость непрерывного обучения человека на протяжения всей его трудовой жизни. Развитие технологий идет семимильными шагами, и для того, чтобы владеть всеми современными достижениями науки необходимо постоянно учиться. Со временем эта потребность становится все более тяжело выполнима: так, учитывая темп жизни в мегаполисах, может просто не хватать времени добраться до учебного заведения. Именно с учетом потребностей и проблем человека 21 века дистанционное образование становится одним из средств для получения знаний из любого места в любое время. Однако, стоит помнить, что эффективность и результативность получаемого образования зависит не только от силы воли и желания обучаемого.
Эффективность дистанционного обучения напрямую зависит от тех преподавателей, кто ведет работу с учащимися в интернете. Это должны быть преподаватели со всесторонней подготовкой: профессионалы в своей области, владеющие современными педагогическими и информационными технологиями, психологически готовые к работе с учащимися в новой учебно-познавательной сетевой среде. К сожалению, в России целенаправленно не ведётся подготовка такого уровня специалистов. Другая проблема — инфраструктура информационного обеспечения студента в сетях. Вопрос о том, какой должна быть структура и композиция учебного материала остаётся открытым. Наряду с этим ставится вопрос об условиях доступа к курсам дистанционного обучения, в том числе и по вопросам оплаты. Не решен так же вопрос организации и проведения оценки знаний «дистанционных» учащихся. Для его решения необходимо создание нормативно-правовой базы оценки знаний учащихся.
Не стоит также забывать о такой коварной вещи, которая знакома всем, кто хоть раз имел дело с такими задачами, которые можно было сделать «в любое удобное время» — я называю ее «time trap», или ловушка времени. Коварность ее состоит в том, что практически любой человек, имея в запасе неограниченное количество времени на одну задачу, сделает ее гораздо позже задуманного периода, либо не сделает вовсе. Этим феноменом объясняются шутки про студента, который решил начать учиться за день до экзамена, или про то, что имея смартфоны, в каждом из которых есть доступ к огромному количеству накопленной человечеством информации (бери и учись!), люди предпочитают играть в пасьянс или ферму.
Разумеется, никто не отрицает, что любому человеку время от времени нужен отдых. Но без внутренней самодисциплины он превращается в застой и деградацию. Именно этим объясняют скептицизм тех аналитиков, которые отрицают возможный полезный эффект от программ дистанционного обучения для школьников и детей, поскольку те пока не в состоянии контролировать и принимать волевые рациональные решения самостоятельно, без контроля учителя или родителя.
Что же касается дистанционных образовательных программ для повышения квалификации (имеется как минимум одно высшее образование), когда человек знает, что для сохранения своего рабочего места и для поддержания качества выполнения своей работы ему требуются эти знания, эффективность очевидна, и такие программы уже успешно проходят.
В целом, реализация концепции непрерывного обучения является приоритетной как на федеральном уровне, так и на уровне регионов для улучшения качества кадрового резерва и показателя образовательных программ – показатель, входящий в список для составления рейтинга инновационной и инвестиционной активности, на который обращают внимание иностранные инвесторы для снижения риска при вложении своих активов.