Блог о саморазвитии

«Пампедия» Коменского: главные идеи

Пампедия Коменского

Мы желаем, чтобы энциклопедической
ученостью обладали не одиночки, а все,
и чтобы их наставляли не только в том,
что можно знать, но и во всем том,
что необходимо делать и излагать в речи.

— Я. А. Коменский

У каждого из нас саморазвитие ассоциируется как с теоретическим стремлением быть лучше, так и с конкретными действиями или их комплексом. Это может быть чтение, упражнения на развитие тех или иных навыков, обучающие игры, в том числе онлайн, МООК. И сегодня мы даже не задумываемся о необходимой для всего этого подоплёке – доступности. Библиотеки, книжные магазины, компьютеры и Интернет всячески этому способствуют. Исходя из данного факта, мало кто знает, что сама идея самосовершенствования родилась задолго до того, как саморазвитие стало доступным для всех, у кого есть соответствующее желание. Понимание процесса и почву для изучения этого понятия ещё несколько веков назад заложил «учитель народов» Я. Коменский разработкой теории панпедии (пампедии).

Пампедия как часть совета о всеобщем воспитании умов

Очевидно, что люди, стремящиеся к знанию и развитию своих способностей, были задолго до Я. Коменского. Но именно он сформулировал и описал принципы, которые подвели черту под научной базой обучения длиною в жизнь.

Перед тем как перейти непосредственно к анализу произведения отметим, что термины «Панпедия» и «Пампедия», и как названия труда великого чешского педагога, и как общее название системы его взглядов, являются синонимами. «Пампедия» как глава «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих» была напечатана в сборнике «Педагогическое наследие» (Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1989.). В 2003 г. был опубликован полный текст этой работы, она вышла под названием «Панпедия: Искусство обучения мудрости» (Коменский Я. А. Панпедия: Искусство обучения мудрости. – М.: Изд-во УРАО, 2003.). Вникать в детали различий нет смысла, поскольку нас больше интересует содержание, поэтому лишь условимся, что оба варианта будем употреблять параллельно.

«Пампедия» – составляющая часть одного из главных трудов Я. Коменского «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», над которым он работал с 1645 г. и до смерти. Отдельные части так и остались незавершёнными, а переводы на национальные языки с латыни (в том числе и на чешский) начали появляться лишь в середине ХХ века.

По мнению российского философа, филолога и переводчика В. В. Бибихина – эта работа Коменского была посвящена не столько педагогике, сколько философии. В ней он описывает как путём овладения знаниями человек может понять и прийти к подлинной сущности своей жизни. Этот трактат всецело отвечает духу эпохи Нового времени. Предложенная автором система с её взглядами на процесс обучения и более широко – самосовершенствования на протяжении всей жизни, полностью переписывала не только каноны образования Средневековья, но и глобально критиковала существующий порядок вещей. И это делает изучение панпедии интересной с двух точек зрения: как исторического факта в его взаимосвязи со временем, и как нового подхода к образованию, переосмыслению его роли для человека.

Искусство обучения мудрости

Я. Коменский видел задачу пампедии в том, чтобы дать «…совет о всеобщем воспитании умов и о подчинении всех дел жизни такому порядку, чтобы ум каждого человека, в любом возрасте имея увлекающее его занятие, мог стать садом радостей, и предлагаются образцы этого возвышенного и небезуспешно начатого предприятия». Говоря более простыми словами, как это сделал выдающийся российский педагог, академик РАН Б. М. Бим-Бад, панпедия «означает и формирование целостного, всесторонне развитого человека, и науку об обучении всех». Всех действительно обозначает «всех» – независимо от возраста, пола, социального и материального положения, человек должен знать всё, что необходимо для достойной жизни. К сожалению, даже в современном мире, это доступно далеко не каждому.

Главные идеи панпедии

  1. Образование «всех, всему, всесторонне». Я. Коменский писал: «Людей надо научить так любить земную жизнь, чтобы они захотели жить вечно… Очень важно, чтобы люди научились и умели свободно, по собственному решению избирать верно понятые вещи и так же пользоваться ими». Даже этот короткий отрывок позволяет судить о том уходе от схоластики, которое предлагал совершить педагог. Земная жизнь, в отличие от средневековых богословов, им не мыслилась низменной, а стремление к познанию – порочным.
  2. Из предыдущего следовала необходимость распространения школ. Только так, по мнению автора, можно было бороться с дикостью (другими словами – невежеством человека), которая является причиной бед. Он был уверен, что нет народов и даже племён некультурных, есть только недостаток образования. Из этого рождалось требование пансхолии – повсеместного открытия школ (в каждой деревне, городе, крае).
  3. Говоря о школах, Я. Коменский вкладывает в это понятие смысл более глубокий, чем традиционное представление об образовательных центрах. Для него школа – это весь период жизни человека, от рождения до смерти. И с каждым из них связана своя школа. Их детальному описанию посвящены целые главы. В частности, периодам зрелости и старости отвечали «личные» школы, «ибо каждый повзрослел уже настолько, что может и должен стать сам мастером своей судьбы, будучи предоставлен Богу и самому себе».
  4. Пампедия тесно связана с понятием пансофии – достижения универсальных знаний, обучения через школу на родном языке всему, что знает человечество (в обобщённом виде). «…Надо желать, чтобы все люди были воспитаны основательно, а не поверхностно; чтобы были подведены к истине, а не к мнениям или видимостям…». Этот принцип, по сути, был призван стереть границы для движения знаний, которые не могли принадлежать кому-то одному, а были достоянием всех людей.
  5. Ещё одно усовершенствование процесса обучения строится на панбиблии – создании универсальных учебников. Я. Коменский, на момент начала работы над «Всеобщим советом», написал ряд учебников, которые были очень популярны в некоторых странах. Поэтому в «Пампедии» он даёт ряд наставлений, раскрывая свои представления о том, какими должны быть обучающие материалы. «Главное требование к таким книгам – прямо, полно, доступно соответствовать своей цели, истинной человеческой культуре». Упрощая эту формулу, раскроем её составляющие: прямо – соответствие выбранной тематике, без уходов в другие; полно – детальное описание, отсутствие недосказанности; доступно – понятно для всех обучающихся.
  6. Важной с точки зрения педагогики является идея пандидаскалии. Под этим термином Я. Коменский понимает воспитание универсальных пампедических наставников, учителей. От них требовалось: «(1) каждый сам должен быть таким, каким должен делать других, (2) каждый должен владеть искусством делать других такими (3) и быть ревнителем своего дела, – словом, должен мочь, уметь, хотеть насаждать пансофию». С этой целью он ставит перед учителями ряд задач. Вот некоторые из них: 1. «Достичь, чтобы каждый воспитуемый получал основательное образование и не мог разучиться и вернуться к невежеству». 2. «Достичь, чтобы человек не забыл того, чему однажды научился». 3. «Всему обучать основательно». 4. «Достичь, чтобы люди учились всему с удовольствием». 5. «Учить так, чтобы нельзя было не понять всё, чему учат». Подводя итог, отметим, то важность пандидаскалии сложно недооценить, ведь наставникам предъявлялось требование не только знать предмет, но и уметь ему учить, что далеко не одно и то же.

Так выглядят основные идеи пампедии Коменского в кратком изложении. Если данное произведение великого чешского педагога заинтересует вас более детально, вы можете прочитать текст с сокращениями по ссылке или приобрести книгу.

Отзывы и комментарии

Дополнить статью, а также поделиться своими мыслями по поводу её содержания, можно оставив комментарий.

Ключевые слова: