Ноль – не просто цифра, пустое место. Это загадочное явление, притягивающее внимание математиков, физиков, астрономов, химиков. И хотя ноль – это ничто, но нет практически ни одной области человеческого существования, где бы ноль не проявлял себя. Поэтому ноль – загадка и для простых людей.
Продолжим разговор о нуле, начатый в статье Ноль. Это важное Ничто.
Ноль – начало жизни
Вы когда-нибудь серьезно задумывались о том, что первый час любых суток начинается еще до того, как прошла первая секунда, то есть в ноль секунд после полуночи? Второй час суток — в час ночи, третий час суток — в два часа ночи и так далее… Следовательно, время следует считать не 1, 2,3 …. а 0, 1,2 ,3 и так далее.
Когда человек рождается, начинается новая жизнь с нулевой, а не с первой отметки. Мы говорим, что малышу исполнился один год не в день рождения ребенка, а только тогда, когда он прожил этот год. Логично считать, что до того, как человеку исполнился один год, ему было ноль лет. Но так как «ноль лет» — это нисколько, принято говорить, что ребенку «одна неделя», «один месяц» или 11 с половиной месяцев».
Время и прожитые годы мы считаем совсем не так, как яблоки в тарелке.
Ноль – начало новой эры в искусстве
Вы наверняка замечали, разглядывая репродукции и сохранившиеся полотна старых художников, что изображения на них вплоть до пятнадцатого века выглядят плоскими, а потому и безжизненными. Даже самые талантливые художники не умели в те времена изобразить на плоскости трехмерность пространства.
Художники научились создавать реалистичные полотна только тогда, когда начали работать с перспективой, с бесконечно удаленной от наблюдателя точкой, нулем.
По определению, ноль в геометрии – это точка. Точка – объект, который не имеет никакого (ноль) измерения. Невозможно измерить ни длину, ни ширину, ни высоту точки.
В пятнадцатом веке итальянский великий зодчий, архитектор Филиппо Брунеллески (1377-1446) сделал точку центром изображенного на рисунках Баптистерия – знаменитого здания в городе Флоренция в Италии. Эта точка, нулевой объект, стала и центральным объектом изображения. Объекты, находящиеся «ближе» к наблюдателю – большего размера, по мере «удаленности» от наблюдателя предметы уменьшаются, стремясь к очень далекой точке.
Бесконечно удаленная от наблюдателя, притягивающая взоры точка является памятником того момента, когда благодаря нулю и математике, изображение на картинах стало трехмерным, а Филиппо Брунеллески – открывателем перспективы.
Ноль – начало великого спора в науке
В современной физике существуют две парадигмы. Теория Относительности Эйнштейна описывает массивные объекты – Галактики, Вселенные, звездные миры. В то же время квантовая механика изучает и описывает мизерные объекты — электроны, атомы.
Мир многообразен. В нем существуют и массивные объекты и мизерные, и карлики и великаны. Оказывается, в мире существуют также и объекты, которые одновременно можно отнести и к той и к другой группе одновременно… Это Черные Дыры! Загадочные Черные Дыры, которые ничтожно малы, но при этом и массивны.
Указанные теории имеют спорную точку соприкосновения. И этой точкой является ноль. Черные Дыры – это ноль в уравнениях теории относительности Эйнштейна, а энергия вакуума – ноль в формулах квантовой механики.
В последние годы ученые пытаются синтезировать две основные теории, объединив их. Для создания такой объединяющей теории, которая подходила бы и для тех, и для других упомянутых объектов, ученым необходимо отказаться от нуля. Спор продолжается и накаляется. Ноль пока является основной неразрешимой задачей в этом споре.
Но сколько бы ни спорили ученые о нуле, все они сходятся во мнении, что все во Вселенной начинается с нуля и все им заканчивается….
А что значит ноль в вашей жизни?
Автор: Светлана Каминская (пользователь Камлана)