НЛП пытается научить людей наблюдать, понимать и воздействовать на себя и окружающих так же эффективно, как это делают опытные психотерапевты и мастера коммуникаций. Поэтому в нем огромное внимание уделяется правильному подбору слов. Считается, что в этом случае можно переубедить человека, повлиять на его решение или понравиться ему.
НЛП используется во многих областях, таких как психология, переговоры, реклама, политика. Но, что любопытно, его можно применять и для публичных выступлений. Конечно, НЛП противоречиво и не признано академическим сообществом, однако некоторые его техники могут быть действительно эффективными. Например, для публичных выступлений. Вот несколько советов на эту тему.
Совет первый: истории на одну минуту
Будет отлично, если вы начнете свою речь с:
- Истории, которая произошла с вами.
- Рассказа о статье, которую вы прочли.
- Со статистики.
- Рассказа, построенного вокруг цитаты.
Важно, чтобы вы раскрывали историю таким образом, чтобы вызвать эмоциональное переживание у аудитории. Сообщение нужно сделать сенсорным, то есть использовать слова, которые относятся к пяти органам чувств: глаза, уши, язык, обоняние, кожа.
Свяжите их внутри истории, как будто это происходит с каждым человеком в аудитории. В НЛП это называется объединением.
Совет второй: используйте сенсорные слова
Этот совет расширяет и дополняет первый.
В НЛП такие слова называются предикатами. Они специально подбираются для того, чтобы вызвать сенсорный опыт.
Пример:
- Слух: слышать, слушать, мелодия, гармония, звенит колокол, звучит как.
- Зрение: смотреть, видеть, красочный, яркий, ясный.
- Осязание: чувствовать, грубо, мягко, ровно.
- Вкус и обоняние: пахнет, сладкий, ароматный, пряный.
Совет третий: установите якорь
Якорь создает принцип «стимул-реакция». Его придумал психолог Иван Павлов.
Вы можете «закрепить» сцену, используя позитивные слова на одной части сцены, а негативные – на другой.
Как только вы убедитесь, что якорь установлен, для согласия аудитории с вашим мнением перейдите на «позитивную» сторону.
Совет четвертый: жестикулируйте в позитивном и негативном ключе
Когда вы говорите о чем-то негативном, указывайте рукой в направлении от себя и от аудитории. Если о позитивном, показывайте на себя и на аудиторию.
Совет пятый: используйте жесты для вовлечения аудитории
Когда вы выступаете, используйте жесты для того, чтобы подчеркнуть свою речь. Приятные моменты истории должны подкрепляться плавными движениями. Это работает на глубоком бессознательном уровне и привлекает слушателя и зрителя.
Совет шестой: помните, что есть три вида восприятия информации
Есть визуальные, аудиальные и кинестетические зрители. Убедитесь, что вы представляете свою презентацию не только через речь. Показывайте фотографии или графики. Позвольте людям прикасаться к объектам (как делал Джобс, когда представлял свой первый iPhone) или выполнять какие-либо задания на сцене.
Совет седьмой: сосредоточьтесь на том, насколько ваша речь будет вдохновлять, а не на самом содержании
Многие ораторы в своих публичных выступлениях больше фокусируются на содержании, которое хотят передать. Вместо этого сосредоточьтесь на том, как именно вы хотите передать свое сообщение.
Совет восьмой: используйте слова, с которыми согласится большая часть аудитории
Расплывчатые слова позволяют аудитории согласиться с вами, ведь в них мало конкретики, а значит и спорить не с чем. Например, мы все можем согласиться с тем, что хотим улучшить «образование», пережить «позитивные эмоции», достигнуть «успеха» и повысить «мотивацию».
Это тот случай, когда вы говорите о транспорте в общем, а не о конкретной марке автомобиля. Подобные слова не отвечают прямо на вопросы: «Что именно происходит?», «Кто виноват?» и «Что делать?».
Заменяйте также глагол (действие) на существительное и при этом абстрактное (что-то не активное). Вы не можете подержать это в руках. В НЛП это называется номинализацией. Это очень полезный инструмент для публичных выступлений.
Совет девятый: используйте специфические слова
Разумеется, используя только неопределенные слова, вы можете прослыть демагогом и обманщиком. Они расплывчаты и двусмысленны, а значит автоматически погружают зрителей в транс. Поэтому нужно вводить в свою речь специфику.
Кто конкретно? Что конкретно? Как конкретно? Это вопросы, на которые должны ответить как вы, так и аудитория при помощи вас. Они вызывают осознанность.
В НЛП такая техника называется метамоделью.
Совет десятый:
В общении мы всегда вызываем какие-либо эмоции, хотим того или нет. Важно осознавать, какие именно.
Хорошим эмоциональным состоянием, вызвать которое надо стремиться в любом публичном выступлении, является любопытство. С ним аудитория будет вовлечена во взаимодействие с целью узнать больше. Используйте для этого также язык тела, тональность и громкость голоса, мимику и жесты.
Желаем вам удачи!