Латентное (скрытое) обучение – формирование определенных навыков в ситуациях, когда их непосредственное применение не нужно и они оказываются невостребованными. Интерес к нему возник в значительной степени из-за того, что это явление противоречило широко распространенному мнению о том, что для обучения необходим стимул (подкрепление).
Представьте, что вы узнали о каком-то заболевании, например, пневмонии. После вы никогда эту информацию не использовали и, кажется, что начисто все забыли. Но предположим, что у кого-то из ваших знакомых врачи диагностировали пневмонию. С очень высокой долей вероятности, получив такой стимул/подкрепление, вы вспомните многое из того, что узнали о ней раньше.
Именно это и называется латентным обучением. Вы узнали о болезни без какой-либо мотивации и стимула для запоминания. Но когда пришло время применить знания, вы смогли это сделать. Фокус в том, что человек может бессознательно впитывать какую-то информацию, а в случаях, когда она необходима, вспоминать ее. С удивлением для самого себя.
Но это не значит, что можно изучать английский язык во сне, включив аудиокнигу.
Вот другие примеры латентного обучения:
- Студент плохо знает математику, хотя ходит на все пары. Когда возникает момент применить знания на практике, оказывается, что он хорошо впитал информацию подсознательно.
- Работник учится выполнять задачи более высокого уровня, но не демонстрирует свои навыки до тех пор, пока ему не будет предложено повышение.
- Попугай обучается разговаривать, но не делает этого, пока не получит еду в качестве награды.
- Потерпевший кораблекрушение человек доплывает до необитаемого острова. Внезапно выясняется, что он знает основные принципы выживания в дикой местности, хотя смотрел передачи об этом еще в далеком детстве и, казалось бы, уже забыл.
Эксперимент Эдварда Толмана
Толман в свое время был единственным психологом, который не принимал теорию стимула-реакции. Он считал, что подкрепление не всегда требуется для обучения. Именно он ввел термин когнитивная карта.
Когнитивная карта – это тип ментального воспроизведения, которое служит человеку для приобретения, кодирования, хранения и декодирования информации об относительных местоположениях и атрибутах явлений в их повседневной или метафорической пространственной среде.
У каждого человека есть тысячи когнитивных карт, о которых он и не подозревает. Если говорить простыми словами, то когда вы что-либо изучаете, воображение словно делает снимок полученной информации. И потом, когда вы учитесь дальше, эта когнитивная карта накладывается на новые данные, при этом не вызывая когнитивной перегрузки. То есть вам не нужно прилагать никаких умственных усилий, чтобы вспомнить ее: она появляется словно сама собой в нужное время в нужном месте.
Толман построил лабиринт для эксперимента, который должен был подтвердить существование латентного обучения. Он также хотел доказать, что стимул/подкрепление вовсе не является необходимым для того, чтобы человек что-то усвоил.
Процедура
- Ученый разделил лабораторных крыс на три группы.
- Каждая группа была обучена проходить лабиринт.
- Первая группа получала вознаграждение всякий раз, когда проходила лабиринт.
- Вторая группа получала вознаграждение не сразу, а через какое-то время.
- Третья группа не получала награду вообще.
Наблюдения
Вторая группа, получавшая отсроченное вознаграждение, и была целью эксперимента.
Толман: «Мы перестали давать награду второй группе и она начисто лишилась мотивации, перестав проходить лабиринт. Но когда мы вернули награду, когнитивные карты снова вошли в игру и крысы «вспомнили», как дойти до конца лабиринта».
Возникает резонный вопрос: «Как доказать, что имеет место латентное обучение?». Для этого Толман заблокировал обычный маршрут, так что крысам пришлось искать новый путь.
Он предположил, что они сделали ментальное представление или когнитивную карту лабиринта в течение первой половины эксперимента и продемонстрировали это знание, как только они были вознаграждены.
Крысы находили кратчайший путь, достигали другого конца лабиринта и получали свою награду. Но для этого они изучали лабиринт даже без подкрепления.
Рассмотрим пример с человеком. Предположим, вы ходите домой по одному и тому же маршруту каждый день. Запоминаете названия и расположение различных кафе и магазинов, даже не делая сознательных попыток. Эта информация может оставаться неиспользованной в течение многих лет. Но когда-нибудь, когда вам нужно добраться до определенного кафе «Х» на улице «Y», вы легко сможете найти это место, используя информацию, которую приобрели за эти годы. Когнитивная карта легко достается из закромов памяти и «ложится» на текущие знания.
Результаты эксперимента также показали, что обучение может происходить без какой-либо мотивации вознаграждений, часто случайно. Какие выводы мы можем сделать из этого? Формируйте свою окружающую среду таким образом, чтобы обучаться подсознательно. Мозг замечает сотни сигналов за секунду, а внимание может фокусироваться лишь на одном из них. Вся эта информация остается в памяти и, возможно, надолго.
Еще один вывод: прекращайте заниматься тем, что не принесет никакой пользы. Вместо этого поглощайте нужную информацию, пусть даже бессознательно. Рано или поздно вы проявите свои знания в полной мере.
Желаем вам удачи!