Блог о саморазвитии

Зачем и как создавать книгу для прочитанных книг

Зачем и как создавать книгу для прочитанных книг

Какие бы книги вы не читали — по психологии, саморазвитию, художественные или научные — большая часть информации с них в скором времени забывается. Порой мы даже не можем вспомнить, читали книгу или нет. Значит ли это что время потеряно зря? И как сделать так, чтобы хотя бы самое важное из каждой прочитанной книги не забывалось?

Речь в этой статье пойдет о том, как подводить итоги каждой прочитанной книге. Именно так — каждой. Если вы готовы выделить несколько дней на чтение того или иного произведения, то уж найти 20 минут на подведение итогов точно сможете.

Под итогами следует понимать не пересказ книги от и до, а выжимку самой полезной информации, которую вы сможете там найти. Это могут быть не только прямые цитаты из нее, но и мысли, на которые они вас натолкнули.

Есть две ключевые причины, по которым нужно создать книгу для прочитанных книг.

Вы должны действовать, пока информация свежа в памяти

Вы должны переписывать, выражать и обобщать информацию, которую узнали. Делать это нужно немедленно, пока вы еще смотрите на мир с точки зрения автора, пока находитесь под неким гипнотическим влиянием.

Возможно, вы этого не осознаете, но ваш фрейм — способ интерпретации информации — постоянно меняется. Когда вы читаете книгу, то начинаете все глубже и глубже погружаться в мир автора, в те метафоры и аналогии, которые он создает. Вы начинаете смотреть на многое вокруг его глазами и примерять эти знания на свою жизнь.

Поэтому пока магическое воздействие все еще существует, необходимо использовать это по максимуму: запишите основные мысли, проанализируйте их, сделайте выводы.

Мы часто совершаем одну серьезную ошибку: считаем, что те уникальные идеи, которые возникают у нас после прочтения книги, будут там вечно. Нет, большинство из них исчезнет на следующее же утро. Поэтому подведение итогов — это правильная инвестиция времени.

Вы развиваетесь, делая краткие выжимки из массивов информации

Это, между прочим, отличный навык для любого человека. Умеете объяснить сложнейшие вещи простыми словами? К вам будут выстраиваться очереди. Все современные лидеры умеют упрощать.

Подводя итог прочитанному, вы улучшаете мышление и учитесь думать масштабно. Способность выделить суть является бесценным навыком, который стоит осваивать каждому.

Ошибка «чем больше и сложнее, тем лучше»

Долгое время в академической науке существовало, да и продолжает существовать, мнение, что нужно писать много и сложно. Дословно не так, конечно, но возьмите любой научный труд и оцените степень его удобочитаемости и понятности. Ученые часто грешат, используя узкоспециализированную терминологию даже там, где необходимости в ней нет. И подобный подход встречается не только в научных статьях.

Учителя в школах и преподаватели в вузах также поощряют подобное. Отсюда требования писать определенное количество страниц, обязательно в научном стиле. Живая речь не приветствуется. Конечно, к научным публикациям предъявляются определенные требования, в том числе, и в плане стиля. Но подумайте, что интереснее читать – любую из популярных книг Хокинга или усредненный учебник по теоретической физике.

Понятно, что академическая наука и не должна быть массовой. Но приучая писать, придерживаясь определенных канонов, традиционная система образования делает нам медвежью услугу. Во-первых, не учит писать нормально, для людей. Даже к творческим заданиям по языку и литературе предъявляются требования и устанавливаются рамки. Во-вторых, воспитывает в нас уверенность относительно того, как правильно, а как нет. И с ней — боязнь показаться глупым, если напишешь недостаточно витиеватый текст. Создание книги для прочитанных книг — отличный способ борьбы с этими негативными влияниями.

Почему подведение итогов важно

Когда вы сталкиваетесь с умными, мотивированными и успешными людьми, то понимаете, что у них не так много свободного времени. Они заняты совершенствованием своего ремесла, практикой своих навыков и управлением своими делами.

Другими словами, они не любят тратить время попусту. Можно сказать, что они одержимы продуктивностью и тайм-менеджментом. И если вы хотите иметь с ними дело, то должны научиться выражать свои мысли четко и емко. Люди бизнеса просто терпеть не могут тех, кто объясняется долго и сложно.

Будьте краткими в своих сообщениях. Будьте понятными.

После того, как книга прочитана

После прочтения книги или статьи, вы можете сделать три вещи:

  1. Выделить 20 минут и описать, о чем была эта книга и какие мысли запомнились больше всего.
  2. Записать цитаты, самые важные места, которые вы выделили в процессе чтения.
  3. Выделить еще 20 минут и развить все те мысли, которые вам понравились, подумать о том, где их можно применить.

Это лишь один из методов. Вы также можете делать пометки в книге во время чтения, а потом перечитывать всю выделенную информацию: цитаты, абзацы, интересные диалоги. Затем вспомнить о содержании всей книги. И в итоге выделить 1 час на то, чтобы записать все, что считаете важным.

Можете также задать себе такие вопросы:

  • Буду ли я использовать эту информацию через 5 лет?
  • Можно ли сократить количество текста без потери смысла? Можно ли нарисовать эту книгу? Что будет изображено на картине?
  • Имеет ли та или иная информация какое-либо практическое значение или же это просто интересная мелочь для вас?

Мы рекомендуем выделять на записи не больше двух страниц А4. Это будет творческим ограничением для создания именно выжимки, а не переписывания содержания. Впрочем, есть книги, изобилующие потрясающими идеями — в таких случаях только вам решать как их обрабатывать.

Онлайн-дневник

Для подведения итогов по прочитанным книгам можно вести блог. Можно просто пользоваться такими приложениями как Evernote и OneNote. Это позволит не только добавлять картинки и видео, но и просматривать содержимое дневника со всех устройств.

В любом случае, когда ваша коллекция прочитанных книг и заметок по ним будет неустанно расти, вы преисполнитесь гордостью за себя. Такова уж человеческая природа: мы любим накопление, а также физическое свидетельство вложенного труда.

Желаем вам удачи!

Ключевые слова: