Блог о саморазвитии

«Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман: краткое содержание книги

гоулман эмоциональный интеллект краткое содержание

Согласно Википедии, эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Коротко об эмоциональном интеллекте вы можете узнать из этого видео:

Эмоциональный интеллект (EQ или ЭИ) – это термин, придуманный двумя исследователями, Питером Салавой и Джоном Майером, и популяризированный Дэниелем Гоулманом в его одноименной книге 1996 года.

Книга состоит из пяти частей, шестнадцати глав и шести приложений в конце. Рассмотрим каждую часть отдельно, заостряя внимание на наиболее интересном.

Часть первая. Эмоциональный мозг

В нас удивительным образом уживаются два ума – рациональный и эмоциональный. Рациональный ум представляет собой инструмент постижения, который мы способны осознавать. Он богат мыслями, более заметен по своему результату в виде знания, отражает способность ума обдумывать и размышлять.

Эмоциональный ум – другая система познания, мощная и импульсивная, порой нелогичная.

Подобный механизм познания, вероятно, сложился за миллиарды лет эволюции. Эмоции и интуиция управляли нашей мгновенной реакцией в ситуациях, когда нам грозила смертельная опасность. В то время как перерыв на раздумья нам был нужен для того, чтобы понять, чего мы хотим достичь в жизни.

В идеале должно существовать равновесие между рациональным и эмоциональным, когда эмоции питают и воодушевляют нас на действия рационального ума. И наоборот, рациональный ум облагораживает и в некоторых случаях запрещает проявление эмоций.

Все страсти человека находятся, по сути, в ведении миндалевидного тела (amygdala). Оно является большим специалистом по части эмоций. Если работа миндалевидного тела разобщается с остальным мозгом, это проявляется в поразительной неспособности оценивать эмоциональную значимость событий; это явление иногда называют «аффективной, или эмоциональной, слепотой».

Так, в состоянии аффекта человек совершает как ужасные, так и безумные поступки. Он может причинить боль другому, либо же, не задумываясь, броситься в воду или горящий дом, чтобы спасти того, кого он даже не знает. Миндалевидное тело может заставить нас резко начать действовать, тогда как чуть более медлительный, но более осведомленный неокортекс лишь «разворачивает» свой тоньше проработанный план реагирования.

Можно сказать, что главная задача разумного человека – подружить миндалевидное тело и неокортекс. Это противостояние между чувством и мыслью, сердцем и головой желательно время от времени прекращать.

Возьмем, например, способность эмоций срывать процесс мышления. Есть такое понятие «оперативная память» – объем внимания, который позволяет удерживать данные, необходимые для решения проблемы. Это могут быть задачи на логическое мышление на экзамене или затяжная дискуссия. За это отвечает предлобный кортекс. Однако сильные эмоции вроде тревоги и гнева могут создавать невральные помехи, что негативно влияет на оперативную память. Именно поэтому мы совершенно не можем мыслить во время подобных аффектов.

Часть вторая. Природа эмоционального интеллекта

Это самая большая и важная часть книги, в которой Гоулман предлагает наибольшее количество своих идей и ценных наблюдений, поэтому на ней мы остановимся подробнее.

Невозможно безошибочно предсказать успех в жизни студента с высоким коэффициентом интеллекта (IQ). Разумеется, некоторая связь существует, однако она ничего не гарантирует.

Не менее важны и другие характеристики, по большей части, именно эмоциональный интеллект. Он состоит из множества навыков, к примеру:

  • Уметь сдерживать порывы, несмотря на провалы и неудачи.
  • Иметь способность выработать для себя мотивацию «на ровном месте».
  • Уметь откладывать получение мгновенного удовлетворения.
  • Настойчиво стремиться к достижению цели.
  • Не давать страданию лишить себя возможности думать.
  • Контролировать свое настроение.
  • Уметь отвлекаться от неприятных мыслей, чтобы сосредоточиться на главном.
  • Сопереживать другим.
  • Надеяться и верить в себя.

Чего может достичь человек с высоким IQ, который при этом сорит деньгами налево и направо, легко поддается негативным эмоциям, вступает в конфликты и хамит начальству? Коэффициент умственного развития почти не дает объяснения, почему у людей с примерно равными задатками, образованием и возможностями совершенно разные судьбы. На первых порах многие из них вырываются вперед, но затем почему-то идут вниз. Они несчастны, склонны к депрессии и не умеют уживаться с людьми (в том числе в супружеской жизни).

Бывает такое, что люди с коэффициентом интеллекта 160 работают на тех, у кого он 100. Почему так происходит? Скорее всего, по той причине, что академический ум в одиночку не способен подготовить человека к хаосу окружающего мира. Ему нужно прежде всего выработать характер (составная часть эмоционального интеллекта), терпение и научиться справляться с разными состояниями.

Гоулман приводит характеристики Говарда Гарднера, которые считает ключевыми для развития эмоционального (межличностного) интеллекта:

  • Управление эмоциями. Люди, которым недостает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством, тогда как люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.
  • Знание своих эмоций. Здесь крайне важно самосознание – распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности личных решений, начиная с того, за кого выйти замуж или на ком жениться, и заканчивая тем, за какое дело взяться.
  • Распознавание эмоций в других. Это эмпатия, способность сопереживать, быть настроенным на социальные сигналы.
  • Самомотивация. Суть этого навыка в том, чтобы научиться контролировать свои эмоции – отсрочивать удовлетворение и подавлять импульсивность. Это умение привести себя в состояние вдохновения – такие люди оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы ни взялись.
  • Поддержание взаимоотношений. Это те способности, которые укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Такие люди отлично справляются с делами, успех которых зависит от умелого взаимодействия с окружающими.

Управление эмоциями становится для нас повседневной задачей, потому что очень часто, особенно в свободное время, нам важно управляться со своим настроением. Мы испытываем боль, когда находимся в плохом настроении и при этом понимаем, что это негативно влияет на наши взаимоотношения с окружающими.

Головной мозг устроен таким образом, что мы очень часто почти или совсем не контролируем тот момент, когда нас охватывает какая-либо эмоция, и не властны над тем, какая именно эмоция это будет. Что же можно сделать? Как минимум – оказать влияние на то, как долго она будет действовать.

Когда эмоции чрезвычайно сильны и длятся дольше некоего допустимого временного предела, они постепенно переходят в мучительные крайние формы: хроническое состояние тревоги, депрессию, неукротимую ярость. Вот почему важно научиться контролировать свое состояние, пока оно не стало окончательно привычным.

Одно из самых неприятных, длительных и болезненных чувств – это беспокойство. Почему оно возникает? Мощными спусковыми механизмами являются мучительные образы в нашей голове.

Хроническое беспокойство принимает вид шаблонных закоснелых идей, а не творческих озарений, которые действительно подвигают к разрешению проблемы. Однако даже от него можно избавиться, если начать работать над собой. Самое главное, что вы должны сделать – развить самосознание, то есть уловить вызывающие беспокойство эпизоды как можно раньше. В идеале – тогда, когда мимолетный образ катастрофы только запускает цикл тревожности и беспокойства. Также нужно выявить, в каких ситуациях и местах вас посещают эти мысли и избегать/пресекать/стараться справляться с ними. И наконец, применять методы релаксации. Напряжение и тревожность – это привычки, с которыми можно справиться при помощи другой привычки – расслабляться.

«Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман: краткое содержание книги

Часть третья. Эмоциональный разум в действии

Эта часть посвящена, в основном, отношениям в браке. Гоулман настаивает, что корни всех проблем стоит искать в детстве.

Мальчикам и девочкам преподают совершенно разные знания о том, как контролировать эмоции, поскольку на темы, связанные с эмоциями, за исключением гнева, родители говорят чаще и больше с дочерями, а не сыновьями. Таким образом, девочки получают гораздо больше информации об эмоциях, чем мальчики.

Девочки, играя вместе, разделяются на маленькие замкнутые группы, в которых сводится к минимуму враждебность и всячески поощряется сотрудничество, тогда как мальчики для игры объединяются в большие группы, где царит дух соперничества.

Вот и получается, что уже в детстве мальчики понимают, что нужно свести к минимуму проявление эмоций, тогда как девочки преуспевают как в выражении чувств, так и считывании их у других.

Можно предсказать, будет ли брак крепким, по наличию грубой критики. В здоровом браке муж и жена открыто и спокойно выражают недовольство. Но если возникает грубая манера, это значит, что брак уже повис на волоске (хотя некоторые пары понимают это спустя несколько лет или не понимают вообще).

Если в вашем браке кто-то за невинный проступок получает клеймо «невнимательного эгоиста», вам нужно пересмотреть свои взаимоотношения. Также существует так называемый мимический знак презрения: он создается сокращением-особой мышцы, растягивающей углы рта в сторону (обычно влево), и одновременным закатыванием глаз. Когда на лице одного из супругов появляется подобная гримаса, у другого при безмолвном обмене эмоциями частота сердечных сокращений с минуту увеличивается на два-три удара. Можно сказать, что между супругами в этот момент происходит скрытый разговор – и он причиняет огромный вред. Последним гвоздем проблемы в браке является молчание.

Часть четвертая. Окна возможности

Сотни проведенных исследований показывают, что то, как родители обращаются с ребенком, серьезно и долго сказывается на его эмоциональной жизни. И лишь недавно стали появляться исследования, которые показали: если у родителей высокий эмоциональный интеллект – это огромное благо для ребенка.

Одни родители терпеливо объясняют своим детям, что так делать нельзя и указывают на ошибки, чтобы они их исправили. Другие теряют терпение и выходят из себя моментально, называя своего ребенка бестолковым, выражают явное презрение.

Наиболее распространенные негативные манеры родительского поведения:

  • Занятие слишком пассивной позиции. Начитавшись книг по психологии, такие родители сделали неправильный вывод: они не вмешиваются, когда их ребенок переживает бурю эмоций. Они считают, что жизнь прекрасна в любом случае, даже если приносит страдания.
  • Полное игнорирование чувств. Любые эмоции ребенка такие родители считают ерундой или дополнительным источником беспокойства для себя, чем-то несущественным. В итоге ребенок подавляет все эмоции и совершенно не умеет давать им ход и справляться с ними.
  • Манера напускать на себя презрительное равнодушие, демонстрируя явное неуважение к чувствам ребенка. Такие родители могут запретить ребенку вообще обнаруживать гнев и наказывают его при малейших признаках раздражения.

Правильной манерой поведения будет следующее: при проявлении сильной эмоции следует подойти к ребенку, разъяснить ему, что это за эмоция и как с ней справиться. Используйте фразы вроде этой: «Ты рассержен из-за того, что Томми задел твое самолюбие?».

Часть пятая. Эмоциональная грамотность

Чтобы объяснить преимущества эмоциональной грамотности, нужно осознать минусы эмоциональной безграмотности:

  • депрессия;
  • психические травмы;
  • хроническое беспокойство;
  • подавленность, неверие в свои силы.

Что такое депрессия? По сути, это всего лишь состояние, в которое человек вводит сам себя. Он очень сильно старается для этого.

  • Применяет мысли: «Я тупой», «Что бы я ни сделал, ничего не получится».
  • Привлекает физиологию: медленно дышит, мало улыбается, сковывает свое тело.
  • Плохо питается: ест жирную пищу, полуфабрикаты.

Пессимистический взгляд на жизнь делает людей (особенно детей) чрезвычайно восприимчивыми к депрессии. Дети, которые вырабатывают пессимистический взгляд на жизнь, приписывая неудачи в своей жизни какому-то ужасному недостатку в самих себе, начинают превращаться в жертвы подавленного настроения, реагируя на неудачи.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:,