Умные люди знают, что во многих случаях не нужно создавать шумиху, будь ты хоть тысячу прав. Будет только хуже. Это нам доказывает вся мировая история, а распространение интернета по всему миру только еще ярче показывает, как быстро можно создать шумиху и погубить благое дело.
Эффект Стрейзанд — это процесс взрывоопасного распространения информации в интернете и реальной жизни при возникновении слухов о том, что его распространение должно быть или будет запрещено. Все очень просто — если что-то запрещают, значит что-то в нем есть, а ведь запретный плод так сладок.
История возникновения
В 2003 году Барбара Стрейзанд подала иск в суд на фотографа Кеннета Адельмана и сайт Pictopia.com на сумму в 50 миллионов долларов с требованием удалить с сайта фотографию ее дома. Адельман опроверг обвинение, заявив, что он фотографировал не ее дом, а побережье и это была только одна из 12200 фотографий в серии. Суд отклонил иск Стрейзанд и потребовал, чтобы она возместила фотографу судебные издержки в размере 154 тыс долларов.
До того, как адвокаты Стрейзанд подали иск, эта фотография была скачана всего 6 раз, из которых дважды самими адвокатами. После иска это изображение было просмотрено 420 тыс раз, а само изображение было размещено на сотнях сайтов. Спустя два года журналист Майк Мэсник при описании совершенно другой истории применил выражение «Эффект Стрейзанд», тем самым введя ее в обиход.
Примеры эффекта Стрейзанд
- В 2014 году таксисты в Лондоне выступили против сервиса Uber, который позволяет любому желающему заработать в качестве личного водителя. Это был могущественный и более удобный для любого клиента конкурент, что очень не понравилось обычным таксистам. После их акций количество скачиваний этого приложения выросло на 859% за неделю, тем самым побив все рекорды продаж.
- В IV веке до нашей эры житель города Эфеса по имени Герострат поджег знаменитый храм Артемиды. Во время пыток он признался, что сделал это для того, чтобы его имя помнили потомки. Власти приговорили его к казни и строго приказали жителям города не упоминать его имя. С тех пор прошло 2400 лет — вполне неплохо для эффекта Стрейзанд.
- Компания Sony в 2013 году начала снимать фильм «Интервью» — комедию о смерти лидера Северной Кореи Ким Чен Ына. Об этом каким-то образом власти КНДР обрушились на участников фильма с обвинениями, а потом перешли к откровенным угрозам — чуть ли не войну США объявляли. Конечно все это привело в тому, что о фильме узнали все.
- The Pirate Bay – самый крупный торрент-трекер в мире. В 2011 году некая звукозаписывающая компания направила иски в суд и тот в итоге обязал провайдеров закрыть трекер. После этого зекрала этого трекера стали появляться, как грибы после дождя. Их по-прежнему закрывают, легально и не очень, однако это не отменяет того факта, что это ничего не изменит.
- В 2012 году девятилетняя Марта Пейн принялась фотографировать свои школьные обеды и выставлять их в своем блоге NeverSeconds. Реклама с посещений ее блога имела какие-то копейки, которые девочка посылала голодающим африканским детишкам. В итоге многие люди стали упрямо писать, что ее-то обеды совсем маленькие. Об этом узнали в ее школе и запретили выкладывать фотографии порций. Закончилось все предсказуемо — началась шумиха, блог разрешили возобновить, количество посетителей возросло, а значит и количество рекламных денег. Пожалуй, самый лучший пример использования эффекта Стрейзанд.
Как использовать и как бороться с этим эффектом
Эффект Стрейзанд существует благодаря тому, что многие люди крайне болезненно реагируют на какие-либо ограничения в интернете и жизни, и, в следствие этого, идут на принцип. И чем логичнее и правильнее вроде бы запрет, тем результат более запоминающийся. Например, второй пример выше — как раз тот случай.
В интернете можно найти буквально сотни применений этого эффекта, правда о половине из них не очень приятно читать. Поэтому мы собрали пять достаточно интересных в социальном значении примеров из разных областей жизни, чтобы показать, как далеки расползлись щупальцы данного эффекта.
Конечно, как и каждый другой эффект, его можно использовать и переиначить для своих целей. Доказать в данном случае что-то очень сложно, однако есть подозрение, что многие правообладатели и люди, создающие виртуальный продукт (что часто не одно и то же), используют данный эффект для пиара. Нет ничего проще, чем поднять панику в интернете из-за выложенного альбома, удаленной статьи или фотографии. Если пойти дальше, то можно предположить, что пиарщики Стрейзанд именно для этого подали судебный иск, а также придумали название самого эффекта и популяризировали его в интернете.
Если в интернет попали ваши компрометирующие материалы, нельзя предпринимать никаких ответных действий, потому что будет только хуже. Жалобы и угрозы суда пойдут во вред. Вместо этого нужно притвориться, что утечка произведена случайно, но при этом это искуссная мистификация или реагировать с юмором. Потому что если люди заметят хотя бы малейший признак того, что вы считаете эти материалы опасными для себя, обязательно найдутся люди, которые из вредности помогут вам стать еще более знаменитым.
По правде говоря, хочется чаще читать именно о случаях, когда этот эффект применяется для хороших целей, а не ради наживы или пиара. Стоит сказать, что случаев использования этого эффекта стало очень много, а порой они даже переплетаются — и сказать, где правда, где вымысел, очень сложно.
А какие примеры эффекта Стрейзанд знаете лично вы? Поделитесь этим в своих комментариях.