ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Эффект Дидро


Знаменитый французский философ Дени Дидро почти всю свою жизнь провел в нищете, но все изменилось в 1765 году. Ему тогда было 52 года, его дочь собиралась выйти замуж, но он не мог дать ей приданое. Несмотря на отсутствие богатства, имя Дидро было хорошо известно, потому что он был соучредителем и автором «Энциклопедии», одной из самых полных энциклопедий того времени. Екатерина Великая, узнав о финансовых проблемах философа, предложила купить у него библиотеку за 1000 фунтов стерлингов, что составило бы примерно 50 000 долларов США по меркам 2015 г. Внезапно у Дидро появились деньги.

Вскоре после этой счастливой сделки Дидро приобрел новый алый халат. Вот тогда все и пошло не так.

Эффект Дидро

Алый халат был прекрасен. Настолько, что Дидро сразу заметил, каким неуместным он казался в окружении остальных его вещей. По его словам, между халатом и остальными предметами «не было согласования, не было больше единства, не было больше красоты». Философ вскоре почувствовал желание покупать новые вещи, чтобы они соответствовали его халату.

Он заменил свой старый коврик новым из Дамаска. Он украсил свой дом красивыми скульптурами и хорошим кухонным столом. Он купил новое зеркало и кресло. Совершение подобных реактивных покупок в итоге стало известно как эффект Дидро.

Эффект Дидро утверждает, что получение новой вещи часто создает спираль потребления, которая заставляет вас приобретать другие новые вещи. В результате мы заканчиваем тем, что покупаем то, в чем никогда и не нуждались для того, чтобы чувствовать себя счастливыми.

Почему мы хотим вещи, в которых не нуждаемся

Мы все так и иначе становимся жертвами эффекта Дидро. Например, приобретаем автомобиль, а затем тратим огромные суммы на то, чтобы снабдить его соответствующими уровню вещами: хорошим манометром для шин, автомобильным зарядным устройством, дополнительным зонтиком, дорогой аптечкой и т.д.

При этом вполне возможно, что до этого у вас был старый автомобиль и большинство из этих вещей вы и не думали покупать.

Подобное поведение можно обнаружить и во многих других сферах жизни:

  • Вы покупаете новое платье и теперь вам нужны сочетающиеся обувь и серьги.
  • Вы покупаете абонемент в бассейн и вскоре приобретаете очки, шапочку для плаванья, новые плавки, обувь, полотенца.
  • Вы покупаете для своей дочери куклу «Барби», а затем вынуждены докупать к ней аксессуары, которые порой стоят дороже, чем сама кукла.
  • Вы покупаете новый диван и обращаете внимание на всю гостиную. Эти стулья? Этот журнальный столик? Этот ковер? Они все не подходят дивану, нужно срочно купить что-то соответствующее.

Наша жизнь имеет естественную тенденцию становиться более насыщенной, наполненной. Мы редко стремимся к понижению, упрощению, устранению, сокращению. Наша естественная склонность – накапливать, дополнять, обновлять и строить. Подверженность этому эффекту формируется еще и давлением со стороны СМИ, рекламы и социума.

Освоение эффекта Дидро

В соответствии с эффектом Дидро что ситуация будет усложняться с каждой покупкой, поэтому надо быть осознанным и сосредотачиваться на нужном, отметая ненужное.

Вот несколько советов.

Устраните воздействие. Почти каждая привычка инициируется определенным стимулом. Один из самых быстрых способов уменьшить силу эффекта Дидро – избежать привычных триггеров, которые вызывают его в первую очередь. Откажитесь от коммерческих писем. Откажитесь от каталогов и рассылок. Встречайтесь с друзьями в парке, а не в торговом центре. Блокируйте свои любимые сайты розничной торговли с помощью таких инструментов, как, например, Freedom.

Покупайте товары, которые соответствуют вашей нынешней системе. Не нужно начинать с нуля каждый раз, когда приобретаете что-то новое. Когда покупаете новую одежду, ищите товары, которые хорошо сочетаются с вашим нынешним гардеробом. При покупке техники думайте о том, не придется ли потом покупать что-то дополнительно.

Устанавливайте индивидуальные ограничения. Сдержанная жизнь – это жизнь, полная свободы, в которой есть правильные ограничения. Вы должны быть мудрым человеком и понимать, что любое приобретение будет иметь воздействие на вас. Следовательно, нужно покупать только необходимое, а деньги откладывать или вкладывать.

Покупая что-то одно, отдавайте что-то одно. Каждый раз, когда вы делаете новую покупку, отдавайте что-нибудь. Купили новый телевизор? Продайте или отдайте кому-нибудь старый, а не переносите его в другую комнату. Идея состоит в том, чтобы не увеличивать количество вещей. Всегда приобретайте только то, что приносит вам радость и счастье.

На протяжении месяца не покупайте ничего нового. Даже если что-то вам экстренно понадобится, нужную вещь почти всегда можно одолжить. Помните, что каждая новая покупка означает, что вы лишились шанса приумножить вложенные в нее деньги.

Чистите свой список желаний. Невозможно достичь такого состояния, при котором вы скажете себе: «Вот теперь у меня есть абсолютно все», – и перестанете что-либо покупать. Эта цепочка никогда не прервется, вы в глубине души и сами прекрасно это понимаете.

Как преодолеть тенденцию потребления

Наша естественная склонность – потреблять больше. Учитывая эту тенденцию, получается, что принятие активных мер по сокращению потока бесспорного потребления делает нашу жизнь лучше. Это может показаться удивительным, но мы знаем, что это правда. Есть абсолютно счастливые люди, без машины или яхты.

Уменьшайте количество вещей, которые окружают вас. Покупайте ту вещь, которая может заменить несколько старых и выбрасывайте их. Дидро в итоге сказал: «Пусть мой пример послужит вам уроком. В бедности есть свобода. У роскоши есть свои ограничения».

Желаем вам удачи!