ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Феномен «на кончике языка»


Все мы испытывали подобное: не могли вспомнить имя знаменитости или еще какой-то маловажный факт, хотя ответ буквально крутился на языке, но никак не приходил в голову. В результате мы настолько задавались этим вопросом, что забывали обо всем другом. Это так и называется – феномен «на кончике языка».

Он заключается в неспособности вспомнить что-то хорошо известное. У человека в голове всплывает некоторое количество информации о данном слове и буквально вот-вот он его вспомнит, однако этого не происходит, что затрудняет мышление в этот момент. Это состояние, как правило, очень мучительное и может портить настроение продолжительное время. Его впервые описал психолог Уильям Джеймс в работе «Принципы психологии» в 1890 году.

Что интересно, чаще всего нам кажется, что забытое слово имеет какое-то отношение к определенной сфере или начинается с конкретной буквы. Что часто оказывается неправдой. Вероятно, будь предположение правдивым, мы бы точно вспомнили фамилию британского премьер-министра времен Второй мировой войны, начинавшуюся с буквы «Ч».

Совсем недавно ученые из университета штата Вирджиния провели эксперимент, результат которого был таков: частота возникновения феномена «на кончике языка» не имеет четкой взаимосвязи с наступлением слабоумия. Словом, на эту тему все еще можно шутить.

Великие люди о феномене

Уильям Джеймс называет это состоянием, «которое время от времени заставляет нас трепетать от того, что слово почти найдено, и тут же вынуждает нас отступать».

Зигмунд Фрейд говорит: «В голову приходят иные имена, имена-заместители, и если эти имена и опознаются сразу же как неверные, то они все же упорно возвращаются вновь с величайшей навязчивостью».

Психотерапевт Эмиль Куэ: «Не замечали ли вы, что чем больше вы стараетесь вспомнить чье-то забытое имя, тем больше оно ускользает от вас. Но как только мы заменим в нашем сознании мысль «Я забыл» на «Сейчас это вспомнится», как имя вспоминается само собой, без всякого усилия».

Критерии феномена

Так как феномен нельзя путать с просто забытым словом, существует четыре критерия, которые позволят сделать вывод, что речь идет о нем.

  • Возможность дать ответы, которые по каким-то признакам приближаются к забытому слову (звучание и смысл).
  • Возможность довольно точно описать объект, которому соответствует то самое слово.
  • Слово легко вспоминается, когда дана подсказка.
  • Сильное ощущение того, что слово хорошо знакомо, и что его можно будет вспомнить в случае подсказки.

Причины возникновения

Феномены характеризуются тем, что их существование вызывает недоумение в том числе и в ученых. Главная проблема заключается в том, что его нельзя вызвать искусственно, то есть сложно провести эксперимент и проверить все эмпирически. Также непонятно, с чем именно мы имеем дело — нарушением речи или памяти.

Но, как и в случае с другими феноменами, существуют гипотезы:

  1. «Гипотеза неполной активации». Мы вспоминаем схожие по смыслу слова лишь потому, что они получают большую активацию, чем забытое нами.
  2. «Гипотеза блокирования». Слово, которое пришло на ум раньше, препятствует (блокирует) появлению забытого слова.
  3. «Гипотеза захламленного мозга». Да, мы запоминаем кучу ненужных вещей, поэтому сбои в работе памяти (или речи) могут случаться. К тому же храним воспоминания о лице человека отдельно от написания и произношения имени.
  4. «Вспышки на мозге». Иногда на нашем мозге появляются вспышки, как на солнце, и эта часть знаний оказывается временно недоступной.
  5. «Последовательность в работе мозга». Голландский лингвист Левелт считает, что мозг достает слова постепенно: сначала визуальный образ и только затем само слово. Мы храним значения в одном месте, а названия в другом.
  6. «Билингвизм». Существует мнение, что те, кто знает два языка и больше, намного чаще переживают возникновение данного феномена в связи с тем, что им приходится запоминать больше слов.
  7. «Звучание слова». Слова содержат несколько типов информации: семантическую, лексическую и фонологическую. Если они были недостаточно связаны между собой для запоминания слова, возникает нарушение работы памяти.
  8. «Нарушение работы лобных долей». Хотя и говорят, что этот феномен безопасен, существует версия о том, что причина в старении лобных долей.

Способы преодоления

Их совсем немного, при этом первый из них вы наверняка слышали:

  • Расслабьтесь и подумайте о чем-то другом. Переключенное внимание поможет прекратить давление на память (или речь) и слово вспомнится само собой.
  • Перечислите все буквы по алфавиту. Вполне возможно, вы сможете вспомнить первую букву забытого слова и воспроизвести целое.
  • Задавать себе уточняющие вопросы. Необходимо выйти на определенную ассоциацию, которая позволит вспомнить слово, с которой оно связано.

Словом, не нужно постоянно наступать на одни и те же грабли: напрягаться и пытаться вспомнить. Расслабьтесь и ищите новые способы. Чем больше давите на себя, тем меньше вероятность вытащить слово на поверхность.

Желаем вам удачи!