ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

ТРИЗ в жизни: от нестираемых шасси до бизнеса и рекламы


триз в жизни

ТРИЗ была создана учёным-изобретателем, но спектр её возможного применения выходит далеко за рамки традиционных технических задач. Мы уже писали о том, как теория помогла справиться с проблемой обледенения на проводах. И таких примеров можно насобирать тысячи. Из области техники, конечно, их наберётся больше всего, что совсем не означает отсутствие достойных случаев в других, в том числе, гуманитарных, сферах. Поэтому мы решили сделать небольшой обзор областей с конкретными случаями, чтобы показать, где и как может быть применена ТРИЗ в жизни.

ТРИЗ и изобретательство

Изобретательская задача о шасси самолёта, которую мы анонсировали в заглавии, такая же классика для практикующих ТРИЗ, как головоломка 8 ферзей для любителей шахмат. Кроме того, это ещё и отличный пример как Теория решения изобретательских задач может быть использована в области понятной каждому. В данном случае суть противоречия заключалась в том, что при посадке самолёта, колёса от сильного трения о посадочную полосу очень сильно изнашивались. Первой частью решения стало применение закона о согласовании ритмики частей системы. Для учёных было очевидно, что нужно согласовать скорость движения посадочной полосы и шасси, другими словами, раскрутить колесо до скорости самолёта. Обычное решение, которое первым приходит на ум в данной ситуации – поставить дополнительный двигатель, который будет приводить колесо в движение, является правильным, но не идеальным, поскольку требует изменений в конструкции и дополнительных затрат. Исходя же из требований АРИЗ, нужно стараться решить противоречие, опираясь на уже имеющиеся в системе или окружающей среде ресурсы (по возможности бесплатные). Поэтому в нашей ситуации отличным вариантом стало решение использовать поток воздуха для приведения в действие лопастей, установленных на внешней стороне колеса. А они уже, в свою очередь, приводили в движение его.

Не обошлось без методов ТРИЗ и в производстве холодильников. Но сначала немного предыстории. В своё время перед учёными встала необходимость обнаруживать просачивание жидкости через небольшие отверстия и микротрещины. Данную задачу решили при помощи вепольного анализа. Изначально было очевидно, что незаметные глазу повреждения тяжело найти без воздействия на них специальным полем. В систему, где единственным веществом выступала жидкость (трансмиссионное масло, к примеру), ввели второе, дополнительное вещество – люминофор. Суть изобретения в том, что даже малейшее количество люминофора легко выявить при помощи ультрафиолетового излучения (поля), а, значит, не составит труда найти и место утечки. Данное открытие широко используется в любых ТС, где жидкость циркулирует в закрытой системе, в том числе и в бытовых холодильниках. В случае их поломки достаточно в тёмном помещении подсветить предполагаемую область протекания, и всё станет ясно.

Эти два случая показывают, что человечество успешно пользуется многими открытиями, сделанными с помощью ТРИЗ, даже не подозревая. Это не всегда кажется очевидным, но является таковым. Сомневаетесь? Больше подтверждений можно найти в книгах и на ресурсах, перечень которых приведён в уроке, посвящённом Информационному фонду Теории решения изобретательских задач.

Применение ТРИЗ в других сферах

В тренинге ТРИЗ мы несколько раз обращались к примерам применения теории для решения разнообразных задач из нетехнических сфер. В первую очередь речь идёт о методах функционально-стоимостного анализа, связи SWOT и ТРИЗ, использования оператора РВС и техник РТВ И ТРТЛ в деле развития воображения и генерации новых идей.

Порой для принятия отличных решений достаточно знания законов развития технических систем. Занятный пример из области бизнеса, иллюстрирующий это, рассказал в 2004 г. на конференции «ТРИЗ Будущее» во Флоренции президент МА ТРИЗ М. С. Рубин. Судите сами: с целью повышения доходов городского бюджета администрация Петрозаводска сильно подняла взносы за лицензию на продажу продуктов питания и фаст фуда в самом популярном месте отдыха жителей – набережной. Но местные бизнесмены применили закон увеличения степени идеальности систем, который гласит, что идеальной считается такая система, в которой функция выполняется, а самой системы не существует. В данном случае функция – продажа, система – торговые площади. Исходя из этого, они поступили просто: купили старую баржу, причалили её у набережной и поместили точки питания на ней.

Вот ещё один реальный кейс из области страхового бизнеса, решённый экспертами из ТРИЗ-ШАНС. Один банк учредил страховую компанию. В перечне её услуг для относительно молодых клиентов имелся такой пункт как «ритуальная страховка» – услуга похорон с почестями в старости. Особой популярностью она не пользовалась, мягко говоря, из-за специфики (кому нравится представлять себя мёртвым?). К тому же, продавалась страховка на почте, что ставило даже желающих её купить в неудобное положение. Но продвигать услугу на рынок было нужно. Сформировав углублённое противоречие, ТРИЗовцы, как один из наиболее сильных вариантов, предложили изменить суть самой идеи. Предполагалась не прямая продажа, а покупка универсального буклета, который клиент в дальнейшем, при заполнении, мог использовать и для оформления депозита, и для покупки акций, и для оформления «ритуальной страховки».

Мастер и тренер ТРИЗ И. Л. Викентьев, специализирующийся на применении ТРИЗ в рекламе и PR (в том числе, политике) в своей книге «Приёмы рекламы и Public Relations», пишет следующее. Он уверен, что рекламные и PR-компании только в том случае эффективны, если решают противоречия, главным из которых является понимание, как связать потребности человека и нужды рекламы. ТРИЗ в этом отношении предлагает широкий набор методов и инструментов, которые при умелом внедрении отлично себя проявляют в деле решения творческих задач. Сами способы разрешения противоречий были описаны еще Г. С. Альтшуллером. Он предложил 4 варианта: во времени и пространстве, в структуре, в воздействиях и в отношениях.

Кроме теории автор приводит и любопытный пример из сферы рекламы. Он хорошо демонстрирует решение противоречия с помощью одного из этих 4 вариантов – воздействия. Применён же на практике был редакцией немецкой газеты, которая взялась за рекламную компанию новых сигарет оригинальным способом. На одной из полос было размещено обращение: «Запомните название «PILO»». А ниже была напечатана фотография пачки с надписью на ней «PAOLA». Газета получила серию возмущённых звонков и писем от наблюдательных читателей, которые заметили оплошность. Редакция извинилась и запустила новую рекламу, но теперь вместо «PILO» было написано «POLI». Реакция людей удвоилась. Надеемся, вы уже поняли, что ошибки делались осознанно, с целью привлечь внимание к марке и повысить узнаваемость продукции.

Отзывы  и комментарии

Это далеко не все примеры применения техник ТРИЗ в самых разных сферах жизнедеятельности. Собрать их в одной статье попросту невозможно. Поэтому делитесь другими известными вам случаями и предлагайте кейсы для решения ниже.