Любая презентация в сегодняшнем мире является не просто общественным представлением чего-либо инновационного или уникального, но ещё и важнейшим информационным и рекламным инструментом, посредством которого можно донести до людей необходимую информацию о продукте, товаре или услуге в самой лучше форме.
И точно таким же образом, как современный деловой мир невозможно представить без проведения презентаций, презентации невозможно представить без ошибок. Дело в том, что по своей сути презентация является довольно-таки сложной работой, которая требует от выполняющего её человека наличия особых знаний, умений и навыков. Но, как и следует полагать, всё это приходит лишь с опытом, а потому, до тех пор, пока опыта у человека нет, в его презентациях будут систематически присутствовать ошибки.
Однако не стоит удручаться по этому поводу – на самом деле сделать свои презентации грамотными и эффективными можно и на начальном этапе – для этого лишь нужно знать о том, каких ошибок допускать не стоит. И специально для того, чтобы снабдить вас такой информацией, мы и предлагаем вам познакомиться с типичными ошибками в проведении презентаций.
Типичные ошибки презентации
Всего мы перечислим десять основных ошибок презентации, на которые вы должны обратить внимание.
Внимание на демонстрируемом материале
Учитывая то, что настоящим камнем преткновения для многих ораторов является страх публичных выступлений, ошибки во время презентаций обусловлены именно им. Так, выступающий перед публикой человек, может стремиться к тому, чтобы сместить фокус внимания публики с себя на демонстрируемый в процессе материал, например, на экран или доску, где наглядно отображается информация, и просто зачитывает с них данные. Но допускать этого ни в коем случае нельзя, т.к. одно из правил успешной презентации говорит, что внимание аудитории должно быть на 80% сосредоточено на выступающем, а не на экране, доске и т.п.
Отсутствие зрительного контакта
Очень часто случается также и так, что спикер во время своей презентации начинает понимать, что у него нет абсолютно никакого контакта с публикой. Он может даже начать предпринимать судорожные попытки понять, в чём проблема, но ответа найти не найдёт. Происходит это, как правило, в тех случаях, когда ведущий концентрируется на окружающих его объектах, таких как потолок, стены, стол или бумажка, которую он держит в руках. Суть же ошибки заключается в том, что оратор никак не взаимодействует с публикой, причём вовсе не требуется развлекать зрителей и устраивать им концертную программу – достаточно начать смотреть людям в глаза, ведь именно это создаёт так называемый мост между человеком, который говорит, и теми, кто его слушает.
Самопрезентация
Любой уважающий себя спикер должен раз и навсегда понять, что ни одна успешная презентация никогда не начинается с того, что он сам начинает рассказывать о себе, делая самопрезентацию. Данную функцию должен выполнять ведущий мероприятия, которому ещё до его начала необходимо предоставить о спикере всю важную информацию. В том же случае, если проводящий презентацию человек по какой-либо причине вынужден сам перечислять свои регалии, заслуги и достижения, презентация будет проходить в некотором напряжении. Здесь нужно просто учитывать психологию людей – расположения и доверия аудитории намного сложнее добиться, начиная с самовосхваления.
Извинения
К сожалению, даже самые талантливые и перспективные спикеры зачастую совершают одну и ту же нелепейшую и до смеха обидную ошибку – в процессе проведения презентация они вдруг начинают за что-то извиняться перед своими зрителями. Чувство такта и достойные манеры – это, конечно же, хорошо, однако следует помнить, что презентация изначально предполагает, что всё, о чём будет говорить лектор, является правильным, по его мнению, и то, каким он предстаёт перед аудиторией, тщательно продумывается. Таким образом, пока спикер не начал извиняться, всё произносимое им будет восприниматься как должное, в ином случае, его авторитет в глазах зрителей моментально упадёт.
Молчание
Наверняка вы и сами не раз оказывались в ситуации, когда между вами и вашим собеседником возникает неловкая пауза. Особенно это характерно для общения между незнакомыми людьми. Если же говорить о презентации, то без вынужденных пауз и вовсе не обходится практически никогда. Но ошибка многих ведущих сводится к тому, что они никак не заполняют такие паузы, вследствие чего и публика оказывается в некоторой растерянности, и ведущий начинает выглядеть в очень невыгодном свете, а тут уже недалеко и до подшучиваний над ним, каверзных вопросов и т.д. Так что заранее готовьтесь к тому, что вам придётся заполнять паузы, а главное – подумайте о том, что может для этого послужить.
Повторение
Презентация по своему существу требуется для иллюстрации того, что рассказывается ведущим, для чего, собственно, и используются всевозможные слайды, картинки, видео, макеты и прочее. И очень важно, чтобы на протяжении всего мероприятия сохранялся эффект новизны. Неопытные ведущие в некоторых ситуациях начинают демонстрировать зрителям те, материалы, которые уже обсуждались, тем самым как бы разрушая целостность внимания аудитории. Если случилось так, что для какой-то темы презентации нет наглядного материала, лучше вообще обойтись без демонстрации.
Детская позиция
Если вы изучали биографии знаменитых ораторов или переговорщиков, вы должны знать, что каждый из них перед выступлением или переговорами несколько минут готовился и настраивался на нужный лад. Одной же из ошибок начинающих спикеров является то, что они выходят к своей аудитории примерно так, как школьник выходит отвечать к доске. Вероятно, вы и сами понимаете, как воспримет такого ведущего публика. Помните о том, что перед собравшимися людьми вы должны чувствовать себя как минимум профессионалом по обсуждаемым вопросам, но никак не человеком, которому нужна поддержка и тем более жалость.
Отсутствие личных примеров
Ещё одним из важнейших правил хорошей презентации является то, что она просто обязана включать в себя примеры из личного опыта, касающиеся темы мероприятия. Дело в том, что познакомиться с теорией и узнать чисто официальную информацию при желании может абсолютно каждый. Но люди за тем и приходят на презентации, чтобы ознакомиться с практическими материалами и данными. Поэтому, ещё на этапе подготовки к выступлению позаботьтесь о том, чтобы в вашем арсенале спикера было, о чём рассказать, и лучше всего, если это будут примеры из вашего личного жизненного опыта – именно они производят на публику самые сильные впечатления.
Информационная перегрузка
Множество ошибок во время презентаций происходят по причине того, что ведущие элементарно не ставят себя на место своих слушателей, буквально перегружая их разноплановой информацией. Некоторые, к примеру, снабжают свои рассказы маркированными списками, схемами, видеороликами, аудиофайлами и т.д. В результате люди должны слушать, смотреть, читать и осмысливать информацию одновременно, что значительно затрудняет восприятие преподносимого материала вообще. Лучшей рекомендацией здесь будет использование одного-двух типов материалов, которые будут гарантировать нормальное восприятия и полноценное понимание.
«Спасибо»
Если вы хотите стать хорошим лектором и научиться проведению грамотных презентаций, раз и навсегда запомните, что благодарность является прерогативой тех спикеров, выступление которых вызвало бурю аплодисментов, ведь за это и нужно благодарить. Если же выступающий говорит «спасибо» даже в тех случаях, когда публика не оценила его выступления, это выглядит как минимум как извинение за то, что он оторвал людей от своих занятий, за то, что они его послушали и вообще выделили время на присутствие на презентации. В случае, когда рукоплесканий не слышно, а выступление подходит к концу, подытожить презентацию можно при помощи жестов или изменения тона голоса.
Итак, мы с вами рассмотрели типичные ошибки презентации, а значит, отныне вы сможете учитывать их во время своих собственных выступлений. Но, каких бы ошибок вам не удалось избежать, помните, что самым главным промахом спикера, особенно, если у него ещё мало опыта, будет уверенность в том, что его презентация будет идеальной.
Желаем вам успехов!