Блог о саморазвитии

Техника «Что, если» для бизнеса

what-if

В мире бизнеса может произойти и происходит все, что угодно. Работники увольняются, поставщики объявляют себя банкротами, продажи падают, на рынок выходит очень крупная компания и сносит всех конкурентов на своем пути, на компанию подают в суд и выигрывают дело. Что делать в таких случаях? Ответы на все эти и другие вопросы вы можете получить благодаря технике «Что, если», причем их масштаб может быть разным — от общей картины до исследования частностей.

Для этой техники существует два типа вопросов-анализов: количественные и качественные.

Качественные вопросы

Эта техника поможет вам провести мозговой штурм и найти лучшие решения.

Вот примеры вопросов, которые вы можете задать себе:

  • Что, если конкурент откроет магазин прямо через дорогу?
  • Что, если мой поставщик обанкротится?
  • Что, если изменится курс валют?
  • Что, если наступит мировой кризис?
  • Что, если налоги повысятся?
  • Что, если партнер прекратит сотрудничество?
  • Что, если уйдет лучший работник?
  • Что, если продажи снизятся?

На все эти вопросы вы должны найти ответы, причем ваш бизнес-план должен учитывать все обстоятельства.

На любой вопрос у вас должно быть несколько вариантов ответов. Например, вот какие ответы вы можете дать на вопрос «Что если конкурент откроет магазин прямо через дорогу?»:

  • Снизить цены
  • Занять определенные ниши на рынке
  • Предложить дополнительную линию продуктов и услуг
  • Улучшить обслуживание клиентов
  • Обеспечить своевременную и быструю доставку

Включите эти ответы в свой бизнес-план.

Количественный анализ

Такой анализ еще называют чувствительным. Он позволяет наблюдать за изменениями и предполагать, как они отразятся на всей компании. Например: «Если цены изменятся, как это повлияет на мой бизнес?». В этом случае вам, возможно, понадобится таблица, в которой нужно будет просчитать все вероятные последствия.

Как отразится на вашей компании снижение цен и что нужно предпринять? Используя чувствительный анализ, вы можете прийти к выводу, что необходимо манипулировать показателями продаж и найти дополнительное место для сбыта.

Вводные данные для таблицы: продажи, доход, чистая прибыль, закупка материалов в валюте. Создав такую таблицу, вы сможете определить, какие изменения для вас являются наиболее важными и внести поправки в свой бизнес-план. При этом перед вами может встать дилемма: что лучше — понизить цены или взять в аренду еще одно здание и оставить цены прежними? Но просчитав все, вы ответите на вопрос.

Пошаговый анализ техники «Что, если»

1

Определите масштаб анализа

Четко определите, какие ограничения у вас могут быть. Хотите ли вы инвестировать свои деньги или вы не можете себе позволить ждать отдачи несколько лет? Будете ли вы обращаться в банк за кредитом? Будете ли фокусироваться на удержании персонала?

2

Определите ключевые проблемы, чтобы продолжить анализ

Масштабы анализа определят проблемы, которые нужно изучать. По проблеме продаж вы, вероятно, начнете задавать себе вопросы о поставках, конкурентах, расходах и спросе. Если решите инвестировать, то сфокусируетесь на изменениях процентных ставок, состоянии рынка и экономических прогнозах. Если же речь идет об удержании персонала, концентрируйтесь на заработной плате, надбавках, мотивации, обучении и организационной культуре.

3

Создайте вопросы «что, если» для каждой проблемы в каждом аспекте и области

Проведите мозговой штурм и определите как можно больше гипотетических ситуаций, которые могут принести вам проблемы. Что может повлиять на продажи, инвестиции и удержание персонала?

  • Что, если цены повысить на 5%, 10%, 15%?
  • Что, если расходы на обучение повысятся на 5%, 10%, 15%
  • Что, если повысится процентная ставка?
4

Ответьте на все вопросы «что, если»

Отвечая на все эти вопросы, вы можете еще больше углубиться в поисках решения проблем. Это позволит вам изучать новые возможности и планировать будущее своей компании. Вы сможете подготовиться ко многим неприятностям и быстро на них реагировать, тогда как конкуренты будут стагнировать.

5

Используйте ответы для принятия решений

Получение ответов — это прекрасно, однако если все это останется на бумаге, то в проведенной работе не будет никакого смысла. Скорректируйте свой план соответствующим образом и предпринимайте действия.

Желаем вам удачи!

Ключевые слова: