КурсыБлогКнигиО нас
Блог о саморазвитии

Теория умственных действий Гальперина


За последние столетия в психологии появилось много теорий о том, как формируются умственные действия человека, мотивация и его навыки. Но сложность их объяснения заключается в том, что практически невозможно наблюдать все эти процессы научно, можно лишь видеть, что они существуют и развиваются при определенных условиях. Это как с интуицией и подсознанием: они реально существуют, но на данный момент наука неспособна определить, какие отделы мозга за них отвечают и как функционируют.

История

В 1952 году советский психолог Петр Яковлевич Гальперин создал теорию, представив ее как гипотезу формирования умственных действий. Он не скрывал, что она недоступна для прямого внешнего наблюдения, однако объективно существует. Теория раскрывает условия, закономерности и механизмы формирования элементов психической деятельности.

Гальперин одним из первых предположил, что мышление ребенка развивается при помощи непосредственной манипуляции с предметами. Он считал, что любое внешнее действие постепенно превращается во внутреннее, перемещаясь по ряду последовательных этапов. По его мнению высшие интеллектуальные действия не могут складываться без опоры на предшествующие способы выполнения того же действия. Те, в свою очередь, также опираются на предшествующие.

Система Гальперина включает четыре системы:

  1. Условия формирования адекватной мотивации.
  2. Условия обеспечения приобретения действием требуемых свойств.
  3. Условия формирования полноценной ориентировочной основы действия.
  4. Условия, обеспечивающие перенос действия в умственный план.

Этапы формирования умственных действий

Гальперин выделял шесть этапов формирования умственного действия.

  1. Мотивация (формирование мотивационной основы действия). Психолог считал, что без самомотивации невозможно никакое умственное развитие. Мотивация в его представлении — это создание личностного отношения к усвоению действий.
  2. Формирование ориентировочной базы основы будущего действия. Другими словами — предварительное ознакомление с действиями и условием их выполнения.
  3. Этап материальных или материализованных действий. Действия либо с реальными предметами, либо с предметами-заместителями.
  4. Отработка действия во внешнем мире как внешнеречевого. Крайне важный этап: на нем действие продолжает осваиваться уже без опоры на реальные предметы. Мы проговариваем вслух то, что делаем. Возникает процесс интериоризации — формирования внутренних структур человеческой психики посредством приобретения жизненного опыта, усвоения внешней социальной деятельности, становления психических функций. Каждое сложное действие должно быть реализовано извне прежде чем стать достоянием разума. Именно при помощи интериоризации мы думаем, приобретаем способность оперировать образами предметов, которых в данный момент перед нами нет.
  5. Проговаривание про себя внутренней речи. Происходит перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Речь внешняя превращается в речь внутреннюю.
  6. Этап умственных действий. Это перенесение действия в собственно внутренний, умственный план индивидуального сознания. При этом действие подвергается существенным преобразованиям: оно автоматизируется, сокращается и уходит из сферы сознания в подсознание.

Когда мы обучаемся, то каждый раз проходим через все эти этапы. Даже если вы профессионал, этих этапов не избежать. Однако вы получаете одно существенное преимущество: эти этапы происходят в вашей психике гораздо быстрее, чем когда были новичком.

Повторение — мать учения. Любой профессионал доводит свои действия до автоматизма, то же самое происходит и в его психике. Ей также свойственна автоматизация.

Система свойств человеческого действия

Гальперин исследовал свою теорию несколько лет и в итоге возникла объективная необходимость дальнейшей оценки качества сформированного действия. Одного изучения феномена интериоризации было мало. Поэтому он создал систему свойств человеческих действий.

По Гальперину все свойства действия делятся на две группы:

Первичные параметры действия

Они характеризуют любое человеческое действие:

  1. Полнота свойств звеньев.
  2. Уровень умения отличить существенные отношения от несущественных.
  3. Уровень осуществления.
  4. Энергетические свойства (силовые и временные характеристики).

Вторичные параметры действия

Они представляют собой результат интеграции первичных свойств:

  1. Осознанность: разумность и вербализованность действия.
  2. Разумность: ориентация на полный состав действия, умение отличить существенные признаки от несущественных.
  3. Критичность: разумность действия, его осознанность и ориентировка на критерии качества действия.
  4. Мера освоения: включает в себя уровень владения тремя предыдущими действиями, а также учитывает энергозатратность действия и скорость.

Как мы видим, скорость обучения и гениальность находятся непосредственно в нашей психике. Именно ее развитие отличает развитого человека от неразвитого. Кто-то способен за неделю сносно выучиться игре на гитаре, другому человеку потребуется полгода. У первого человека развитые умственные действия, но не от рождения, а были заложены в детстве. Психику и свои когнитивные способности можно развивать, она поддается точно такой же тренировке как и наши мышцы.

Желаем вам удачи!