Блог о саморазвитии

Развитие социальных навыков

Развитие социальных навыков

«Когда я пообедал с Гладстоуном, то понял, что он — самый умный человек в мире. Но когда я пообедал с Дизраэли, то понял, что самый умный человек на свете — я».

Уоррен Беннис, доктор философии, Калифорнийский университет

Люди — существа социальные. Мы разработали множество способов передавать свои сообщения, мысли и чувства другим. На сказанное влияет как вербальный язык, так и то, как мы его используем: тон голоса, слова, которые выбираем, а также более тонкие сообщения в виде невербальных знаков.

Социальные навыки — это все способности, которые мы используем для общения и взаимодействия с другими людьми, как словесно, так и без слов, посредством жестов, языка тела и нашего личного облика. Процесс овладения ими называется социализацией. Тот, у кого они развиты недостаточно, обречен на недопонимание в общении или трудности с ним.

Зачем развивать социальные навыки?

Если вы еще не решили, стоит ли сфокусироваться на улучшении этой области своей жизни, вот список преимуществ, которые сможете получить.

Выстроите хорошие отношения с людьми

Как только вы научитесь правильно общаться с людьми, то сможете выстраивать лучшие взаимоотношения с ними, а также создавать крепкую дружбу. Развивая социальные навыки, вы становитесь более харизматичным и начинаете привлекать других.

Станете мастером коммуникации

Вы не можете обладать сильными социальными навыками без хорошо развитых коммуникативных способностей. Большинство ваших разговоров с людьми будут протекать и заканчиваться с большим удовольствием для обеих сторон. Каждое ваше сообщение будет принято именно так, как вы того и хотели.

Повысите эффективность

Человек, не умеющий общаться с людьми, притягивает к себе тех, кого он не очень любит. Он занят вечными склоками и ссорами и на него обращают внимание такие же.

С развитыми социальными навыками вы сможете вежливо избегать неприятных людей и станете притягивать приятных. Это повысит эффективность вашей жизни во многих областях.

Получите новые перспективы развития карьеры

Сейчас самые прибыльные должности связаны с умением договариваться, вести переговоры, убеждать. Здесь нельзя никого обмануть: если вы не умеете общаться, это будет заметно уже на собеседовании. Большинство компаний ищут именно тех, кто умеет работать в команде, способен мотивировать и вызывать энтузиазм.

Увеличите уровень счастья

Общественная изоляция и неумение грамотно выстраивать отношения напрямую влияют на ощущение счастья. Если вы можете найти подход к каждому, если обладаете способностью разрешать конфликты, то будете прекрасно себя чувствовать в любом коллективе и наслаждаться каждым моментом.

Три фактора, которые лежат в основе социальных навыков

Некоторые составляющие лежат на поверхности — слова, язык жестов, поведение (обо всем этом мы поговорим позже). Остальные скрыты, влияют незримо, поэтому их также стоит учитывать.

Замечать

Любую социальную ситуацию можно как-то определить, потому что все они требуют разного рода поведения. Чтобы научиться это делать, важно замечать подсказки. Другими словами, определять контекст.

Например, заходя в комнату, набитую людьми, нужно стараться ответить себе на вопросы:

  • Обстановка дружеская или напряженная?
  • Здесь находятся мои друзья, близкие или незнакомцы? Кого больше?
  • Чем все занимаются?

Подсознательно мы так или иначе делаем это всегда. Без ответов вы можете ощутить себя «потерянными». С ними же уловите контекст и постараетесь гармонично влиться в коллектив.

Еще одна подсказка: замечать реакции людей, особенно если все идет не слишком хорошо. Возможно, какие-то темы или вопросы совершенно неуместны. Ваше поведение может показаться остальным глупым или отталкивающим, если вы неправильно объясните себе происходящее.

Думать

После того, как вы заметили некоторые особенности, самое время подумать, что все это значит. Почему люди делают то, что делают? Они положительно или агрессивно настроены? Почему?

Думать — также означает предсказывать вероятные ответы людей и разработать эффективные стратегии, чтобы оказывать влияние на них.

Главная проблема многих состоит в том, что они неправильно истолковывают намерения людей. А это связано с неумелым использованием пункта один: замечать. Поэтому прежде чем начать думать и интерпретировать, достаточно наблюдайте.

Делать

Это значит начать взаимодействие с людьми в позитивном смысле. Если уж вы пришли в компанию, то не стоит томиться в одиночестве, ожидая что кто-то захочет с вами дружить или хотя бы говорить. Действуйте решительно, представьтесь и начните диалог.

Методичное следование этим трем принципам сможет уберечь вас от многих проблем, а также позволит повысить уровень социальных навыков. Если же вы проигнорируете их или поменяете местами (например, начнете сразу действовать), то можете прослыть невежественным, неприятным человеком.

Далее мы предлагаем вам советы, которые помогут повысить социальные навыки.

1

Научитесь слушать

«Люди всегда забывают, что вы сказали или что сделали. Но они никогда не забывают, что вы заставили их чувствовать».

Майа Ангелоу

Эта рекомендация идет первой неспроста: пожалуй, это самая важная способность в общении, а значит и в деле развития социальных навыков.

Зачем вообще нужно слушать собеседника? Имеется четыре причины:

  • Получить информацию.
  • Понять точку зрения.
  • Насладиться беседой.
  • Научиться чему-нибудь.

Навык, которым нужно овладеть, называется активное слушание. Вы предпринимаете сознательное усилие, чтобы не только услышать слова человека, но, что более важно, понять суть его сообщения.

Если в самом начале вам сложно концентрироваться на том, что человек говорит, повторите его слова про себя или вслух — это поможет сосредоточиться. Дальше идут дополнительные советы.

Обратите внимание

Покажите собеседнику, что слушаете его:

  • Установите зрительный контакт.
  • Отложите в сторону все, что может отвлекать: телефон, мысли.
  • Не готовьте мысленно опровержение его словам!
  • Игнорируйте отвлекающие факторы окружающей среды.
  • Считывайте язык тела собеседника.

Покажите, что слушаете

Используйте собственный язык тела, чтобы передать свое внимание:

  • Кивайте периодически.
  • Улыбайтесь и реагируйте на слова мимикой и жестами.
  • Обратите внимание на свою осанку и убедитесь, что она демонстрирует открытость.
  • Поощряйте говорящего продолжать.

Обеспечьте обратную связь

Наши личные фильтры, предположения, суждения и убеждения могут искажать то, что мы слышим. Ваша роль как слушателя — понять, о чем идет речь.

  • Перефразируйте то, что говорит собеседник: «Правильно ли я понимаю, что…?».
  • Задавайте вопросы, чтобы уточнить некоторые моменты: «Что вы имеете в виду, когда говорите…?».
  • Кратко суммируйте услышанное: «Итак, как я понял…».

Не перебивайте

Конечно, имеются исключения, но все же исходите из того, что перебивать нельзя.

2

Улучшайте вербальную коммуникацию

Это очень сложная тема и, теме не менее, можно изучить несколько основных принципов с тем, чтобы применять их уже сейчас.

Не забывайте о громкости и тоне голоса

Тон может подвести вас в, казалось бы, идеальной ситуации. Пытаясь рассказать о том, с какими приключениями вы добрались на работу, можно звучать как человек, который жалуется на свою нелегкую жизнь. Репетируйте перед зеркалом, учитесь выражать конкретные эмоции при помощи тона голоса.

Когда же вы говорите слишком тихо или громко, это может поставить собеседника в неловкую ситуацию. Настройте громкость своего голоса в соответствии с окружающей средой.

Научитесь правильно начинать разговор

Начните с чего-то универсального, а не личного, иначе некоторым людям это может показаться оскорбительным. Вы не поверите: нет ничего страшного в том, чтобы заговорить о погоде. Эта тема интересует всех и хорошо выполняет роль стартера разговора.

Держитесь подальше от подстрекательных тем

Вам может показаться, что главное — разговорить человека. И если он общается с вами, значит все идет хорошо. На самом деле, главное — заставить его почувствовать себя хорошо рядом с вами. Острые темы моментально находят отклик, только потом вас запомнят, как человека, который испортил настроение.

Научитесь вежливо заканчивать разговор

Вместо того чтобы резко вставать и неловко прощаться, постарайтесь быть вежливым. Сообщите, что у вас есть дела, извинитесь и уйдите.

3

Улучшайте невербальную коммуникацию

Развитие социальных навыков

При помощи невербальной коммуникации информации порой передается больше, чем при помощи слов.

Обратите внимание на язык тела

Да, язык тела может сказать многое. Особенно в большой компании. Мозг человека каждую секунду бессознательно анализирует каждый ваш жест и мимическую единицу, чтобы выяснить — друг вы или нет, хотите обидеть и причинить вред или настроены дружелюбно и открыто.

Во время диалога прежде чем ответить на реплику собеседника, передайте часть сообщения при помощи осанки, зрительного контакта и мимики.

Наблюдайте за тем, как люди себя ведут в социальных ситуациях

Следите за их осанкой со стороны и попытайтесь понять, что она передает. Наблюдайте за позой, жестами и выражением лица. Подумайте над тем, как вы можете улучшить свой язык тела, чтобы располагать людей к себе.

Обращайте особенное внимание на тех, кем восхищаетесь. Конечно, не нужно полностью копировать их поведение, чтобы не выглядеть нелепо, но к основным приемам обязательно прислушайтесь.

Искренне интересуйтесь собеседником

Это очень сложная задача в наш эгоистичный век. Тот, кто научится искренне интересоваться собеседником, мгновенно повысит уровень своих социальных навыков на несколько пунктов.

Сами подумайте: ведь вам нравятся люди, которые интересуются вами. Особенно, если не поверхностно, а пытаются понять вас лучше. Это один из основных секретов общения. И да, искренний интерес невозможно подделать, тело вас выдаст. Поэтому совершите сознательное усилие и попытайтесь получить удовольствие от рассказов и ответов собеседника.

4

Тренируйте эмоции

Удивительно, какими каменными мы становимся, когда оказываемся в новой компании. Спектр эмоций в таких ситуациях довольно ограничен: смех, грусть, страх, опасение. Мы так боимся общения с людьми, что выдаем на поверхность минимальное количество чувств.

Тренируйте эмоции по алфавиту. Введите в поиске «список эмоций» и «примерьте» на себя новые состояния. Помните, что чем больше спектр, тем более комфортно вы себя будете чувствовать в любой компании.

Негативные эмоции также нужно тренировать. Это полезно, когда ваше настроение портится: тогда вы не станете сразу гневаться, а будете более сдержанным.

5

Проявляйте эмпатию

Мы настолько зациклены на собственных эмоциях и проблемах, что показываем это словесно или при помощи языка тела. В некоторых случаях это важно, но чаще нужно сосредотачиваться на чувствах собеседника.

Мы испытываем тревогу, когда зацикливаемся на своих переживаниях. Она рассеивается, если проявить эмпатию и сфокусироваться на чем-то другом — и лучше всего на собеседнике.

Сложно волноваться, если вы вызываете человека на откровенный разговор о нем самом, проявляете заботу и уважение к его словам.

Лучшее, что может случиться практически в любой социальной ситуации — когда вы забываете о себе и полностью отдаетесь беседе. Эта привычка убирает застенчивость и стресс.

6

Практикуйтесь!

Сложно овладеть социальными навыками, если вы постоянно избегаете людей. Да, поначалу будет неловко, вы будете испытывать несколько болезненные эмоции, но со временем это пройдет.

К тому же вы наверняка знаете, что развитие любых способностей в значительной степени зависит от практики. Проводите время с другими, пользуйтесь советами из этой статьи и наблюдайте, что работает, а что нет.

Встречаясь с новыми людьми, беседуя с ними и узнавая их, вы развиваете свою интуицию и постепенно начинаете эффективно строить связи с ними. Может возникнуть соблазн избежать социальных взаимодействий, особенно если вы не уверены в своих навыках, но, к сожалению, это лишь ухудшает умение общаться с людьми.

7

Ведите себя уверенно

Социальные навыки и уверенность идут рука об руку. Помните, что нет ничего страшного в том, чтобы иметь другую точку зрения, не соглашаться с собеседником. Будьте уверенны, но не высокомерны.

8

Выступайте инициатором

Удивительно, но стоит проявить хотя бы немного смелости, как этот тут же придаст вам сил и уверенности. Это не значит доминировать над другими, а лишь пойти первым на контакт. Представляйтесь первым, задавайте вопросы, делайте предложения, интересуйтесь мнением — все это покажет, что вы искусный и очень интересный собеседник.

Самые большие социальные страхи преодолеваются действием.

9

Поставьте цель

Отсутствие цели в любой деятельности делает ее бессмысленной. Поэтому подумайте, чего хотите от собеседника: получить удовольствие от общения, переубедить или изменить его точку зрения? Затем подбирайте средства для этого.

Кстати, целью может быть также повышение социальных навыков. Хотите вы того или нет, но этот уровень меняется в лучшую или худшую сторону при каждом взаимодействии с людьми. Значит, нужно относиться к этому навыку сознательно.

Книги

Книг на тему общения и повышения социальных навыков написано много, поэтому проблем с их поиском у вас не будет. Советуем не ограничиваться какой-то одной, а прочесть несколько разных. Вот небольшой список.

  • «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман.
  • «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на окружающих» Дейл Карнеги.
  • «Как разговаривать с кем угодно и о чем угодно» Ларри Кинг.
  • «Новый язык телодвижений» Аллан и Барбара Пиз.
  • «Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно» Пол МакГи.
  • «Как побороть застенчивость» Филип Зимбардо.
  • «Как разговаривать с кем угодно» Марк Роудз.
  • «Включаем обаяние по методике спецслужб» Джек Шафер и Марвин Карлинс.
  • «Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей» Джеймс Борг.
  • «Секреты общения. Магия слов» Джеймс Борг.
  • «Никогда не ешьте в одиночку» Кейт Феррацци.
  • «Избавься от одиночества. Чудо общения» Жак Саломе и Сильви Галланд.
  • «Коммуникация в психотерапии» Вирджиния Сатир.
  • «Игры, в которые играют люди» Эрик Берн.

Почерпните знания из этих книжек и тут же воплощайте их в жизнь. Совсем скоро вы поймете, что социальные ситуации — это интересно, а общение с людьми может доставлять истинное удовольствие, когда знаешь, как это правильно делать.

И в завершение — короткое видео от Брайана Трейси о том, как общаться с трудными людьми.

Ключевые слова: