Владимир Набоков в автобиографии писал: «Это случилось, когда мне было семь лет. Я взял кучу кубиков с буквами и случайно обмолвился своей матери, что их цвета «неправильные»». Но мать поняла о чем шла речь: ее сын говорил о несовпадении краски кубика с «внутренней» окраской букв в его сознании.
Описанный выше случай многим может показаться полной несуразицей, странным отрывком из произведения писателя-экзистенциалиста. Но это не так. В. Набоков, как и его мать, был синестетом. Как и П. Верлен, М. Горький, Б. Пастернак, А. Рембо, М. Цветаева, Ш. Бодлер, Н. Римский-Корсаков, Дж. Хендрикс, Э. Мунк, В. Моцарт и многие другие видные деятели искусств.
Это кажется невероятным, но человек с синестезией способен сказать какого цвета буква «А», какой вкус имеет цифра «1», как шелестит запах карамели. Лишь около 1% людей имеет такие необычные способности. О них мы сегодня и поговорим.
Что такое синестезия?
Многие изучающие синестезию единодушны в описании своих исследований словами Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Отдельные результаты публикуются в признанных медицинских журналах, но они дают возможность судить лишь о некоторых аспектах этого сложного психологического феномена. Синестезия, как явление комплексное, изучена недостаточно, проявляется индивидуально у разных людей и ставит больше вопросов, чем наука знает ответов. Хотя последнее время исследования и продвинулись вперед.
Что такое синестезия? Наиболее емкие энциклопедические определения несколько отличаются между собой. 1. Синестезия (от древнегреческого «συναίσθηση») – явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. 2. Это явление восприятия, когда сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются и синтезируются. В результате человек не только слышит звуки, но и видит их, не только осязает предмет, но и чувствует его вкус. Это разные виды синестезии, большинство из них – феномен для психологов и нейробиологов, но они едины в том, что это не имеет ничего общего с психическими расстройствами.
Почему возникает синестезия? Последние данные, полученные учеными, приближают к пониманию этого явления. Так, доктор П. Гроссенбахер, работающий в Американском национальном институте ментального здоровья, пришел к следующему выводу. Он уверен, что синестезия объясняется тем, что в мозге человека есть такие участки, где нервные окончания разных органов чувств пересекаются. Следовательно, можно предположить, что иногда импульсы, посылаемые одним сенсорным органом, в местах пресечения могут передаться по каналам других органов, что и вызовет двоякие ощущения. Также, по мнению ученых, мы все рождаемся синестетами. До полугода импульсы от всех органов чувств в мозгу перемешаны. В дальнейшем некоторые люди эту способность сохраняют.
Почему формы и содержание синестезии неодинаковы у разных людей? На этот вопрос наука пока не имеет ответа. Одним из наиболее частых проявлений синестезии является цветной слух. Это явление синестезии, проявляющееся в способности при прослушивании музыки видеть цветовые образы. По утверждению Ш. Дэя из Калифорнийского университета, из всех синестетов тех, кто «видит» звуки, 13%. При этом цвета, которые они видят, у каждого свои.
Синестетов с графема-цветовой синестезией (тех, у кого буквы, цифры и слова прочно ассоциируются с конкретными цветами) больше всего – 69%. Лишь 0,6% синестетов имеют слуховую и вкусовую синестезию. Слуховая значит, что такие люди способны слышать звук, когда смотрят на движущиеся предметы или картинки, которые не сопровождаются звуком. Вкусовая синестезия – способность чувствовать вкус предмета при взгляде на него. Например, репортер Л. Шерешевский, по сведениям психолога А. Лурия, однажды описал ему забор, мимо которого ходил в институт, как очень «соленый».
О других формах синестезии можно прочитать в Википедии (на английском языке).
История изучения вопроса
Синестезия как феномен изучается уже более трех столетий. Пик интереса пришелся на рубеж ХІХ и ХХ веков, когда ею заинтересовались не только медики, но и деятели искусств. До этого, отдельные способности к синестезии (в частности цветной слух) привлекали внимание греческих мудрецов Античности. Именно тогда некоторые философы впервые утверждали, что звуки музыки имеют цвет.
Позже И. Ньютон также предположил, что музыкальные тона и оттенки цветов имеют нечто общее. То же самое описал в своей книге «К теории цвета» И. В. Гете. Первым медицинским трудом, посвященным изучению цветного слуха, стала диссертация немецкого ученого Г. Фехнера. Он провел серию опытов с привлечением к участию в них 73 людей с синестезией. Исследования были подхвачены в других странах и послужили началом бурного обсуждения этого явления. Но трудности в измерении субъективных переживаний и развитие бихевиоризма, который накладывал табу на изучение любого субъективного опыта, привели к тому, что синестезия практически не изучалась в период между 1930 и 1980 годами.
В 1980-х когнитивная психология снова сосредоточилась на изучении внутренних субъективных состояний, а ученые, в первую очередь Великобритании и США, принялись осваивать феномен синестезии. В конце 90-х гг. наблюдался небывалый интерес к анализу явления графема-цветовой синестезии, в связи с чем сегодня она изучена лучше всего. В наше время термин широко известен, стремление понять синестезию движет учеными, в результате чего выходят монографии и диссертации, снимаются документальные фильмы.
С распространением Интернета в 1990-х гг., синестеты стали связываться друг с другом, появились сайты для них. Сегодня такие ресурсы действуют по всему миру – в Британии, США, России. На этих сайтах собрано много информации о синестезии, организованы форумы для синестетов.
Известные синестеты
Многие ли из нас задумывались над тем, что некоторые люди фразу «мне фиолетово» воспринимают не как абстрактное выражение, устоявшееся в речи, а как реальное чувство?
Прочитав вступление можно ложно предположить, что все великие творцы – писатели, поэты, композиторы, художники – синестеты. Но это не соответствует действительности. В результате многих исследований был сделан вывод, что обычные люди и люди с синестезией имеют одинаковые склонности к творчеству. К тому же, палитра ощущений синестета индивидуальна: поэт Бальмонт звучание скрипки сравнивал с блеском алмаза, а художник Кандинский – с зеленым цветом.
В целом синестеты обладают такими же уровнем интеллекта и творческих способностей, как и остальные люди. Прохождение теста на IQ показало, что они хуже разбираются в математике и ориентируются в пространстве, чем другие. Это отчасти объясняется тем, что некоторые цифры, например 6 и 8, имеют одинаковую окраску, поэтому синестеты их путают. Но у них больше развита память. Они склонны запоминать расположение вещей, у некоторых даже развивается маниакальная приверженность к порядку.
Как мы уже убедились, некоторые известные люди были синестетами. Вот еще несколько примеров:
В. Моцарт – австрийский композитор. Он обладал цветным слухом, говорил, что си-бемоль в миноре – черная, а гамма ре-мажор – тепло-оранжевая.
Ф. Лист – венгерский композитор. Работая капельмейстером в Вене, он однажды удивил оркестр, попросив играть тональность «немного синее».
М. Монро – актриса, певица, фотомодель. Ее биограф и племянница утверждают, что Мэрилин была способна «видеть вибрацию» от звука.
М. Ганье – карикатурист, художник. Создатель синестетических вкусовых последовательностей в произведениях Disney и Pixar.
Р. Фейнман – физик, Нобелевский лауреат. Графема-цветовая синестезия.
А. д’Абади – географ, этнолог, лингвист. Редкая форма синестезии – видел числа, о которых думал, в окружающих вещах – деревьях, домах, предметах обихода.
Примерами синестетических произведений является роман «Дар» В. В. Набокова, стихи А. Рембо, симфоническая поэма «Прометей» А. Н. Скрябина, картины современной американской художницы К. Стин.
Напоследок, стихотворение А. Рембо, в котором он описал «свои» представления о цветах букв:
- А – черный; белый – Е; И – красный; У – зеленый.
- О – синий: тайну их скажу я в свой черед,
- А – бархатный корсет на теле насекомых,
- Которые жужжат над смрадом нечистот.
- Е – белизна холстов, палаток и тумана.
- Блеск горных родников и хрупких опахал!
- И – пурпурная кровь, сочащаяся рана
- Иль алые уста средь гнева и похвал.
- У – трепетная рябь зеленых волн широких,
- Спокойные луга, покой морщин глубоких
- На трудовом челе алхимиков седых.
- О – звонкий рев трубы, пронзительный и странный,
- Полеты ангелов в тиши небес пространной –
- О – дивных глаз ее лиловые лучи.
Отзывы и комментарии
Обсудить тему статьи, выразить свое отношение к творчеству синестетов и просто поделиться впечатлением от прочитанного, можно оставив комментарий ниже.