Анри Файоль – теоретик и практик менеджмента, основатель административной школы управления, автор работы «Общее и промышленное управление». В своей концепции он формулирует 14 принципов управления, знание которых будет полезно для каждого. Особенно для руководителей и тех, кто стремится проявить свои лидерские наклонности.
Разделение труда
Цель разделения труда – концентрация работающего на меньшем количестве целей и задач. Направляя внимание и все свои силы в одно русло, он работает более эффективно.
Если взять два коллектива – с разделением труда и без – то при прочих равных, первый выполнит больший объём задач и сделает это более качественно.
Полномочия и ответственность
Тот, кто наделён властью, должен нести ответственность за принимаемые решения и отдаваемые приказы. За все последствия работы коллектива отвечает тот, кто имел полномочия управлять им.
Дисциплина
Работники должны уважать и соблюдать правила своей компании. Также должны существовать руководители, которые будут следить за послушанием членов компании и наказывать их в случае нарушения принятых соглашений.
Единоначалие
У каждого работника должен быть только один непосредственный начальник, который будет давать ему указания и контролировать выполнение работы.
Единство действий
Все группы, действующие в рамках одной цели, должны иметь единый план действий и одного руководителя.
Подчинённость личных интересов
Личные интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов компании или какой-либо другой организации. Рабочие интересы должны превалировать.
Вознаграждение персонала
Работники должны получать достойную и заслуженную награду, которая будет их стимулировать на дальнейшую работу. Регулярные поощрения также воспитывают в сотрудниках компании верность своей организации и желание работать ещё лучше.
Централизация
Наличие управляющего центра столь же необходимо, как и наличие разделения труда. Степень централизации, её пропорции с децентрализацией, зависит от конкретных условий и определяется для каждого случая индивидуально.
Иерархия
В любой организации должна существовать иерархия от руководителя низшего звена до главного управляющего. Это необходимо для нормального функционирования компании. Но иерархическая лестница должна быть как можно меньше и не должна приносить вред.
Порядок
У каждого сотрудника должно быть своё место, свои задачи, и он должен находится на этом месте и выполнять эти задачи.
Справедливость
Это сочетание правосудия и благожелательности. Управляющее звено должно относиться к своим подопечным справедливо и с уважением. Там, где есть место несправедливости, нет места продуктивной работе.
Стабильность рабочих кадров
Текучка – следствие плохого управления. Она ослабляет компанию, делает её менее эффективной. Файоль считает, что посредственный руководитель, который крепко держится за своё рабочее место, лучше, чем талантливый, но ненадёжный и быстро уходящий, управленец.
Инициатива
У всех работников должна быть возможность проявить её, высказать свои идеи и предложить способы повышения эффективности компании. Инициатива придаёт организации силу и энергию.
Корпоративный дух
В коллективе должна быть гармония. Чем сильнее сплочены работники, тем они продуктивнее. Сила в союзе и синергии.
Уверен, что после знакомства с этими принципами вам будет гораздо легче организовать эффективную работу любого коллектива и достойно его возглавить.
Желаю успехов!